Пояснение схемы парцуфим
///////
Мировая гора, абсолютная высота -
Подземный мир, абсолютный низ -
В жизни это высокая гора и глубокая впадина
Линии X - X показывают место восхода и заката, Востока и Запада. Они находятся на противополжных концах горизонта и обозначаются точкой утренней и вечерних зорь. Днем южная сторона, где солнце в зените, соединена мысленно с северной стороной, где сверкает Полярная звезда. Эта линия верха перпендикулярна предыдущей горизонтали, но она - в другой плоскости. Так в семитских языках представлена трехмерность мира и заложена основа для ориентации в пространстве.
Для Израиля Север обозначен снежным пиком горы Хермон и хребтом Ливана (белеющий). С севера зимой налетает снежная буря. Верх Севера обозначен знаком "белый" - - - Ливан - Белый свет. Глубокие ущелья ссеверных нагорий, где обитали духи "черные" - - Черный провал, колдовство. Юг, где пылает солнце, где Красное море, где разломы гор красны, где было царство Эдома - - красный.
Трактовка схемы парцуфа " ".
Человек, на стоянке и в постоянном поселенье разводит огонь и приносит Богу жертву . Если жертва сгорела полностью , значит она была угодна Богу. Но если она тлела, испускала дым - - это был дурной признак. Это означало,, что Бог - отворачивался, оставлял человека. Он оставался без помощи - пребывать, оставаться без ничего. На верху о нем - забывали, предавали забвению.
Но упорный человек приносил в храм - льняные ткани, мрамор, сладкое питье - лакрица. И ему был послан - дар Бога. Он был доволен, что у него все необходимое - имеется. Так проходило шесть дней - , соответствуещие творению.
Аналитика корней и Каббалистика.
В практике учения Каббалы встречаются ряд понятий и терминов вполне приемлемых для основания лингвистико-философской дисциплины - "аналитика корней" - исследование структуры и динамики корневого фонда языка или языков, в частности, иврита.
"Аналитика корней" начинает рассмотрение корней, начиная с односоставных, односогласных, простейших,древнейших, первообразных протокорней: и ряда других. Каббалистика ввела понятие "сфира", "сфирот" - сферы мироздания, отсчет, исчисление сотворения и устройства мира. Сфирот - ступени и меры мира. Счет в древности вёлся с помощью букв: и т.д. Это "исчисление" - "сфира" - обращало внимание на "содержание" букв еврейского алфавита. Аналитика корней также интересуется смысловым наполнением каждого звука языка. Назовем смысловой анализ звука - буквы "сфира". На основе односогласных корней строится некая архитектоника корневого гнезда - своеобразный срез мира - вид мира, взгляд на мир. В Каббале - "парцуф" - вид некоего построения: , , , , , - - … И наконец тот смысл, который генерируется из первичного корня - придает специфичность каждому построению - , … - отец. В Каббале есть отдельные названия - "бина" - понимание, осмысление, типа , , и т.д. Это неожиданно совпадает с нашим подходом. Добавим, что кабала рассматривает структуру "древ жизни" - с его корнями - и здесь еще плотнее сомкнется с той трактовкой Торы, иудаизма, еврейского взгляда на мир.
Связь парцуфим
Если каждый парцуф передает тот или иной аспект мироздания, те или иные реалии; то объекты, предметы, их признаки, действия и всевозможные обстоятельства как бы сопрягаются частью своего смыслового содержания.
Если внутри матричного построения мы наблюдаем определенные оппозиции, отношения и связи между противостоящими корнями - понятиями, то более трудно найти смысловые соответствия среди односложных феноменов.
Сравним - : свет - Бог, - : отец - мать, -. : я - ты, - : пар - огонь, - : сейчас - быстро и т.д. Перед нами смежные понятия, занимающие в схеме высокий уровень некоего изначального потенциала, в то время как понятия - гора, - величие, - эхо, - тзвук, - яркий свет, - сила, мощь и др. Показывают некое наииболее высокое состояние предмета или качества. Так же: ,. , , , , , и другие - показатели самого низкого уровня.
Корни с начальным указывают на некое стремление снизу - вверх: - расти, - дерево, - дым, - вставать, подниматься и др.
Маркировка свойственна производным глаголам и прилагательным: - прийти, - вознестись, - парить, - выходить, - уставать, - закончить, - сотня, увеличение, - извергать.
Замечательно, что внутри каждого парцуфа его узловые точки объединены общим смыслом, заложенным в центральном пункте данного построения: - внутри, - войти внутрь, - находящийся внутри, отец и т.д.
Группы парцуфим оказываются родственными благодаря "родству" их исходных звуков: - внутри - - здесь, другие оказываются близкими поо исходной сути: - огонь - - очаг, - свет - - Бог, иные находятся в общем жизненномм ряду: - отец, - мать - члены семьи, родня. Иные объеддинены мировоззрением: - мать, но и земля, - нос, но и гнев. Проявлением такой симметрии служат эпитеты: белый царь - справедливый - белый свет, красная земля - красная сторона, Яаков отбирает
черных овец - Азазелу. Так разум и деятельность людей связывали и поныне связывают песчинку и космос, каплю и океан, растение и страны света, человека и его род, евреев и Бога.
Парные маркированные первичные корни в Торе
«Ориентация» в книге «Коэлет»
«И спешит к месту своему, где оно восходит."
"Екклезиаст" 1:3 3.
Все суета сует.
2.
3.
4.
"Идет ветер к югу Ю
С
И возвращается ветер на круги свои и переходит к северу"
5.
Псалмы 101 - 103.....................................................................
Благословение
«В день, когда воззову к тебе скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни мои…Дни мои, как уклоняющаяся тень… Ты восстанешь, милосердишься над Сионом… Ибо созиждет Г-дь Сион и явится во славе своей… С небес призрел Г-дь на землю… В начале Ты основал землю и небеса… Он избавляет от могилы жизнь твою. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Г-даю Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет. Перейдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Господи, Ты одеваешся светом, как ризою, и простираешь небеса, как шатер.
Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь… огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах… Бездною, как одеянием покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прощения твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не прейдут возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долинах, между горами текут, поят всех полевых зверей… Ты напояешь горы с высот своих… Высокие горы - сернам, каменные утесы - убежища зайцам.
Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму, и наступает ночь… Восходит солнце, и звери собираются в свои логовища. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Г-ди. Все создал ты премудро, земля полна творений твоих. Это море великое и пространное, там - пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими… Скроешь лицо Свое - они мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть твою возвращаются. Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли!»
Корни с нормальными грамматическими префиксами " " в Танахе.
1. - огорчать, печалить.
"И огорчать сынов человеческих" ("Эйха" 3:33) («Плач Иеремии»).
2. - Бог, Господь.
"Рука на престоле Господа" ("Исход 17:16)
3. - быть разбрызганным, - брызгать, лить.
"Обрызганное омой" ("Левит" 6:20)
4. - водить
"Ты ведешь" ("Шмот" 13:16)
5. - ударить, убить.
"Он убил Египтянина" ("Исход" 2:12)
6. .- притеснять, обманывать
"Он никого не притесняет" ("Иезкиель" 18:7)
7. .-.выметать, выгребать.
8. - быть прекрасным.
"А Иосиф был прекрасен на вид" ("Бытие" 39:6)
9. - кидать, стрелять
"Или застрелит его стрелой" ("Исход" 19:13)
10. - имеется, находится
"Есть 50 праведников"
11. - передвигаться, переходить на другое место
"Он дал взаймы и не взыскал дом"
. 12. - подходить, годиться, быть пристойным,, красивым, приличным.
«Как и надлежит тебе» («Иеремия» 10:7)
О функциях языка в свете исследования корневого фонда ("radical analysis").
Общеизвестно: на языке думают, говорят и пишут, также - слушают и читают. Язык - это инструмент выражения и общения. Это его инструментальная функция. Его изучают младенцы и учащиеся всех возрастов - чтобы применить освоенный инструмент. Но за время своего развития язык накопил необъятную информацию о строении мироздания, человеческого общества, разумного восприятия действительности. Изучить это сокровище разума и духа - значит познать мир, разум и самого себя.
Иврит предоставляет человечеству уникальную возможность подняться выше и идти дальше.
Дух иврита отлично сопрягается со строением "древа познания добра и зла посреди сада" и "древа жизни". Его символизировала семилампадная менора, затем звезда в виде шестиугольной розетки и шестиугольный магендавид. Все они наглядно реализуют мысль о противоположности абсолютного верха абсолютному низу, линию верха с зеркальной симметрией, параллельную ей линию низа и линию центра, точку центра с четким окружением. Точно такую же архитектонику простейших первичных корней демонстрирует самый древнеписьменный язык иврит, воплощенный в Торе. А Тора - воплощение иврита, как иврит – основа Торы.