Первая вещь – это происхождение и род Пророка, салаллаху алейхи уасалям
Аллах, субхана уа тагаля, говорит в суре «ат-Тауба» (128): «К вам явился посланник из вашей среды…».
Ученые-муфассиры объясняют этот как, то, что Пророк, салаллаху алейхи уассалям, родился в законном браке, у него есть отей и мать, род его известен всем.
Джафар ибн Абутолиб, радыйаллаху анху, с группой сахабов (одни из первых мухаджиров) приехав в 5-м году пророчества из Мекки в Эфиопию, отвечал на распросы местного царя Наджаши о Мухаммаде, салаллаху алейхи уассалям: «Аллах ниспослал нам своего Пророка, Посланника! И мы знаем его род, знаем, что он правдив и заслуживает доверия».
Имам Бухари приводит в своей книге «ас-Сахих» хадис от ибн Аббаса: «Когда делегация мушриков из Мекки во главе с Абу Суфьяном (в то время еще не принявшим ислам) прибыла в Шам (Сирия, в то время подвластная территория римлян) уже после хиджры Пророка, салаллаху алейхи уассалям, император Ираклий стал расспрашивать их о Мухаммаде, салаллаху алейхи уассалям. Тогда Абу Суфьян на вопрос о происхождении Пророка, салаллаху алейхи уассалям, так отвечал: «Он из очень известного всем и уважаемого рода в Мекке!». Удовлетворенный ответом Ираклий (в то время римляне следовали Исе, алейхи салят уассалям, и читали Инджил, и в общих чертах им было известно о последнем пророке) объяснил Абу Суфьяну, что был уверен в том, что Мухаммад, салаллаху алейхи уассалям, из известного всем рода, потому что все пророки и посланники Аллаха были людьми известного происхождения».
Шейх ат-Тамими называет имя Пророка: «Мухаммад сын Абдуллы сын Абдульмутталиба сын Хашима. Хашим является из рода племени Курайш, Курайш является одним из арабских племен, а арабы являются потомками Исмаила, сына друга Аллаха Ибрахима аль-Халиля, да пребудут над ним и нашим Пророком благословение и мир».
Бухари в своем сборнике «ас-Сахих»: «Настоящее имя дедушки Пророка Абдульмуталлиба – Шейбатуль Хамд. Дело в том, что отец дедушки Пророка, т.е. прадедушка Пророка Хашим жил в Мекке и держал в ней власть, как и весь род Пророка. Вдобавок он был купцом и часто ездил с торговлей в Шам (Сирия, Иордания, Палестина, Израил). Однажды направляясь в Шам со своей беременной женой, он вынужден был оставить жену по дороге в Медине. Сам продолжил свой путь в Шам. В пути он умирает. Брат Хашима Альмуталлиб унаследовал власть в Мекке. В те времена, люди по чертам лица человека могли определить какого он рода, кто его отец и родственники. Однажды приехавшие из Медины люди пришли к Альмуталлибу и сказали, что видели в Медине мальчика очень похожего на него. И тогда Альмуталлиб вспомнил о том, что его брат оставил свою беременную жену в Медине. Выехав туда, он нашел этого мальчика, своего племянника и его звали Шейбатуль Хамд. Будущий дедушка Пророка, жил в Медине среди своих дядей со стороны матери. По началу на просьбу Альмуталлиба отдать племянника родственники со стороны матери отказались. Но после того, как Альмуталлиб объяснил, что в скором будущем Шейбатуль Хамд сможет унаследовать власть в Мекке, они согласились и отпустили мальчика с его дядей в Мекку. После долгой дороги мальчик выглядел почерневшим и грязным. Поэтому люди, увидевшие вернувшегося из Медины Альмуталлиба с каким-то мальчиком, подумали, что Альмуталлиб купил себе раба. И потому так и прозвали этого мальчика абдульмуталлиб, что переводится как «раб альмуталлиба». С тех пор это имя привязалось к мальчику. И все забыли про его настоящее имя и продолжали его так называть, даже когда он стал одним из правителей Мекки. Поэтому правильным имя Пророка, салаллаху алейхи уасалям, будет таким: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Шейбатуль Хамд ибн Хашим ибн Абдыманаф ибн Кусайя ибн Киляб ибн Мура ибн Кааб ибн Луй ибн Голиб ибн Фахр ибн Малик ибн Назр ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрикя ибн Илиас ибн Мударр ибн Назарр ибн Маад ибн Аднан».
До Аднана родословная Пророка, салаллаху алейхи уасалям, считается достоверной. После Аднана в родословной Пророка существует разногласие. Но достоверно известно, что происхождение Аднана, а значит и Пророка, идет от Исмаила сына Ибрагима, да пребудет над ними и нашим Пророком мир и благословение Аллаха. Так говорит шейх ат-Тамими: «Хашим является из рода племени Курайш, Курайш является одним из арабских племен, а арабы являются потомками Исмаила, сына друга Аллаха Ибрахима аль-Халиля, да пребудут над ним и нашим Пророком благословение и мир».
У Ибрагима, алейхи уасалят уасалям, было два сына Исмаил и Исхак. От Исхака произошли все пророки бану исраил. А от Исмаила – наш пророк Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям.
Кунья Пророка – Абулькосым. Приходит в хадисе, что Пророк разрешает называть детей его именем, но запретил называть кого-либо своей куньей!
Отец Пророка, салаллаху алейхи уассалям, Абдуллах умер, когда Пророку, салаллаху алейхи уассалям, было около 2-х лет (или несколько месяцев), возвращаясь из торговой поездки между Мединой и Меккой. По версии некоторых ученых Пророк, салаллаху алейхи уассалям, был еще в утробе своей мамы Амины на 6-м месяце.
Мать Пророка, салаллаху алейхи уассалям, тоже была из известного рода Медины и умерла она когда Пророку, салаллаху алейхи уассалям, было всего 6 лет.
Дедушка Пророка, салаллаху алейхи уассалям, Абдульмуталлиб (Шейбатулдь Хамд) после смерти своего дяди Альмуталлиба (брата Хашима) унаследовал власть в Мекке. У него долгое время не было сыновей. И однажды он дал завет Аллаху, что если Господь даст ему 10 сыновей, одного их них он принесет в жертву. И Аллах дает ему 9 сыновей, среди которых Аббас, Хамза, Абу Ляхаб и другие. И 10-м родился Абдулла, отец Пророка, салаллаху алейхи уассалям. Помня о своем обещании, Абдульмуталлиб решил принести своего младшего сына в жертву. Узнав об этом, тогдашние ученые-жрецы предложили провести обряд выкупа – бросать жребий между Абдуллой и верблюдами. Первый жребий между Абдуллой и 10-ю верблюдами пал на Абдуллу. После привели еще 10 верблюдов и снова бросили жребий, и снова жребий был на Абдулле. И так продолжалось пока количество верблюдов не дошло до 100 – и только тогда жребий пал на верблюдов, которые и были принесены в жертву. Так Аллах спас от смерти будущего отца нашего Пророка, салаллаху алейхи уассалям. Всвязи с этой историей, «Пророк, салаллаху алейхи уассалям, говорил: «Я сын двоих, приготовленных к жертопринесению Аллаху!». Первым был его предок Исмаил, алейхи салят уассалям, которого его отец Ибрагим, алейхи салят уассалям, готов был принести в жертву Аллаху. Вторым – отец Пророка, салаллаху алейхи уасалям, Абдуллах!
Изучая родословную нашего Пророка, салаллаху алейхи уасалям, люди должны также изучать свою собственную родословную. К сожалению, большинство современных мусульман слабые в этом вопросе. Как приходит хадис от Абу Хурейры (Тирмизи, Ахмад): «Пророк, салаллаху алейхи уассалям, говорил: «Изучайте свой ансаб – свой род. Не для гордости, а для поддержания родственных связей». Поддержание родственных связей – это из основ ислама, это одно из любимых Аллахом дел.
Изучение своего рода не должно привести человека к возвеличиванию своего рода над другими, к проявлению высокомерия или национализма. Нет! Только для поддержания родственных связей.
Имам Заркаши в своей книге «ан-Нукат» передает от Абу Али аль Гасани: «Аллах дал три вещи исламу, которые не дал ни одной другой религии. Это иснад (установление цепочки передачи знания от Пророка), игроб (изучение грамматики арабского языка) и ансаб (изучение родословной)».
Хадис (имам Ахмад, ибн Маджа, Бухари (в книге «Адобульмуфрат»)) от Хусайля, радыйаллаху анха: «Мой отец спросил Пророка, салаллаху алейхи уасалям: «Является ли чрезмерная любовь к своей нации или роду запретным делом?» На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил: «Нет. Но запретным является то, что человек защищает и поддерживает свой род или нацию, несмотря на несправделивость его рода или нации к другим людям»».
Отказываться от своего рода или жалеть о своем происхождении является очень опасным занятием. Доказательство на это в хадисе (Бухари) от Абу Зарр аль Гисари: «Пророк, салаллаху алейхи уассалям, сказал: «Каждый, кто отказывается от своего рода и заявляет себя от другого рода пусть возьмет свое место в Аду».
Муслим должен изучить и любить свой род только для поддержания родственных связей и только ради Аллаха, потому что Аллаху нравится это дело его раба. Как приходит в хадисе: «Пророк, салаллаху алейхи уассалям, сказал: «Если человеку не помогли его дела, то его родословная, его происхождение ему ничем не поможет»».
Поэтому в качестве примера сравнивают положение такого великого сподвижника как Сальман аль Фарси, радыйаллаху анху, который стал таковым благодаря своей вере, своим делам и своей приверженности Сунне. И он не является родственником Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Он не является даже арабом. И прямая противоположность этому сахабу один из близких Пророку людей, дядя Пророка Абу Ляхаб, о котором в Коране сказано, что ему ничем не помогло его родство с Пророком, салаллаху алейхи уасалям, и он будет гореть в Аду.
Также приходит в хадисах, что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, обращался к своей дочери Фатиме, дяде и тете с призывом торопиться совершать праведные дела, потому как их родство с ним, салаллаху алейхи уасалям, им никак не сможет помочь.
Шейх ат-Тамими упоминает, что Пророк из племени Кураиш, а Кураиш род из арабских племен. По этому поводу приходит хадис от Абу Суфьян (Тирмизи): «Пророк сказал: «Аллах разделил людей на две части: арабы и не арабы. И сделал меня из лучших»». Отсюда мы понимаем, что арабы как народ, как нация лучше других народов и наций (аджам). Но это не значит, что любой араб лучше любого неараба. Сегодня существуют люди не арабской национальности, которые лучше миллиона арабов. Далее в этом же хадисе Пророк, салаллаху алейхи уассалям, продолжает: «Потом Аллах разделил арабов на племена и сделал меня из лучшего племени (т.е. племя кураиш лучшее из арабских племен), затем разделил кураиш на рода и сделал меня из лучшего рода (т.е. род Хашима лучший из родов племени Кураиш)». В этом мы берем доказательство того, что Пророк Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям, лучший из людей!!!