Пoиск истинного мотива
Очень часто оказание помощи другим людям является привилегией, а также необходимостью, но человек должен быть компетентен и всегда искать истинные мотивы своего желания помогать другим. Когда он берет на себя ответственность дать совет и направление, может произойти неприятность, если он следует просто импульсу или действует из эгоистичных побуждений.
Есть два источника, побуждающие человека помогать другим. Одним из источников является подлинное желание давать – делиться знаниями или материальными благами, не думая о себе. Другой источник – просто удовлетворение желания превосходства. Если присутствует малейшая тень эгоцентричного желания в побуждении, то действие разрушается; импульс становится пустой растратой любого благого намерения, поскольку он отягощает того, кто должен был получить помощь. Ему не предлагается «помощь», она взваливается на него.
Иногда люди пытаются ответить на вопросы других в сфере идей и чувств без мыслей, без опоры на опыт, они боятся показаться невежественными. Такие ответы ничего не стоят, потому что они являются легковесным продуктом безответственного, колеблющегося ума.
Ум может быть опасным, когда без опоры на опыт он создает что-то с большой легкостью. Он говорит легко за счет внутреннего существа. По причине необдуманного теоретизирования внутренний прогресс человека замедляется его самовозвышением, его ложным предположением, что он компетентен, чтобы помогать другим.
Иногда мы становимся жертвой желания быть популярными, что может уничтожить любую попытку в отношении развития тех, кому мы беремся помочь, потому что, чтобы добиться дружбы и доброго отношения, мы раздаем щедрую фальшивую похвалу. Мы можем убедить других, что они обладают исключительным умом и глубокими чувствами, тем самым притворно вселяя в них «веру» в себя, но в действительности приостанавливая их развитие.
Возвращение к внутреннему бытию и нашему духовному богатству требует постоянных усилий. Знание себя неуловимо, оно погребено под оправданиями ума, но тем не менее является единственным спасением. Обладая этими знаниями, человек будет знать, когда он полезен другим и когда он совершает ошибки, он наконец освободится от слоев самообмана и будет быстрее двигаться в направлении бытия.
Рассмотрим далее, что мотивирует людей, которые многословно выражают свое восхищение великим искусством. Если мы внимательно присмотримся, мы можем обнаружить, что мотивы некоторых людей идут от желания утвердить свое превосходство и что эти люди зачастую лишь пытаются произвести на нас впечатление своим хорошим вкусом, образованием и степенью их развития. Но есть другие, наполненные любовью к красоте, которые получают подлинное вдохновение от большой творческой работы. Когда они выражают свои чувства к нам, мы обнаруживаем, что разделяем их вдохновение, входя в их опыт.
Люди, рожденные с привилегиями, часто тесно общаются с теми, кто обладает меньшими преимуществами. Основа для многих таких дружб часто ложная и недостойная, потому что окрашена покровительственным отношением. В постоянной борьбе за личное превосходство люди часто не любят тех, кого они считают себе равными. Непрерывная дружба между равными – это редкий случай. Обычно дружба существует, основываясь на превосходстве одного человека над другим. Мотив, который образует настоящую дружбу, всегда чист. Знание наших пределов поможет нам сохранить внутреннее чувство равновесия, гармонии и красоты в наших отношениях.
Когда человек живет сознательной жизнью, он обогащается всем, что переживает и видит. Он может отличить реальное от ложного. Поэтому он может прочитать истину в сердцах своих друзей. Все его оценки являются честными, и он компетентен, чтобы помогать другим.
Вера
Наша жизнь могла бы стать благородной, если бы мы могли жить с полной верой, которая проистекает из истинного знания. Тогда было бы единство, доверие и взаимопонимание между всеми религиями, сектами и конфессиями без препятствий к нашей любви и сочувствию ко всему человечеству. С верой несовместимы недоверие, сомнение или ненависть. С верой и прочными знаниями мы можем притягивать и увлекать других людей, но, конечно, единственный способ, чтобы привлечь кого-то в нашу веру, – это на самом деле иметь ее, а не просто воображать, что мы верим. Наше побуждение к поиску идей может в некоторых случаях быть окрашено стремлением к прибыли, новизне или поиском приключений. Но если стремление чистое и цель сильна верой, никто не может сбить нас с курса; противодействующая сила только добавит прочности нашей вере.
Вера является идеалом, который надо зажигать внутри нас ежечасно и ежедневно нашей борьбой против того, что ей противостоит. Наиболее очевидная противоположность веры – сомнение. Мы верим и одновременно сомневаемся; скептицизм – это наш умственный рефлекс. В то время как вера движет нас вперед, в той же мере сомнение отбрасывает нас назад на то же расстояние. Сомнение и вера настолько хорошо синхронизированы, что если вера берет верх даже на секунду, то сомнение приходит в следующую. Сомнение намного быстрее передается от одного человека к другому, это коварный яд, инфекция, которая уничтожает веру во всем и во всех. Чтобы победить его и жить с верой, мы нуждаемся в помощи тех, кто обладает внутренней силой и убежденностью. Качество нашего взаимодействия друг с другом – это самое важное.
Есть те, кто испытывает сильное чувство любви и преданности к своим руководителям, работе, семье, самой жизни. Эта любовь освещает их существование, и они приобретают силу, чтобы добиться великих и благородных результатов, если их сомнения относительно сравнительно несущественных деталей, методов, и средств не ведут их постоянно к бездействию. Когда сомнения накапливаются, они вызывают недоверие к нашим мотивам и в конечном итоге даже к нашим принципам, и все, чего можно было бы достичь с помощью любви, растворяется в безнадежном разочаровании.
Память о тех событиях, которые принесли вдохновение веры в нашу жизнь, иногда всплывает на поверхность, и мы с грустью говорим: «тогда я верил». Но эти воспоминания чаще всего угасают в нашей памяти и не затрагивают нашу повседневную работу и жизнь. Мы не можем воспринимать веру как должное. Все, что мы можем по-настоящему назвать нашим собственным, мы должны создать. Только мы можем создать веру в себе, это не так просто, как, скажем, сорвать плод с дерева. Наш характер должен быть нами же создан. Неразвитые возможности могут быть усилены. Все, что дано нам от Всевышнего, если не проецируется в нашу повседневную жизнь, не имеет значения вообще.
Каждый день мы создаем беспорядок внутри себя. Мы, возможно, и желаем иметь веру, но мгновенно сталкиваемся с сомнением. Мы хотели бы доверять, но нас разрывают страхи. Каждый из нас – это скопление противоречивых элементов, с которыми должна вестись борьба и которые должны быть побеждены, чтобы мы могли создать внутренний порядок и освободить драгоценную божественную субстанцию роста.
Давайте скажем, что нами движет вера в нашей повседневной жизни, вера в цели и достижения. Процесс работы освещается верой в наших сердцах, и мы встречаем людей с верой. Мы верим в возвышенное, божественное наследие человека любой расы и нации мира. Небольшие разногласия и трения не имеют никакого значения, они теперь просто захватывают и стимулируют ум.
Предположим, например, что причиной разногласия стало отравление сомнением. Это означает войны между народами, между людьми, уничтожение человеческих отношений и, следовательно, уничтожение себя, ибо никто не может жить один. Для того чтобы избежать застоя, общество, в котором мы живем, должно двигаться вверх, в противном случае это займет миллионы тысячелетий, пока мы достигнем времени, когда простое уважение и доверие друг к другу будут постоянными.
Мы представляем собой точку пересечения наследственных потоков всех рас. Но мы ослабляем свои достоинства самодовольством и самоудовлетворенностью в автоматической гармонии «семейного круга». Отец, мать, сын и дочь осознают свою кровную связь, – они гордятся и прячутся за это чувство солидарности. Но взаимонепонимание, отсутствие доверия и веры, сомнения, которые часто существуют между родителями и детьми, становятся все более жестокими и разрушительными именно из-за их общей наследственности. Семья объединяется верой. Через веру семейная жизнь становится красивой и гармоничной.
Одним из следствий сомнения и недоверия является чувство собственности. Из-за страха, что у человека могут что-то неожиданно отнять, он подавляет живое во всем, что ему принадлежит. Любое чувство собственности является разрушительным как в человеческих отношениях, так и в материальной среде или в плане нашего собственного тела. Наши внутренние волокна рушатся, когда мы одержимы эгоистичным желанием получить то, чего мы хотим. В конечном итоге у нас нет ничего, потому что при захвате вмешиваются непредвиденные условия, которые портят удовольствие, по нашему мнению, нами завоеванное. Чувство собственности возрастает за счет внутреннего Я.
Все во внутренней природе человека – характер, индивидуальность и наша будущая жизнь – должно быть построено с верой, через борьбу и страдания. Благородные дела, известные нам, родились в страданиях, без которых нельзя достичь ничего истинно прочного.
Позволяя сомнениям и недоверию доминировать в нашей жизни, мы никогда не осознаем своего вездесущего желания бессмертия. Нет никого среди нас, в ком не присутствовало бы это мощное желание, но оно часто скрыто глубоко внутри нас и редко находит истинное выражение.
Мы можем привлечь и усилить нашу веру молитвой. Молитва является мощной эманацией. Когда мы говорим: «Господи, помилуй», то создаем ритм, внутреннее качество мысли, вещество, которое свяжет нас с нашим внутренним храмом, так что мы никогда не утратим себя. Молитвы обладают божественной силой. Каждая истинная молитва связана с нашим внутренним храмом, с Богом, пребывающим в нем. Когда мы опускаемся на колени, скрестив руки, склонив голову, мы инстинктивно попадаем в молитвенное состояние. Физическое положение влияет на наше внутреннее состояние. Тысячелетия человеческих страданий и надежд наполнили это движение чувством моления, и оно всегда будет вызывать такую же реакцию внутри нас.
Допустим, нам угрожает опасность и нет выхода из сложившейся ситуации – например, на борту корабля во время шторма, в поезде или на борту самолета. Когда мы дрожим от страха, мы инстинктивно превращаем эту летучую материальность в молитву. Тогда мы ощущаем покой, уверенность и внутреннюю уравновешенность, которые уничтожают страх. Проследив природу страха, мы можем использовать эту силу для наших внутренних резервов. Мы можем преобразовать нашу повседневную жизнь, напоминая себе о силе, которую получили через это преобразование.
Мы не должны ждать моментов опасности, чтобы молиться. Насыщая тело молитвой, мы очищаем его. Это может казаться странным – останавливаться в определенные периоды в течение дня, чтобы подумать о молитве. Но мусульмане, например, останавливают любую деятельность в середине дня и молятся. Что они получают от этого? Вероятно, сотни из них ничего не получают, но некоторым дается что-то, потому что они действительно молятся. Молитва была почти полностью упразднена в нашей жизни, потому что все наши занятия идут от разума. Мы забыли, как молиться. Многие повторяют молитвы как попугаи, не понимая, что такое настоящая молитва. Сознательная молитва пронизывают тело тонкой субстанцией, которая, в конечном счете, кристаллизуется в качестве постоянного «я» и приводит нас к спонтанному общению с Богом.
Сильная вера в наше бессмертие является самым важным идеалом в нашей жизни. Мы можем пренебречь ею или забыть о ней, мы можем уделять слишком большое внимание приобретению материальных благ, но она существует как непрерывная золотая нить, проходящая через центр нашего внутреннего «я». Чем ближе мы к ней, тем больше у нас будет веры, которая является нашим человеческим наследием и превращает жизнь в красоту.