Человек срубной культуры
Во второй половине II тысячелетия до нашей эры население степной и лесо-степной полосы юго-востока Европы переживало стадию полуоседлых скотоводов земледельцев. В могилах и по- селениях этой поры найдены многочисленные кости домашних животных — лошади, коровы, ов- цы, свиньи и, конечно, собаки. Для данной культуры характерны (крупные сосуды баночного и острореберного типа. Наряду с традиционным костяным инвентарем найдены бронзовые серпы, граненые бронзовые шилья, каменные зернотерки. Ареал распространения этой культуры опреде- ляется районом Поволжья и Придонья до левого берега Днепра. Члены родовых общин погребали своих умерших на своих родовых кладбищах, очень часто объединенных одной курганной насы- пью. Эта стадия культуры названа срубной по типу погребения в деревянном срубе.
Г.Ф. Дебец имел возможность обработать значительный антропологический матери ал (1936 г.); он отмечает, что антропологический материал срубной культуры не дает возможности судить об однородности расового состава населения данной культуры. Дебец указывает, что в общем этот тип тот же, что и у людей эпохи древнеямных захоронений, но более «грацильный». Чаще наблю- дается более слабое надбровье, более крутой лоб, узкое лицо и рост в среднем меньше. Заключая свое описание антропологического типа срубно-хвалынской культуры, Г.Ф. Дебец указывает, что Ц в данном случае следует рассматривать процесс общей направленности расогенеза в постоянной утрате черт типа Брюни-Пшедмост. «Следовательно, население срубно-хвалынской культуры яв-
ляется, по всей вероятности, потомками энеолитических жителей той же области».
Я не имел еще возможности с достаточной полнотой исследовать остеологический материал срубно-хвалынской культуры. Несмотря на значительное коли-
чество хранящихся в музеях черепов этого времени, данный ма- териал мне представлялся мало интересным, так как в своем большинстве он недостаточно аннотирован; как правило, нет сведений о комплексе сопровождающего инвентаря, Совершенно такое же положение с основной массой черепов древнеямной и катакомбной культур. Первая и пока единственная реконструк- ция изготовлена по черепу из типического захоронения срубно- хвалынских культур, раскопанного В.А. Городцовым в 1925 г. в Куйбышевской области, близ села Кайбелы. Это захоронение вырезано монолитом и экспонировано в Историческом музее в Москве.
Трудно на основании одного только черепа утверждать что- либо определенное, но вое же, рассматривая череп из данного захоронения, я не могу прийти к тем же выводам, что и Г.Ф. Де- бец. Итак, я совершенно согласен, что в своей основе это не- сколько более грацильный генетически единый антропологиче- ский тип древнеямной культуры данной территории. Однако по- ка нет оснований говорить о сходстве черепов срубно- хвалынской культуры с черепами энеолита и неолита Волго- Окского и Днепровского бассейнов. Во всяком случае в данном черепе я не могу найти и признака черт, отмеченных мною для приднепровских стадий неолита и энеолита (сурской, А и Б); в равной степени нет элементов сходства с черепами из Баланова и неолита лесной полосы. Своим замечанием я отнюдь не отвожу гипотезы об автохтонном развитии антропологического типа срубной культуры на местной древней основе, но считаю, что связывать этот антропологический тип с древним типом кро- маньонцев, представленных эпипалеолитом Крыма и раннего не- олита Днепра, нет основания. В такой же мере нет данных объе- динять этот череп с черепами из Балановского могильника. Об- щая конфигурация черепа со своеобразным острым выступанием надпереносья и надбровья, некоторая уплощенность всей перед- ней части свода черепа, длинные носовые косточки прямого
профиля, узкое лицо, относительно высокая альвеолярная часть верхней челюсти и грацильная нижняя челюсть — все эти черты ставят обрабатываемый череп в особую категорию. Из поздних
Рис. 63. Человек срубной культу- ры.
аналогий не могу не указать на несомненное сходство данного черепа с черепами из курганных захоронений славян Белоруссии. Эти черепа имеют большую общность не только в основных чер- тах, но и в ряде мелких деталей лицевого скелета. Во всех этих черепах можно видеть элементы одного и того же антропологического типа, столь отчетливо представленного в черепе срубно- хвалынских культур из Кайбелы. Расколки смежных и более ранних памятников должны в конеч- ном итоге решить вопрос об этногенезе мощного пласта антропологического типа срубно- хвалынской культуры. Реконструкция человека срубной культуры экспонирована в Музее антро- пологии и этнографии в Ленинграде (рис. 63).