Нация и этнос – социальные категории, характеризующие группы людей, обладающие общим языком, общими чертами культуры, психики, сознания
Известный антрополог Н.Н. Чебоксаров в 1951 г. дал классификацию расовых типов, в которую вошли три большие расы: экваториальная, или австрало-негроидная, евразийская, или европеоидная, азиатско-американская. Большие расы включают в целом 22 малые расы, или расы второго порядка.
Большие расы:
Экваториальная раса (австрало-негроидная). Темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, выступающая верхняя губа, большая ротовая щель, выступающие вперед зубы.
Евразийская раса. Светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий и резко выступающий нос, высокое переносье, продольное расположение ноздрей, прямая верхняя губа, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Часто встречаются светлые глаза и волосы. Зубы поставлены прямо. Сильная клыковая ямка. Составляет 2/3 численности населения Земли.
Азиатско-американская раса.Смуглый оттенок кожи, прямые, часто жесткие волосы, слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее переносье, слабо (в Азии) и сильно (в Африке) выступающий нос, прямая верхняя губа, средняя толщина губ, уплощенность лица, внутренняя складка века.
Малые расы.
Евразийская раса.
1. Атланто-балтийская малая раса. Ареал расы - Скандинавия, Британские острова, северные районы Западной и Восточной Европы.
2. Беломоро-балтийская малая раса. Ареал - от Балтийского до Белого морей.
3. Среднеевропейская малая раса. Ареал - вся Европа, особенно Североевропейская равнина от Атлантики до Волги.
4. Балкано-кавказская малая раса. Ареал - евразийский горный пояс.
5. Индо-средиземноморская малая раса. Ареал - некоторые южные районы Европы, Северной Африки, Аравии, ряд южных районов Евразии до Индии.
Азиатско-американская раса.
Тихоокеанские монголоиды
1. Дальневосточная малая раса. Входит в состав населения Кореи, Китая, Японии.
2. Южноазиатская малая раса. Ареал – страны Южной и Юго-Восточной Азии.
Северные монголоиды
3. Североазиатская малая раса. Входит в состав многих коренных народов Сибири (эвенков, якутов, бурятов).
4. Арктическая малая раса. Входит в состав эскимосов, чукчей, американских индейцев, коряков.
5. Американская раса. Ареал - обширная территория Америки.
Экваториальная (Австрало-негроидная) раса.
Африканские негроиды
1. Негрская малая раса. Ареал - саванна и прилесная зона Африки
2. Бушменская малая раса. Ареал расселения - пустынные и полупустынные районы Южной Африки.
3. Негрильская малая раса. Аборигены тропического леса Африки.
Океанийские негроиды.
4. Австралийская малая раса. Коренное население Австралии.
5. Меланезийская малая раса. Ареал распространения - Новая Гвинея и острова Меланезии.
6. Веддоидная малая раса. Ареал расы - острова Индонезии, Шри-Ланка, Южная Индия.
На стыке ареалов больших рас выделяются контактные расы, имеющие особую классификацию.
- На территории, где контактируют европеоиды и монголоиды, выделяются уральская и южносибирская (степи Казахстана) малые расы;
- смешение европеоидов и негроидов дали эфиопскую (восточная Африка) и южноиндийскую малую расу;
- смешение негроидов и монголоидов дали курильскую и полинезийскую расы.
.
24. Понятие генотипа и фенотипа человека.
Биологическая эволюция – сложное явление, состоящее из многих процессов, но в основе их лежит механизм естественного отбора. В наиболее простом виде теория эволюции утверждает, что те особи, которые оставляют больше потомков по сравнению с другими, будут генетически лучше представлены в следующих поколениях и, следовательно, последние будут особенно схожи с этими, успешно размножившимися организмами. Сила отбора, а следовательно, направление и скорость эволюции ограничиваются степенью и природой изменчивости внутри популяции.
Генотип — совокупность наследственных признаков и свойств, полученных особью от родителей, а также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей. Генотип складывается при взаимодействии двух геномов (яйцеклетки и сперматозоида) и представляет собой наследственную программу развития, являясь целостной системой, а не простой суммой отдельных генов.
Целостность генотипа — результат эволюционного развития, в ходе которого все гены находились в тесном взаимодействии друг с другом и способствовали сохранению вида, действуя в пользу стабилизирующего отбора. Так, генотип человека определяет (детерминирует) рождение ребенка, у зайца потомство будет представлено зайчатами, из семян подсолнечника вырастет только подсолнечник.
Новые гены появляются в популяции главным образом в результате мутаций.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа. Сюда относятся не только внешние признаки, но и внутренние: анатомические, физиологические, биохимические. Каждая особь имеет свои особенности внешнего вида, внутреннего строения, характера обмена веществ, функционирования органов, т. е. свой фенотип, который сформировался в определенных условиях среды. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды.
У организмов, обладающих диплоидным или двойным набором хромосом, в фенотипе проявляются лишь доминантные гены. Рецессивные аллели чаще всего не проявляются в фенотипе, но они сохраняются в генотипе, могут быть переданы организмом по наследству, и проявиться у будущих поколений.
25. Экология человека: факторы климатической и экологической адаптации.
Экология человека - это комплексная синтезирующая наука, изучающая закономерности,
динамического взаимодействия людей со всеми факторами среды обитания.
Природа, в которой обитает живой организм, является средой его обитания. Окружающие условия многообразны и изменчивы. Не все факторы среды с одинаковой силой воздействуют на живые организмы. Одни могут быт необходимы для организмов, другие, наоборот, вредны. Есть и такие, которые вообще безразличны. Факторы среды, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами.Они делятся на биотические(связанные с влиянием живых существ) и абиотические (неорганические – свет, температура, влага, ветер, воздух, давление, долгота дня и т.д.).
Адаптация – процесс приспособления организма к условиям внешней среды. В процессе эволюции организмы приспосабливаются к среде обитания, у них вырабатываются специальные приспособления, позволяющие избежать или преодолеть действие неблагоприятного фактора. Так, тёмный цвет кожи является ответной реакцией организма на интенсивное и длительное воздействие ультрафиолетовых лучей. Пигментация кожи постепенно снижается у людей по мере перемещения в высокие широты. В определённой мере размеры тела человека обусловлены климатом, малые размеры тела, или астенический тип сложения, с небольшим подкожным жировым слоем характеры для населения Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. В областях прохладного или холодного климата человек обладает большей массой. Для жителей гор, живущих в разреженной атмосфере, характерен увеличенный объём грудной клетки.
26. Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.
Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор.
Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, что усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну) (павианы). Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян: они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие пред ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах.
Роль социальных факторов в процессе происхождения человека рассматривается в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Ф. Энгельс показал, что именно труд, общественная жизнь, сознание и речь выделили человека из животного мира.
Предпосылки антропогенеза.Высокоразвитая способность к ориентации в окружающей среде и разделение функций между передними и задними конечностями явились существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу при переходе древесных обезьян в новую среду обитания, на открытые безлесные пространства.
Передвижение на двух ногах в первое время было малоэффективным и не давало особых преимуществ в борьбе за существование по сравнению с другими млекопитающими. Однако при освобождении передних конечностей от функции хождения направление естественного отбора изменилось. Рука стала совершенно особым органом, который мог действовать на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме этого рука стала использоваться для изготовления орудий труда. Данное умение приобреталось в течение длительного времени. В процессе изготовления и применения орудий рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Некоторые исследователи отмечают связь между функцией руки и развитием определенных зон мозга. Примерно за 1 млн лет средний объем черепной коробки возрос почти вдвое. Недостатки в скорости передвижения, небольшая мышечная сила и отсутствие мощных клыков и когтей компенсировались использованием орудий для защиты и нападения. Благодаря вертикальному положению тела значительно возрос объем воспринимаемой информации, что позволяло вовремя среагировать на приближение хищника.
Таким образом, прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности. Возрастающий объем воспринимаемой информации совместно с трудовой деятельностью обусловил быстрое развитие головного мозга и способность к групповому адаптивному поведению. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.
Общественный образ жизни как фактор эволюции.Трудность выживания предков гоминид в сложных условиях борьбы за существование при переходе к наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5-6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминид научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей.
Противостоять хищникам также было проще группе, чем отдельным индивидам. Недостатки естественных органов обороны и нападения предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был общественным.
Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы. Становились все более частыми случаи взаимной поддержки и совместной деятельности. Старшие члены коллектива обучали подрастающее поколение отыскивать природные материалы, необходимые для изготовления орудий труда, учили приемам изготовления таких орудий и их применению.
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Орудие может быть сделано только в том случае, если в воображении его создателя складывается мысленный образ и осознанная цель труда. Трудовая деятельность человека помогала развитию способности воспроизводить в уме связные представления о предметах и манипуляциях с ними.
Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи. Скорее всего, первыми словами были короткие команды, которыми члены общины обменивались во время совместной деятельности, название орудий труда и т.д.
Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира.
Взаимосвязанное развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию всего человеческого организма и человечества в целом.
27. Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян:
групповое поведение.
Поведению обезьян свойственны специфические черты, сходные с такими особенностями поведения человека, как сложная социальная структура групп, способность к использованию орудий труда.
Большинство видов обезьян живут группами. Для групп характерна иерархия – система взаимоотношений, при которой одни особи доминируют над другими, те, в свою очередь, могут доминировать над третьими и т.д. Обезьянам присущи кооперативные действия (защита, взаимопомощь), иногда наблюдается довольно высокий уровень организации охоты.
В пределах группы обезьяны испытывают сильную привязанность друг к другу. Несмотря на отсутствие у обезьян членораздельной речи, они могут приветствовать и подбадривать друг друга, проявлять почтительность или агрессивность. При этом обезьяны пользуются разнообразной мимикой, жестами, позами, звуками, выражающими их эмоции. У некоторых стадных обезьян существует более 20 звуковых сигналов с вполне определенным значением.
Голосовой аппарат обезьян не приспособлен для тех разнообразных звуков, которые свойственны человеку. Главным отличием звуковых сигналов обезьян от человеческой речи является то, что они всегда связаны с конкретной ситуацией. Человеческая же речь позволяет передать сообщение о том, чего в данной ситуации нет.
У млекопитающих в целом навыки формируются путем выработки условных рефлексов, подражания, а также путем проб и ошибок. Поведение же приматов основано не столько на инстинктах, сколько на приобретенных в группе навыках. Человекообразные обезьяны способны решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Известен случай, когда шимпанзе, сидя в клетке, догадался вставить одна в другую две палочки, чтобы придвинуть к себе лежащий за пределами клети банан. Новые приемы обращения с различными предметами довольно быстро перенимаются другими обезьянами и становятся чертой группового поведения. В стаде японских макак после того, как одна из самок стала перед едой ополаскивать в воде корнеплоды, этот прием довольно быстро распространился среди других особей.
Обезьяны часто используют природные предметы для «потребительских» целей. Ч.Дарвин наблюдал, как старая беззубая самка шимпанзе использовала камень для дробления пищи. Она тщательно прятала камень после применения и никого к нему не подпускала.
Неизвестно ни одного случая, когда бы обезьяна попыталась усовершенствовать один природный предмет с помощью другого. Поэтому процесс использования обезьянами природных предметов для удовлетворения своих потребностей принято называть предметной деятельностью. Орудийная деятельность подразумевает изготовление одних орудий труда с помощью других. Неспособны, по-видимому, обезьяны и целенаправленно обучать других каким-либо действиям. Эти действия свойственны только человеку.