Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова
[Гл.] 1. Святой апостол и наперсник Христов начинает свое послание рассказом о том, что он сам слышал, видел своими глазами и осязал своими руками.
Ст.2. О Слове Животном[17], вечном, Ипостасном, Которое было у Отца и явилось нам. Ибо жизнь явилась, продолжает он, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам... Какая величайшая степень достоверности! Как не верить рассказу апостола о том, что он сам видел, слышал и осязал! Здесь и для всякого плотского человека достаточное уверение в истине.
[Ст.9]. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. И так каждый раз: как только согрешишь, исповедай пред Богом искренно грех твой – и тебе оставится он. Вздохни, поскорби – и исцеление верно.
Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися[18].
Гл.2, ст.17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Ст.25. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Посланник Самой воплощенной Истины свидетельствует, что эта Истина, Бог Слово обещал нам жизнь вечную после смерти на небесах. Какое утешение для всякого добродетельного человека: после трудов и подвигов настанет вечное утешение, вечный покой!
Гл.3, [ст.1 – 2]. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его... Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. То должно быть несомненно, что мы будем подобны Ему, когда Он явится нам: дети должны быть подобны Отцу, с Которым они будут вместе; иначе как же можно видеть незримое и неописанное Божество! Видеть такое Существо может только тварь, одаренная некоторым подобием с Ним. Чтобы видеть, например, человека, нужно иметь орган зрения, способный переводить в нашу душу черты видимого человека, по которым мы составляем понятие об нем; или чтобы видеть инфузорию, нужен микроскоп, или такой инструмент, который ничтожную, незримую простым глазом тварь делал бы заметною и удобозримою; словом, каков предмет, таково должно быть и орудие зрения, то есть нужна сообразность между предметом зрения с самым органом зрения. Так как Бог есть Чистейший Дух, то естественно, что для созерцания Его нужен не вещественный дебелый глаз, а совершенно другое зрение – духовное; а как это духовное зрение закрывается теперь телесною нашею оболочкою, которая материальна и груба, то необходимо верить, что эта оболочка утончится до того, что не будет препятствовать нам созерцать предметы мира духовного, будет сама духовною. Итак, когда Бог явится нам опять, мы непременно подобны Ему будем, ибо увидим Его, как Он есть.
3 ст. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.
10 ст. Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
14 ст. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
[Ст.] 16. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Бог есть любовь: доказательства сильнее не может быть, как смерть за нас Господа.
Гл.4, [ст.6, 9 – 10]. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас... Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Мы от Бога, потому что исповедуем, что Бог Слово Иисус Христос был на земле во плоти.
Бог любит нас. В чем выразилась эта любовь? О! Эта любовь выразилась в самых исполинских размерах, или, лучше, она выразилась беспредельно: чтобы мы не погибли навеки, Он послал в мир Единородного Сына Своего – для чего? Да вкусит за всех смерть, хотя Сам и не заслужил ее – притом где? – На Кресте. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него – во веки веков. В том заключается все величие Божией к нам любви, что Он так горячо, беспредельно любит нас, тогда как мы не заслуживаем этого по своим грехам, за свое отвращение от Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
17 ст. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда... Как же мы будем иметь смелость стоять на Суде потому только, что пребываем здесь в любви? – Так, что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день Суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. Потому что поступаем в мире сем, как Он. Потому мы будем иметь смелость на Суде, что тогда, как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться Суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь.
18 ст. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение...
19. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Гл.5, ст.3. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
Ст.5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Как не побеждать мира тому, кто верует, что Иисус Христос есть всемогущий Бог, Который силен исполнить Свои обетования и никогда не может отречься от того, что обещал? Как не побеждать мира тому, кто верит, что он сядет на одном престоле с Сыном Божиим? Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем [Откр. 3, 21].
Ст.12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (Потому что живот вечный в Сыне Божием есть.)