А) Разрушающие веру воззрения
1. Отрицание существования Аллаха и Его единственности или сомнение в этом.
2. Отрицание пророческой миссии Мухаммада, e, или сомнение в ней. Неверием является также провозглашение пророчества после Мухаммада, e, подобно человеку по имени Гулам Ахмад из Кадиании, который объявил себя пророком. Коран опроверг все подобные заявления: «Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)» (аль-Ахзаб, 40).
3. Отрицание существования Судного Дня, Рая, Ада, воздаяния, ангелов, джиннов и пр.
4. Отрицание Священного Корана или хотя бы одной буквы в нем. Всевышний Аллах сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников»(аль-Бакара, 285).
5. Убеждение в том, что люди могут не подчиняться шариату Мухаммада, e, а принимать христианство, иудаизм, кришнаизм или следовать за другими заблудшими учениями. Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»(Аль Имран, 85).
6. Убеждения в том, что многобожники, атеисты, христиане или иудеи придерживаются прямого пути, а их воззрения лучше исламских законов, или же сомнение в их неверии. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: «Эти следуют более верным путем, чем верующие».&Они – те, кого проклял Аллах, а кого проклял Аллах, тому ты не найдешь помощника»(ан-Ниса, 51-52).
7. Воздвижение посредников между человеком и его Господом, к которым взывают о помощи и заступничестве и на которых уповают, будь то пророк, ангел или праведник. Всевышний сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует»(аз-Зумар, 3).
8. Отрицание обязательности совершения пятикратной молитвы, выплаты закята, соблюдения поста или какого-либо иного безоговорочного предписания религии.
9. Признание дозволенным того, что безоговорочно запрещено в исламе, например, прелюбодеяния, ростовщичества, алкогольных напитков и т.д., либо запрещенным того, что безоговорочно разрешено.
10. Предпочтение законов, придуманных людьми, законам шариата или же утверждения о том, что Коран и исламские законы не приемлемы для нашего времени и являются причиной отсталости мусульман, и что они распространяются только на духовную и моральную стороны жизни, не затрагивая политику и общественные отношения. Поэтому человек, который, зная об истине, отрицает хотя бы одно из постановлений религии, будь то необходимость совершения намаза или соблюдения поста, забивания камнями прелюбодеев или отрезания руки вору, является неверующим. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение»(ан-Ниса, 60); «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (аль-Маида, 44).
Если же человек признает закон Аллаха, но из-за слабости своей веры не следует ему, то он не является неверующим.
11. Ненависть к чему-либо из того, что принес посланник Аллаха, даже если он и совершает это. Аллах сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!»(Мухаммад, 9).
Также недопустимо, чтобы правоверный был недоволен постановлением Аллаха либо восставал в душе против него, ибо Аллах сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса, 65).
12. Отказ от изучения Ислама и следования им. Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам»(ас-Саджда, 22).
13. Отрицание одного из пророков либо чего-либо из того, что они принесли людям.
14. Отрицание имен и качеств Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, таких как совершенное знание, могущество, жизнь, слух, зрение, речь, милость, вознесение на Трон, высокое положение на нем, нисхождение на первое небо. Сюда же относится отрицание существование у Аллаха Рук, Глаз, Ног и других качеств, которые соответствуют Его величию и не похожи на качества творений, ибо Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(аш-Шура, 11).
В этом аяте Аллах отрицает всякое сходство с творениями и сообщает, что Он обладает слухом, зрением и другими подобными качествами.
Ошибкой и заблуждением является и рационалистическое толкование некоторых божественных качеств в отрыве от их явного смысла. Это касается, например, символико-аллегорического толкования вознесения Аллаха на Трон как овладение Троном.
15. Приписывание творениям Аллаха обладания некоторыми божественными качествами, например, знанием сокровенного, о котором не ведает никто, кроме Всевышнего Аллаха, Который сказал: «Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят…» (ан-Намль, 65)
Божественными качествами не обладает никто – ни посланник Аллаха, ни ангелы, ни святые, и неверие в это несовместимо с исламом.