Сабит ибн кайс аль-ансари

Единственным человеком, чьё завещание, данное им после его смерти, исполнилось, был Сабит ибн Кайс.

Из истории

Сабит ибн Кайс аль-Ансари был одним из главных вождей племени аль-Хазрадж (Аль-Хазрадж – арабское племя йеменского происхождения, которое, переселившись в Медину, обосновалось там. Вместе с племенем аль-Аус оно составило основную группировку ансаров), а также знатным человеком во всем Йасрибе.

Наряду с этим он был проницательным, умным, находчивым и очень красноречивым человеком. Сабит мог одержать победу в любом споре, а когда обращался к людям с речью, то полностью овладевал вниманием слушателей.

Одним из первых в Йасрибе он принял исламскую веру, так как, услышав аяты Священного Корана, которые декламировал своим мелодичным и проникновенным голосом мекканский проповедник-юноша по имени Мусаб ибн Умайр, Сабит был пленён их сладкозвучием. Его сердце было покорено сияющей истиной Книги Аллаха, которая очаровала Сабита своими праведными наставлениями и законоположениями.

Аллах раскрыл его сердце для принятия истинной веры, уготовил для него высокое предназначение и прославил его, поставив под знамя Пророка Ислама.

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, переселившись из Мекки, Сабит ибн Кайс устроил ему горячий приём, встретив его во главе целой кавалькады лучших и знатнейших рыцарей своего народа. Как дорогих гостей Сабит поприветствовал Пророка и сопровождавшего его Абу Бакра. Он обратился к Посланнику Аллаха с проникновенной речью, в начале которой восславил Аллаха, горячо возблагодарил Его, благословил и поприветствовал Его Пророка.

Свою речь Сабит закончил следующими словами:

– Мы даём тебе, о Посланник Аллаха, торжественное обещание защищать тебя от всего того, от чего мы защищаем самих себя, своих детей и женщин. Что нам будет за всё это?

– Рай, – ответил Пророк.

Едва слово “Рай” достигло ушей присутствующих, как их лица осветились радостью, и они в восторге воскликнули:

– Мы довольны, о Посланник Аллаха... Мы довольны, о Посланник Аллаха...

С того самого дня Посланник Аллаха сделал Сабита ибн Кайса своим оратором подобно тому, как Хассан ибн Сабит стал его поэтом.

Когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину прибывали делегации различных арабских племён, в которые входили лучшие ораторы и поэты для проведения состязаний в красноречии и поэтическом даре, то на соревнование ораторов Посланник Аллаха всегда посылал Сабита ибн Кайса, а на соревнования поэтов – Хассана ибн Сабита.

* * *

Сабит ибн Кайс был глубоко верующим человеком, богобоязненным и истинным праведником, трепещущим пред своим Владыкой и всячески остерегающимся всего того, что могло бы вызвать гнев Всевышнего и Всемогущего Аллаха.

Как-то раз Посланник Аллаха увидел Сабита в состоянии глубокой печали и отчаяния, трепещущим от страха и ужаса. Он спросил его:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад?

– Боюсь, что пропала моя душа, о Посланник Аллаха, – ответил Сабит.

– Это почему же? – задал вопрос Пророк.

Сабит ответил:

– Всевышний и Всемогущий Аллах запретил нам обольщаться восхвалениями за то, чего мы не сделали, а я нахожу, что мне нравятся восхваления... Он запретил нам высокомерие и кичливость, а я нахожу, что мне любезно тщеславие.

Всячески успокаивая его, Посланник Аллаха сказал:

– О Сабит! Разве тебе не нравится вести жизнь, достойную восхваления, или пасть геройской смертью на поле боя и стать обитателем Рая?

Лицо Сабита засияло, когда он услышал эту радостную весть, и он воскликнул:

– Да, конечно, о Посланник Аллаха! Разумеется, я хочу этого, о Посланник Аллаха!

Пророк сказал:

– Тогда это суждено тебе!

* * *

Когда Всевышний Аллах ниспослал следующее высказывание:

“О вы, верующие, не поднимайте голоса вашего выше голоса Пророка, и не обращайтесь к нему громко с речью, как вы обращайтесь друг с другом, дабы не сделались дела ваши тщетны а вы и не знаете”.(Комнаты, 2)

Сабит ибн Кайс сразу же начал избегать все собрания Посланника Аллаха, несмотря на свою огромную любовь к нему и большую привязанность. Большую часть времени он оставался дома, покидая его только для совершения общего намаза.

Узнав, что Сабит ибн Кайс избегает собрания, Пророк спросил:

– Кто проведает Сабита и расскажет мне, что с ним?

Один из ансаров сказал:

– Я сделаю это, о Посланник Аллаха.

Отправившись к Сабиту, гонец Пророка обнаружил его дома в состоянии глубокой печали с низко опущенной головой. Он спросил его:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад?

– Беда, – ответил Сабит.

– А в чём дело? – спросил гонец.

Сабит сказал:

– Ты же знаешь, что у меня очень громкий голос, который часто звучит сильнее, чем голос Посланника Аллаха. И вот, был ниспослан аят Корана, о котором ты знаешь. Это означает, что все мои дела тщетны, и я буду обитателем Ада...”

Вернувшись к Посланнику Аллаха, гонец рассказал ему всё, что увидел и услышал. Пророк повелел:

– Иди к Сабиту и скажи ему: “Ты не будешь обитателем Ада, так как тебе суждено пребывать в Раю”.

Это явилось прекраснейшей новостью для Сабита, который всю свою жизнь пребывал в надежде обрести возвещенное ему благо.

* * *

Сабит ибн Кайс участвовал во всех боевых походах Посланника Аллаха за исключением битвы при Бадре. Во всех боях он всегда находился в самой гуще схватки, ища геройской смерти на поле боя, о которой возвестил ему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однако это ему никак не удавалось, хотя он и бывал не раз на волосок от гибели...

Это продолжалось вплоть до начала войн с вероотступниками в эпоху правления правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане поднялись на борьбу с лжепророком Мусайлимой.

В то время Сабит ибн Кайс командовал войсками ансаров, а Салим Маулая Абу Хузайфа – войсками мухаджиров. Халид ибн аль-Валид был главнокомандующим всех вооружённых сил, включавших в свой состав ансаров, мухаджиров, а также бедуинские части...

В ходе ожесточённых боёв с Мусайлимой и его приспешниками победа начала склоняться к лжепророку. Вероотступникам удалось даже прорваться к шатру главнокомандующего Халида ибн аль-Валида, где они собирались убить его жену Умм Тамиму. Обрезав все верёвки, которые крепили шатёр, вероотступники в клочья разорвали всё полотнище.

Когда Сабит ибн Кайс увидел слабость и потрясение, постигшие в этот день мусульман, его сердце преисполнилось скорбью и печалью. В его душу проникли тревога и беспокойство, когда он услышал пререкания мусульман между собой и их взаимные упрёки...

Городские арабы обвиняли бедуинов в трусости, а бедуины, в свою очередь, утверждали, что городские арабы не умеют сражаться и не знают, что такое война.

Натёршись бальзамом для покойников и завернувшись в саван, Сабит провозгласил перед всеми: .

“О мусульмане! Не так мы сражались во времена Посланника Аллаха! Прискорбно видеть мне, как вы приучили ваших врагов бесстрашно нападать на вас... Прискорбно также видеть мне, как вы привыкли терпеть поражение от них...”

Возведя свой взор к небу, Сабит воззвал:

“О Аллах, поистине, непричастен я к тому, с чем пришли эти язычники! [Мусайлима и его приспешники – Ред.]. Поистине, непричастен я и к тому, что творят эти [пререкающиеся мусульмане – Ред.]”.

Затем, подобно разъярённому льву, он бросился на врага плечом к плечу со своими лучшими соратниками: аль-Бара ибн Маликом аль-Ансари, братом вождя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба Зайдом ибн аль-Хаттабом, Салимом Мауляей Абу Хузайфой и многими другими из первых мусульман.

Сабит проявлял в бою чудеса героизма, вселив боевой дух и решимость в сердца мусульман, а в души язычников ужас и смятение.

Он появлялся то на одном, то на другом краю поля боя, то с одним, то с другим оружием в руках, и продолжал ожесточённо сражаться, пока израненный, но счастливый не рухнул бездыханным на поле боя. Исполнилось предначертанное Аллахом предсказание его любимца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Сабит обрел желанную мученическую смерть воина в битве за истинную веру. Через его Джихад, в частности Аллах даровал блестящую победу мусульманам...

* * *

В бою Сабит носил на себе очень ценную кольчугу. Проходивший мимо мусульманский воин снял её с тела Сабита и взял себе.

На следующую ночь после своей гибели Сабит явился во сне одному из мусульман и сказал ему:

“Я Сабит ибн Кайс. Узнал ли ты меня?”

“Да”, – ответил человек.

Сабит сказал: “Я хочу сделать тебе распоряжение. Берегись же упустить из него что-нибудь, когда будешь его рассказывать... После того, как меня вчера убили, мимо моего тела проходил один мусульманский солдат, который выглядит так-то и так-то... Он снял с меня кольчугу и унёс в свою палатку, которая находится на окраине лагеря в таком-то месте. Там он положил её под свой котёл, а сверху водрузил верблюжье седло. Отправляйся к Халиду ибн аль-Валиду и скажи ему: “Пошли своих людей к человеку, который взял кольчугу Сабита, пока она лежит в указанном месте...”

А теперь другое моё распоряжение, из которого ты также не должен ничего упустить...

Скажи Халиду: “Когда ты придёшь к халифу Посланника Аллаха в Медину, то скажи ему, что у Сабита ибн Кайса остался такой-то долг, а двое таких-то из его рабов свободны. Пусть он заплатит мой долг и освободит указанных двоих слуг из рабства”.

Когда человек проснулся, то пришёл к Халиду ибн аль-Валиду и сообщил ему всё, что видел во сне.

Когда Халид послал за кольчугой Сабита, то её обнаружили именно в указанном месте и вернули в целости и сохранности.

Вернувшись в Медину, Халид рассказал Абу Бакру об этой истории с Сабитом ибн Кайсом и передал его завещание, которое правдивейший исполнил.

Таким образом, Сабит стал единственным человеком, чьё завещание, оставленное им после своей смерти, было исполнено.

Да будет Аллах доволен Сабитом ибн Кайсом и ублаготворил его, поместив в высочайшую степень Рая.

АСМА БИНТ АБУ БАКР

Асма прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом.

Из истории

Эта сподвижница посланника Аллаха была очень знаменитой женщиной.

Её отец, дед, сестра, муж и сын были сподвижниками посланника Аллаха. Уже только это является предметом гордости и особого почитания людей.

Её отец, правдивейший Абу Бакр, был близким другом и сподвижником благородного посланника Аллаха при его жизни, а после его смерти стал его преемником, возглавив халифат.

Её дед Абу Атик был отцом Абу Бакра.

Мать правоверных Аиша была её сестрой.

Её муж аз-Зубайр ибн аль-Аввам был близким соратником и учеником посланника Аллаха.

Сыном же Асмы был Абдулла ибн аз-Зубайр, да будет Аллах доволен ими всеми...

Таково было окружение Асмы Бинт Абу Бакр, и этим всё сказано...

Асма была среди первых, кто принял исламскую веру. В этой величайшей добродетели её опередило всего лишь семнадцать человек, как мужчин, так и женщин.

Асма получила также титул «обладательницы двух поясов». В тот день, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с её отцом отправлялись в Медину, она приготовила им припасы на дорогу и бурдюк с водой. Не найдя ничего, чем можно было бы привязать всё это, Асма разорвала на две части свой пояс. Одной половиной она привязала торбу с припасами, а второй закрепила бурдюк для воды. Увидев это, Пророк воззвал к Аллаху, чтобы Он одарил Асму двумя поясами в Раю. Именно поэтому ее прозвали «обладательницей двух поясов».

* * *

На Асме женился аз-Зубайр ибн аль-Аввам, который был в то время бедным юношей, не имевшим ни одного слуги. У него не было также никакого имущества или средств, за исключением одного коня.

Зато он обрёл благо в лице праведной жены, которая обслуживала его, присматривала за его конём и толкла зёрна ему на корм. Однако впоследствии Аллах смилостивился над аз-Зубайром, и он стал одним из богатейших сподвижников посланника Аллаха.

Когда Асме предоставилась возможность переселиться в Медину, чтобы бежать со своей религией к Аллаху и Его посланнику, она была на последнем месяце беременности своим сыном Абдуллой ибн аз-Зубайром. Однако это обстоятельство не помешало ей отправиться в тяжёлый и долгий путь. Недалеко от Медины в деревне Куба она родила своего ребёнка.

Все мусульмане громко возвеличили Аллаха и воздали Ему хвалу, поскольку это был первый новорождённый у мухаджиров в Медине.

Асма принесла ребёнка посланнику Аллаха и положила его ему на колени. Взяв немного своей слюны, Пророк положил её ему в рот, а затем испросил для младенца благословение Аллаха. Таким образом, первое, что попало вовнутрь сына Асмы, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!

* * *

Дочь Абу Бакра обладала самыми благородными и добрыми качествами. К тому же она отличалась редким даже для мужчин благоразумием.

Своей жизнью она являла собой образец бесконечной щедрости. Её сын Абдулла рассказывал:

«В своей жизни я не видел более щедрых женщин, чем моя тётя Аиша и моя мать Асма, хотя их щедрость и отличалась. Моя тётя понемногу собирала средства, пока не накапливалась достаточная сумма, чтобы её можно было поделить между нуждающимися. А моя мать, когда у неё что-нибудь появлялось, не могла дождаться даже следующего дня, чтобы раздать что-нибудь бедным».

* * *

Благодаря своему острому уму, Асма прекрасно действовала в самых критических ситуациях...

Например, когда правдивейший Абу Бакр ушёл вместе с посланником Аллаха в Медину, то забрал с собой все свои деньги - шесть тысяч дирхемов, ничего не оставив семье...

Когда его отец Абу Кухафа, который оставался язычником, узнал об отъезде сына, то пришёл к нему в дом и сказал Асме:

– Клянусь Аллахом, он причинил вам г0ре, забрав все деньги, да ещё нанёс вам удар своими собственными действиями.

Асма возразила ему:

– Совсем нет, отец! Он оставил нам много денег.

Взяв мелких камешков и насыпав их в углубление в стене, где в доме обычно хранились деньги, она накрыла их одеждой, подвела старика за руку, так как он был слепым, и сказала:

– Убедись сам, отец, сколько он оставил нам денег.

Затем она положила его руку на одежду, под которой находились камешки.

Старик сказал: «Это приличная сумма. Если он оставил вам столько, то поступил порядочно».

Тем самым Асма хотела успокоить старика, чтобы не вынуждать его давать ей свои деньги.

Ей очень не хотелось получать любую помощь или блага от язычника, даже если он и был для неё дедом...

* * *

Если история и выпустила из виду все славные дела дочери Абу Бакра Асмы, то она никогда не забудет её рассудительности, решительности и силу её веры, которую она продемонстрировала во время своей последней встречи со своим сыном Абдуллой.

После смерти Йазида ибн Муавии халифат перешёл к Аб-дулле ибн аз-Зубайру. Ему подчинялись Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан и большая часть аш-Шама.

Почти сразу же Омейяды снарядили в поход против него огромную армию под командованием аль-Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи. Противоборствующие стороны завязали между собой кровопролитные сражения, в которых ибн аз-Зубайр проявлял истинный героизм, достойный такого рыцаря-богатыря, которым он был.

Однако его сторонники начали постепенно покидать его. Придя на священную землю Дома Аллаха, он укрылся со своими спутниками в Каабе...

За несколько часов до своей гибели он пришёл к своей матери Асме, которая была уже дряхлой и слепой старушкой, сказав ей:

– Мир тебе, мама, милость Аллаха и Его благословение... Она ответила:

– И тебе мир, Абдулла... Что привело тебя в такой час, когда катапульты аль-Хаджаджа обрушивают каменные глыбы на твоих воинов на священной территории, сотрясая всю Мекку?

– Я пришёл попросить у тебя совета, - сказал Абдулла.

– Попросить у меня совета?! В чём же?! Абдулла сказал:

– Люди бросили меня на произвол судьбы, испугавшись аль-Хаджаджа или соблазнившись тем, что у него есть. Меня бросили даже мои дети и близкие. Со мной осталась совсем небольшая группа моих сторонников, которые, как бы ожесточённо они ни сражались, продержатся от силы два часа. Гонцы омейядов обещают дать мне любые мирские блага и богатства, которые я захочу, если я сложу оружие и присягну на верность Аб-дель Малику ибн Марвану. Что ты думаешь по этому поводу? Возвысив свой голос, Асма сказала:

– Это твоё дело, Абдулла, так как ты лучше знаешь себя самого... Если ты уверен, что ты прав и призываешь к истине, то будь стойким и сражайся так же упорно, как сражались твои товарищи, которые пали под твоим знаменем... Если же ты стремился к мирским благам, то тогда ты плохой слуга Аллаха, тогда ты погубил свою душу и своих людей.

– Но это означает, что сегодня я обязательно буду убит, – сказал Абдулла.

Асма ответила:

– Это будет лучшим для тебя, чем добровольно отдать себя в руки аль-Хаджаджа, а потом твоей головой будут играть омейядские слуги.

– Я не боюсь смерти, а боюсь надругательства над своим телом, – сказал Абдулла.

– После смерти человеку нечего бояться. Зарезанному барашку не больно, когда с него снимают шкуру…, – сказала Асма.

Радостью озарилось лицо Абдуллы, и он воскликнул:

– Да будешь ты благословенна, да будут благословенны твои высокие и похвальные качества! Я пришёл к тебе в такой час исключительно ради того, чтобы услышать от тебя то, что ты сказала. Аллаху известно, что я не ослаб и не обессилел. Аллах Свидетель того, что я делал всё вовсе не ради нашего материального мира и его мишуры. Я вершил все мои дела, будучи в гневе из-за того, что люди попирали запреты Аллаха, как это им заблагорассудится. А теперь я поступлю так, как это любезно тебе. Не впадай в скорбь, если я буду убит, и предайся воле Аллаха…

– Я бы скорбела по тебе, если бы ты погиб ради неправого дела, – сказала Асма.

Абдулла продолжал:

– Будь уверенна, что никогда в жизни я не собирался совершать что-нибудь запрещённое или греховное, либо противоречащее закону Аллаха. Я никогда не был вероломным и бесчестным, не притеснял мусульманина и не нарушал договора с защищаемыми мною иноверцами. Для меня никогда не было ничего превыше благосклонности Всевышнего и Всемогущего Аллаха... Я говорю всё это не для того, чтобы обелить себя, так как Аллах знает всё про меня лучше, чем я сам. Я сказал всё это для того, чтобы твоё сердце преисполнилось твёрдости.

Асма сказала:

– Хвала Аллаху, Который наставил тебя на путь, угодный Ему и мне... Подойди ко мне, сынок, чтобы я смогла вдохнуть твой запах и прикоснуться к тебе, так как это, наверное, наша последняя встреча.

Припав к рукам и ногам матери, Абдулла покрыл их поцелуями, а Асма, прижавшись к его волосам и лицу, вдыхала его запах и целовала его. Обняв Абдуллу, она начала гладить его тело, но вдруг, подняв руки, она воскликнула:

– Во что ты одет, Абдулла?!

– В кольчугу, – ответил он.

– Сынок, это не та одежда, которую надевает на себя тот, кто хочет пасть смертью муджахида на поле боя! – воскликнула Асма.

– Я надел её только ради тебя, чтобы успокоить твоё сердце, – сказал Абдулла.

– Сними её, – потребовала Асма. – Это придаст тебе мужества и отваги, усилит твой боевой пыл и облегчит твои передвижения. Вместо неё надень широкие длинные шаровары, чтобы в случае твоей гибели твоё тело не оголилось.

Сняв с себя кольчугу, Абдулла ибн аз-Зубайр надел свои шаровары и отправился на священную территорию продолжать бой. На прощание он сказал матери:

– Не переставай молиться за меня Аллаху, мама. Воздев руки к небу, Асма взмолилась:

– О Аллах, смилостивись над ним за его ночные бдения и проникновенные молитвы к Тебе в ночном мраке, когда все люди спали! О Аллах, смилостивись над ним за его голод и жажду, когда он постился в полуденный зной Медины и Мекки... О Аллах, смилостивись над ним за его доброту и любовь к своим отцу и матери... О Аллах, я предоставила его воле Твоей, и я буду довольна Твоим предопределением... Ниспошли мне за моё терпение награду, которой Ты вознаграждаешь стойких.

* * *

Ещё до заката солнца в этот день Абдулла ибн аз-Зубайр покинул эту жизнь и ушёл под сень своего Владыки.

Всего лишь через несколько недель после гибели Абдуллы его мать Асма, дочь Абу Бакра, воссоединилась с ним.

Она прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом.

ТАЛХА ИБН УБАЙДУЛЛА

Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу.

Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

С одним из торговых караванов курайшитов Талха ибн Убайдулла ал-Тайми находился в аш-Шаме. Когда караван прибыл в Басру (Басра – город в аш-Шаме, который в настоящее время находится в Сирии), курайшитские шейхи-купцы устремились на многолюдный городской рынок и активно занялись куплей-продажей. Несмотря на свою юность и отсутствие такого, как у шейхов, коммерческого опыта, присущие Талхе острота ума и проницательность позволяли ему успешно конкурировать с ними и заключать самые выгодные сделки.

С утра и до вечера Талха проводил на рынке, куда стекались приезжие со всех краёв. И вот здесь с ним произошло событие, которое изменило не только ход всей его жизни... Оно явилось предзнаменованием изменения всего хода истории...

Предоставим же слово самому Талхе ибн Убайдулле, чтобы он сам рассказал свою захватывающую историю.

Итак, Талха рассказывал:

“Когда однажды мы находились на рынке Басры, один из христианских монахов воззвал к присутствующим:

– О купцы! Расспросите людей, есть ли здесь кто-нибудь из мекканцев?

Так как я был рядом с ним, то поспешил ответить ему:

– Да, я из мекканцев.

– Появился ли среди вас Ахмад? – спросил он.

– А кто такой Ахмад? – спросил я.

– Сын Абдуллы ибн Абдель Мутталиба, – ответил монах. – Именно в этом месяце он должен появиться, и он последний из пророков... Он выйдет из вашей мекканской земли и переселится на землю чёрных скал, пальм и источников, из которых сочится вода. Поспеши же к нему, о юноша!

Сказанное монахом запало в моё сердце. Я тут же поспешил к своим верблюдам, оседлал их и приготовил к отъезду. Затем, оставив караван, я поспешил в Мекку.

Достигнув её, я спросил людей:

– Случилось ли что-нибудь в Мекке после нашего отъезда?

Мне ответили:

– Да, появился Мухаммад ибн Абдулла, который объявил себя Пророком, а ибн Абу Кухафа (Абу Бакр) стал его последователем.

Я хорошо знал Абу Бакра, который был приятным в обхождении и располагающим к себе человеком.

Он был честным и благонравным купцом, с которым мы дружили и любили проводить с ним время, поскольку он хорошо знал историю курайшитов и прекрасно разбирался в их генеалогии.

Придя к нему, я спросил:

– Правду ли говорят, что Мухаммад ибн Абдулла явился с пророчеством, а ты последовал за ним?

– Да, – ответил он. – Это так и есть.

Затем он начал рассказывать мне о Пророке, уговаривая меня присоединиться к нему. Когда я рассказал Абу Бакру о монахе, то он очень поразился этому и предложил:

– Пошли вместе к Мухаммаду, и ты сам расскажешь ему об этом, а затем послушаешь, что он говорит, чтобы принять религию Аллаха.

Когда я с Абу Бакром пришёл к Мухаммаду, он предложил мне принять Ислам, прочитав мне некоторые аяты Корана, пообещав блага в этой и иной жизнях.

Аллах открыл мою душу навстречу Исламу, и я рассказал ему о басрийском монахе. Мой рассказ произвёл на Мухаммада хорошее впечатление, что отразилось на его лице...

Затем я провозгласил перед ним, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Таким образом, я стал четвёртым человеком, принявшим исламскую веру, благодаря Абу Бакру”.

* * *

Принятие Ислама молодым курайшитом подействовало на его родных и близких подобно удару молнии.

Больше всех расстроилась и опечалилась по этому поводу его мать. Она очень надеялась, что её сын станет вождём этого народа, благодаря своим славным и благородным качествам...

Когда соплеменники Талхи попытались отвратить его от новой религии, то убедились, что он непреклонен, подобно огромной несокрушимой горе.

Разочаровавшись в своих попытках переубедить его по-доброму, они прибегали к карательным мерам и истязаниям...

Рассказывает Масуд ибн Хараш:

“Когда я пробегал между ас-Сафой и аль-Марвой (Бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, один из обрядов, совершаемых во время Хаджа и Умры), то увидел многих людей, преследовавших юношу, руки которого были привязаны к шее. Они все бежали за ним, толкая его в спину и нанося удары по голове. Среди этих людей была также старая женщина, которая громким голосом всячески поносила его.

Я спросил:

– Кто этот юноша?

Мне ответили:

– Это Талха ибн Убайдулла, который отверг свою религию и стал последователем какого-то хашимита.

– А кто эта старуха, которая бежит за ним?

– Это его мать Ас-Сааба Бинт аль-Хадрами...

* * *

Подойдя к Талхе ибн Убайдулле, Науфал ибн Хувайлид, прозванный “львом курайшитов”, крепко привязал его верёвкой к правдивейшему Абу Бакру, а затем отдал их обоих в руки мекканских глупцов, чтобы те подвергли их самым тяжким истязаниям. Именно по этой причине Талха ибн Убайдулла и правдивейший Абу Бакр получили прозвище “соединённых”.

* * *

Дни шли своей чередой, события последовательно сменяли друг друга, и с течением времени всё более мужал Талха ибн Убайдулла, росла и ширилась его деятельность во имя Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Приверженность и преданность Талхи делу Ислама и всем мусульманам настолько окрепли, что люди начали титуловать его “живым шахидом”, а сам Посланник Аллаха называл его добрым, щедрым и великодушным Талхой.

Каждому их этих титулов сопутствовала своя блестящая история, и каждая из них была одна замечательнее другой.

* * *

С прозвищем Талхи “живой шахид” связана история, которая произошла в ходе битвы при Ухуде, когда мусульмане покинули Посланника Аллаха, и с ним осталось всего одиннадцать ансаров, а из мухаджиров – только Талха ибн Убайдулла.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими спутниками поднимался в горы, их настигла группа язычников с целью убийства Посланника Аллаха.

Пророк спросил:

– Кто отобьёт нападение этих безбожников, чтобы стать моим спутником в Раю?

– Я сделаю это, о Посланник Аллаха, – вызвался Талха.

– Нет, оставайся на месте, – ответил Пророк.

– Тогда это сделаю я, – сказал один из ансаров.

– Хорошо, давай ты, – согласился Пророк.

Этот ансар отбивал нападение противника, пока не был убит. Посланник Аллаха продолжал свой подъём в горы со своими спутниками, но язычники вновь настигали их. Пророк воскликнул:

– Есть ли кто-нибудь желающий отбить нападение?

– Я, о Посланник Аллаха, – отозвался Талха.

– Нет, оставайся на месте, – повелел Пророк.

– Тогда это сделаю я, – предложил один из ансаров.

Пророк сказал:

– Хорошо, сделай это.

Воин из ансаров храбро вступил в бой, пока также не был убит.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал свой путь в горах, но его опять настигли язычники. Когда он вновь повторил свой вопрос, Талха ответил: “Я сделаю это, о Посланник Аллаха”. Однако Пророк и в этот раз запретил ему вступать в бой, и дал разрешение одному из ансаров. Так продолжалось до тех пор, пока не погибли все ансары, и рядом с Пророком остался один лишь Талха. И когда ещё раз догнали их язычники, то Посланник Аллаха сказал: “Да, теперь ты...”

У Посланника Аллаха был выбит передний зуб, рассечены лоб и губа, кровь залила его лицо. Он начал уже ослабевать. Бросившись на язычников, Талха отогнал их от Посланника Аллаха. Затем он взвалил на себя Пророка и понёс его дальше в горы. Через некоторое время он усадил его на землю, и вновь начал отбивать атаку язычников...

Так продолжалось до тех пор, пока он окончательно не отогнал врагов.

Абу Бакр рассказывал:

“В это время я и Абу Убайда ибн аль-Джаррах были далеко от Посланника Аллаха. Когда мы прибежали к нему, чтобы оказать помощь, он сказал:

– Оставьте меня и поспешите к своему товарищу.

При этом он имел в виду Талху. Подойдя к Талхе, мы увидели, что он истекает кровью, а на его теле мы насчитали более семидесяти ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами...

С отрубленной кистью руки он без признаков жизни лежал в одной из ям.

После этого Посланник Аллаха говорил: “Кого радует вид человека, идущего по земле после своей смерти, пусть смотрит на Талху ибн Убайдуллу”.

Всякий раз, вспоминая битву при Ухуде, правдивейший говорил: “Этот весь день был днём Талхи...”

* * *

Такова история того, как Талха ибн Убайдулла стал носителем титула “живой шахид”. Что же касается таких его титулов, как “щедрый” и “великодушный”, то по этому поводу можно рассказать сто одну историю...

Известно, что Талха был крупным и очень богатым купцом. Однажды благодаря одной торговой операции в Хадрамауте он получил прибыль в сумме семисот тысяч дирхемов. Целую ночь после этого Талха провел в страхе и глубокой скорби.

Когда к нему вошла его жена Умм Кулсум, дочь правдивейшего Абу Бакра, то воскликнула:

– Что с тобой, о Абу Мухаммад? Неужели кто-то из нас причинил тебе что-нибудь плохое?

– Нет, – ответил Талха. – Ты лучшая из жён, которая только может быть у мусульманина... Я промучился всю ночь, задавая себе вопрос: “Что же думает человек о своём Владыке, если он спокойно спит, имея в доме такое богатство?!”

– А почему тебя это так беспокоит? – спросила жена. – Подумай о своих обездоленных и бедных соплеменниках. Утром же подели эти деньги между ними...

– Да смилостивится над тобой Аллах! – воскликнул Талха. – Ты находчивая и благородная женщина, дочь благородного отца...

Рано утром Талха разложил деньги по кошелькам и кошелям, а затем раздал их беднякам среди мухаджиров и ансаров.

* * *

Рассказывают также, что как-то к Талхе ибн Убайдулле пришёл человек и попросил у него материальной помощи, указав на свою родственную связь с ним. Талха сказал:

– Раньше мне никто не говорил об этой родственной связи. У меня есть участок земли, за которую Усман ибн Аффан давал мне триста тысяч... Если хочешь, возьми её себе, или же я продам её ему за триста тысяч, а эти деньги отдам тебе.

Человек сказал:

– Лучше я возьму деньгами...

Талха вручил ему эту сумму...

Да будет Аллаха доволен “щедрым и великодушным Талхой”, как назвал его Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да ниспошлёт Он свет в его могилу!

АБУ ХУРАЙРА АД-ДАУСИ

Абу Хурайра сохранил для исламской нации более тысячи шестисот хадисов из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!

Из высказываний историков

Вне всякого сомнения, ты, о мой читатель, знаешь эту сверкающую звезду в плеяде сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Да и найдётся ли во всей исламской нации человек, который не знает имени Абу Хурайры?

В доисламский период джахилийи люди звали его Абд Шамсом. Когда Аллах почтил его Исламом и осчастливил встречей с Его Пророком, то Посланник Аллаха спросил его:

– Как твоё имя?

– Абд Шамс, – ответил тот.

– Теперь твоё имя Абдуррахман, – сказал Пророк.

– Да, Абдуррахман. Клянусь тебе жизнью отца и матери, о Посланник Аллаха! – воскликнул он.

Что же касается его прозвища Абу Хурайра (отец кошечки) (Арабское слово “Аб” помимо значения “отец”, употребляется в значении “хозяин”, “обладатель”), то это объясняется тем, что в детстве у него была маленькая кошка, с которой он очень любил играть. С тех пор сверстники прозвали его Абу Хурайрой.

Это прозвище так прижилось и так распространилось, что начало заменять ему настоящее имя.

Когда житейские перипетии связали его с Посланником Аллаха, то он часто стал называть его с любовью и в шутку Абу Хирр. Обладатель прозвища даже начал предпочитать прозвище Абу Хирр первоначальному Абу Хурайра, объясняя это следующим образом:

– Так называл меня горячо любимый мною Посланник Аллаха. Хирр означает “кот”, то есть существо мужского рода, а Хурайра – это “кошечка”, то есть существо женского рода. А мужской род всегда лучше женского...

* * *

Исламскую веру Абу Хурайра принял от ат-Туфайла ибн Амра ад-Дауси. После хиджры он ещё шесть лет жил в племени Даус, затем с группой своих соплеменников направился к Посланнику Аллаха в Медину.

* * *

Молодой человек из племени Даус целиком посвятил себя служению Посланнику Аллаха и тесному общению с ним. Своей обителью он сделал мечеть, а Пророк стал его учителем и имамом. При жизни Посланника Аллаха у Абу Хурайры не было ни жён, ни детей, а лишь только его старая мать, упорно исповедовавшая языческую религию. Из жалости и любви к своей матери Абу Хурайра настойчиво призывал её к Исламу, но она была непреклонна и продолжала стоять на своём.

Всякий раз, когда Абу Хурайра оставлял её, его сердце преисполняла величайшая грусть.

Однажды, когда Абу Хурайра в очередной раз призвал мать к вере в Аллаха и Его Посланника, она сказала в адрес Пророка слова, которые болезненно задели и опечалили Абу Хурайру.

Весь в слезах он отправился к Посланнику Аллаха.

Пророк спросил его:

– Что же так расстроило тебя, о Абу Хурайра?!

Он ответил:

– Я неустанно призываю мою мать к Исламу, но она ни как не соглашается. Когда я сегодня в очередной раз призвал её, то услышал от неё плохие слова в твой адрес. Прошу тебя, взмолись Всемогущему Аллаху, чтобы Он склонил сердце матери Абу Хурайры к Исламу.

Посланник Аллаха внял его просьбе и воззвал к Аллаху.

Абу Хурайра рассказывал:

“Я вернулся домой и, увидев, что дверь открыта, услышал звук льющейся воды. Только я собрался войти в дом, как моя мать крикнула мне: “Оставайся на месте!”

Затем она оделась и торжественно провозгласила: “Войди же!” Когда я вошёл в дом, мать произнесла: “Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Его...”

Я вновь со слезами на глазах, как и час тому назад, возвращался к Посланнику Аллаха. Но если в первый раз это были слёзы отчаяния и скорби, то теперь это были уже слёзы радости и счастья. Я воскликнул:

– Возрадуйся, о Посланник Аллаха... Аллах внял твоему призыву и наставил мать Абу Хурайры на истинный путь Ислама...”

* * *

Каждой частичкой своего тела Абу Хурайра страстно возлюбил Посланника Аллаха...

Он никогда не уставал любоваться Пророком, приговаривая:

– Никогда не видел ничего более прекрасного и замечательного, чем облик Посланника Аллаха. Мне кажется даже, что его лик излучает солнечный свет...

Абу Хурайра воздавал хвалу Всевышнему и Благословенному Аллаху за то, что Он осчастливил его быть спутником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и последователем его религии. Абу Хурайра восклицал:

“Хвала Аллаху, Который направил Абу Хурайру к Исламу!

Хвала Аллаху, Который научил Абу Хурайру Корану!

Хвала Аллаху, Который осчастливил Абу Хурайру быть сподвижником Мухаммада!”

* * *

Подобно тому, как Абу Хурайра страстно возлюбил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с не меньшей страстью он устремился к знаниям и науке, сделав учёбу своим обычаем и пределом всех устремлений.

Зайд ибн Сабит рассказывал:

– Как-то раз я, Абу Хурайра и ещё один мой товарищ находились в мечети, где славили Всевышнего Аллаха и направляли Ему наши мольбы. В это время в мечеть вошёл Посланник Аллаха и, направившись к нам, уселся рядом. Мы замолчали, но он попросил: “Продолжайте то, что вы делали”.

Наши рекомендации