Работа с чувством вины клиентов-алкоголиков
Введение
Чувство вины появляется в опыте алкоголика, да он переступает через свои ценности и убежде-ния, что является частью пьяного эпизода. И, хотя большинство алкоголиков не замечает или не называет этого переживания, пока жизнь в достаточной мере не разрушится, порождающий чувство вины инцидент можно обозначить как точку, в которой индивид "официально" начинает алкогольную карьеру. Первый дорожный инцидент, драка в баре или правонарушение говорят всем окружающим, что этот индивид может стать проблемой для общества. От него ждут, что он почувствует себя виноватым и изменит свое поведение. Если же он не возвращается к более приемлемому стилю жизни, то может быть осужден обществом.
К несчастью, одно чувство вины не может изменить поведение', особенно если индивид действительно стал зависимым от вещества, изменяющего настроение. Затем развивается цикл вина/алкоголизм, описанный в Главе 9, когда пьянство запускает чувство вины, а вина, в свою очередь, стимулирует пьянство.
К тому времени, когда алкоголики обращаются за помощью, большинство из них привыкает быть
___335.
вечно виноватыми. Некоторые живут очевидно этически непоследовательно, открыто предавая ценности, о которых заявляют. Другие вроде бы ведут себя нормально, но у них есть секретная жизнь, которая становится видимой, только когда что-то идет не так. Третья группа принимает мораль "Дже-кила и Хайда"; они становятся несносными и даже опасными, когда напьются, а в трезвом состоянии зачастую переживают болезненные приступы чувства вины.
Некоторые алкоголики могут испытывать небольшое чувство вины в начале терапии. Многие из них используют защиты для его минимизации. Небольшой процент химически зависимых лиц составляют антисоциальные личности, которые не испытывают нормальной вины. Другие могут чувствовать небольшую вину, потому что совершили мало дурного, редко или даже никогда прямо не вредя другим в состоянии огоянения. Они могут не осознавать, как вовлечение в пьянство разрушило их инициативу или отделило их от других.
Присутствие чувства вины, пока оно рационально и пропорционально - позитивный признак для выздоровления. Есть надежда, что клиент сможет научиться направлять это чувство в мирное русло поддержания трезвости и продуктивной жизни.
Роль рационального чувства вины в выздоровлении
Роль рационального чувства вины в выздоровлении проиллюстрирована ниже. Пьющий чело-век может чувствовать себя виноватым просто потому, что такое поведение само по себе не впи-сывается в его стандарты. Однако большинство
___336
индивидов не начнет испытывать вину, пока действительно не совершит чего-то, что нарушает чужие границы. После этого они почувствуют себя плохо, по меньшей мере в отношении этого отдельного инцидента. К тому же они могут сожалеть, что их жизни стали неуправляемыми - потребность в интоксикантах мешает им действовать ответственно. Понимание того, что специфическое преступление является частью паттерна и что этот паттерн центрирован на пьянстве, - необходимый аспект выздоровления. Теперь алкоголик осознаёт, что должен сделать больше, чем просто загладить последний инцидент; он должен изменить весь свой подход к миру.
Клиенту нужно осознать на этой стадии, что у него есть реальная проблема, которая просто так не уйдет. Он почувствует некоторое количество вины одновременно по поводу своих специфических действий и по поводу беспорядка, созданного им в своей жизни. Это рациональное чувство вины, ведущее индивида к принятию своей ответственности. Ответственность означает, что индивиду будет нужно принять обязательство об абстиненции.
Однако одна лишь абстиненция не минимизирует чувство вины. Выздоравливающий должен также развить в себе способность ответственно жить в настоящем. Недавно протрезвевшая персона должна тщательно исследовать свои выборы. Моральное выздоровление - важная часть полного выздоровления.
___ 337
Ниже показано рациональное чувство вины как реакция на проступки, связанные с алкоголем и наркотиками.
Связанный с пьянством проступок
▼
Неуправляемость
▼
Рациональное чувство вины
▼
Принятие ответственности за решение проблемы
▼
Начальная трезвость
Ответственная жизнь в настоящем
▼
Возмещение
▼
Возврат к хорошему положению
▼
Предварительное чувство вины помогает предотвратить срыв
▼
Обязательство продолжительной трезвости
___338
Как только индивид достигнет последовательного и ответственного стиля жизни, он может начать тяжелую работу по возмещению нанесенного им в прошлом ущерба. Процесс репарации обычно происходит по направлению изнутри наружу, от самых близких - к остальным членам семьи, друзьям и коллегам, и, в конце концов, к знакомым, безымянным жертвам и публике вообще. Процесс репарации позволяет выздоравливающему алкоголику уменьшить чувство вины за свое прошлое.
Индивид, совмещающий исправление прошлого с моральной жизнью в настоящем, в конце концов вернет себе хорошее положение в обществе. Семья, наниматели, друзья и всё сообщество поприветствуют возвращение этого человека к своим ранее принятым ролям, обязанностям и правам члена общества. Этот процесс требует времени. Например, я говорю выздоравливающим подросткам с историей прогучов или других проблем, что школьные авторитеты не будут доверять им по меньшей мере еще год после того, как они прекратят употребление алкоголя или наркотиков. Иногда этот процесс остается незавершенным, как в случае, когда определенные члены семьи отказываются от контактов с выздоравливающим индивидом. Однако в норме, выздоравливающий алкоголик будет вознагражден восстановлением хорошего положения, и большинство людей будет довольно этим статусом и захочет поддерживать его.
Желание пить не всегда исчезает. Чаще оно появляется вновь, по крайней мере периодически и, возможно, регулярно. Предварительная вина может помочь выздоравливающему двумя путями. Во-первых, он будет помнить, что делал, будучи пья-
___339
ным, и ощутит намек на чувство вины, следующее за таким поведением: "Я хотел выпить вчера, но потом вспомнил, как я орал на детей и как плохо себя чувствовал потом". Терапевты могут выявлять это чувство вины, чтобы побороть паттерн эйфори-ческого воспоминания, когда вспоминаются только позитивные аспекты пьянства. Во-вторых, поддержание трезвости часто становится ценным само по себе, как нечто по сути своей хорошее или как условие членства в сообществе выздоравливающих. Мысли индивида в данной ситуации таковы: "Я бы почувствовал себя виноватым сейчас, если бы выпил, потому что оставаться трезвым важно для меня" и "Если я выпью сейчас, я знаю, что разочарую своих друзей и людей, с которыми вместе прохожу лечение". Предварительная вина поддерживает продолжительную трезвость в каждом их этих случаев. В общем, рациональная вина способствует трезвости, показывая направление к жизни. Присутствие рациональной вины помогает разорвать круг вины и пьянства, который прекрасно развивается при наличии иррациональной.
Рекомендации по работе с проблемами вины клиентов-алкоголиков
Список тем, касающихся вины, к которым часто приходится обращаться с алкоголиками или химически зависимыми клиентами, и Рекомендации по работе с проблемами вины клиентов-алкоголиков.
1. Не наказывай алкоголика сам, но поддержи естественные последствия безответственного пове-дения и появление рационального чувства вины.
___340
2. Допусти, что алкоголик имеет нормальные моральные стандарты, укажи на противоречия между этими стандартами и актуальным поведением.
3. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ стало защитой от чувства вины.
4. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ увеличило чувство вины.
5. Проинформируй клиента, что он или она может начать уменьшать чувство вины, прекратив пить или употреблять химикаты.
6. Подтолкни клиента к развитию морально ответственного стиля жизни, чтобы минимизировать чувство вины в трезвом состоянии.
7. Помоги предотвратить срыв, предвидя чрезмерное чувство вины, сопровождающее начальную стадию трезвости.
8. Подтолкни выздоравливающего к возмещению ущерба, как части процесса полного выздоровления.
9. Подтолкни клиента производить регулярный пересмотр его или ее ценностей и выборов, чтобы помочь поддержанию решимости быть трезвым.
1. Не наказывай алкоголика сам, но поддержи естественные последствия безответственного поведения и появление рационального чувства вины
Этот совет консультанту - в точности то же самое, что большинство консультантов в этой области советует заинтересованным членам семьи: помните, что вы не можете удержать употребляющего от выпивки, но вы можете позволить ему поиметь
___341
все последствия своего поведения, не вмешиваясь. Алкоголик с большей вероятностью откажется от своего отрицания и рационализации, если семья не станет его выручать.
Семьям, терзаемым страхом, часто бывает трудно придерживаться этого принципа "жесткой любви". То же происходит и с терапевтом, который не обозначил свои границы или видит свою задачу в оберегании алкоголика от разгневанного мира (или от себя самого). Маркером данной проблемы является чувство вины и ответственности, появляющееся у консультанта, когда алкоголик срывается или . исчезает, прекращая лечение. Иногда консультанту трудно избежать роли "главного пособника" ("chief enabler") (Wegsheider) в системе алкоголика. Консультанты по алкоголизму должны регулярно отслеживать свое поведение, чтобы убедиться, что они не берут на себя ответственности, снимаемой со своих клиентов.
С другой стороны, консультанту не следует становиться частью мира, наказывающего алкоголика. Это значит, что помощник, не должен использовать возможность преследования клиента в виде сообщения ему, какой ужасной личностью он был. Терапевт не может надеяться стать совестью клиента. Консультант, пытающийся контролировать индивида, заставляя его чувствовать себя виноватым, добьется только того, что клиент начнет стыдиться.
Консультант может при случае выступить выразителем социальных стандартов. Например, помощник может указать на то, что государство имеет право лишить лицензии водителя-алкоголика, чтобы защитить невинных жертв. Также консультант может информировать клиента, что будет защищать его семью, отправив его в полицию, если он будет
___342___343
бить своих детей. Консультант в таких случаях должен выразить совершенно ясно, что действует не из личного желания наказать клиента, а из требований специфических этических стандартов.
Рациональное чувство вины - естественное последствие морально безответственного поведения. Терапевт, поддерживающий эти последствия, создает плодотворную среду, в которой чувство вины может быть замечено и аккуратно исследовано.
2. Допусти, что алкоголик имеет нормальные моральные стандарты, укажи на противоречия между этими стандартами и актуальным поведением
Активные алкоголики часто с первого взгляда кажутся почти или вовсе ничего не стесняющимися. Хотя некоторые индивиды сохраняют свое хорошее положение, другие "портятся" со временем, так что их поведение становится беспокоящим. .Жульничество с чеками, неверность и другие формы нечестности расстраивают отношения. Jellinek (1972) в своей основополагающей работе по алкоголизму отмечает, что этическая испорченность часто была связана с проведением времени с "подонками", подразумевая под этим персон со слабо развитой этической системой.
Эгоизм и продажность алкоголика как раз отсюда - аморальная деятельность прямо связана с алкогольной карьерой. Актуальный уровень морального развития индивида не может быть установлен, пока алкоголик не прекратит пить на несколько месяцев. Терапевту следует в общем допустить, что недавно протрезвевшая личность, стоящая перед ним, способна развить нормальный уровень моральности поведения или вернуться к нему. Это может быть так даже для подростков с беспорядочным поведением и для взрослых, называемых "антисоциальными личностями". Это допущение с наименьшей вероятностью оправдается для субъектов с длинной историей асоциальных поступков, которая предшествует употреблению алкоголя или веществ, изменяющих настроение. Однако трезвость предоставляет таким людям возможность оценить свою жизнь и совершить важные перемены. Как и все серьезные кризисы, период выздоровления разрушает старые паттерны и предлагает возможность появления новых.
Моральное развитие не является пассивным событием. Упоминания в философии АА и большинстве лечебных программ ясно показывают, насколько сильное ударение в них делается на этической ответственности. Например, "Большая книга" (Анонимные Алкоголики, 1976) АА утверждает, что "тот, кто не выздоравливает... обычно не способен осознать и воплотить способ жизни, который требует кристальной честности" (АА, стр.58). Главное здесь в том, что индивид должен развить позитивный моральный кодекс, чтобы поддерживать трезвость. Безусловно, выздоравливающие алкоголики, совершенствующие свою способность быть честными, заботиться о других и отвечать за свое поведение, будут иметь больше резонов оставаться трезвыми, чем те, кто просто прекратил пить под внешним давлением. Моральный рост не гарантирует продолжительной абстиненции, но он обеспечивает рамки, делающие трезвость стоящим опытом.
Консультант может представить данный материал несколькими способами. Возможно, наиболее полезный и общий подход - подтвердить деклари-
___344___345
руемые клиентом ценности, заметив, что он не воплощает в жизнь свои стандарты. Утверждения типа "Я верю, что тебе не особенно нравится врать своей жене, но каждый раз, когда ты хочешь напиться, ты заканчиваешь тем, что лжешь ей" подтверждают клиенту, что по сути он является честным человеком. Можно надеяться, что слушатель будет рассматривать трезвость не как наказание, а как шанс укрепить свою моральную идентичность.
Некоторые персоны получают надежду, когда консультант "обвиняет" алкоголь в неподобающем моральном поведении клиента. Это нужно делать аккуратно, чтобы индивид принимал на себя ответственность за шаги по решению проблемы. Основное здесь - говорить клиенту, что он был подменен наркотиком; его действия были действиями чужака, который временно занял место его идентичности, пока он пил. Его личность изменялась в состоянии интоксикации. Он на самом деле не является аморальным и плохим человеком. Однако в трезвом состоянии его обязанностью является сделать всё возможное, чтобы удержать эту другую лич-ность (алкоголика) от проявления. Эта тактика особенно полезна с людьми, переживающими подавляющую вину в связи со своими действиями в пьяном виде; это позволяет им дистанцироваться от иррациональной вины, принимая на себя ответственность за трезвость в будущем.
Консультантам, сталкивающимся с активными или выздоравливающими алкоголиками, не следует быть наивными. Они связываются с аддиктами на разных стадиях выздоровления, которым нельзя доверять. И тем не менее, консультант, который может начать терапевтический процесс с ощущением, что его клиент, возможно, имеет потенциал быть
честным и заботливым по отношению к другим, может быть способен передать эту надежду тому, кто потерял большую часть собственного достоинства. Терапевту также придется быть гидом в вопросах морали для некоторых клиентов. Это обычно индивиды, выросшие в особенно дисфункциональных семьях; они, может быть, и хотят действовать подобающим образом, но не уверены в том, что представляет собой нормальное (Woititz, 1983) моральное поведение. В таких ситуациях консультантам придется наставлять своих клиентов. Например, терапевт должен помочь клиенту понять, как его обычное безответственное поведение (типа опоздания на работу) вредит остальным. Индивид, привыкший хронически лгать, может также нуждаться в помощи и в обучении тому, как и когда следует быть честным.
3. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ стало защитой от чувства вины. -
Пьянство для избегания чувства вины — часть циркулярных отношений между виной и алкоголем. Компульсивно пьющий алкоголик строит свое поведение на паттерне потребления для того, чтобы исключить чувства. Он не должен думать о своей вине, во всяком случае тогда, когда занимается умерщвлением аффекта.
Дело терапевта - помочь клиенту понять, что он убегал от чувства вины в алкоголизм. Терапевт может использовать те же стратегии, которые использовались для встречи со стыдом: сбор данных, коллажи чувств, мягкая конфронтация, позволяющая клиенту заметить свое чувство вины. Первичная
___346___347
цель для клиента на этой стадии - понять, что он спрятал от самого себя сильное чувство вины.
Некоторые клиенты слишком ясно понимают, что пьют ради бегства от этого переживания. Они подвергаются подавляющим атакам иррациональной вины. Они чувствуют себя так плохо в течение подобных эпизодов, что бросаются к любой субстанции, которая может облегчить их положение. Нужно, чтобы они услышали, что есть другие способы обращения с чувством вины, более эффективные, чем пьянство, и что они в конце концов научатся противостоять иррациональной вине.
Может быть полезным лечить избегание чувства вины как фобическую реакцию, особенно когда оно хроническое и включает сильные элементы страха. Вино-фобический индивид устрашен своей виной. Он может даже верить, что не переживет этого чувства, если встретится с ним трезвым. Чем более иррациональна вина, тем более вероятно, что клиент будет ее бояться, поскольку иррациональная вина базируется на примитивном страхе наказания. Консультант может отделить страх пережить вину от самой вины. Он может помочь клиенту набраться смелости для встречи с чувством вицы, предлагая побыть с ним и показывая разницу между рациональной и иррациональной виной.
Клиент должен понять четыре вещи о себе для завершения этой фазы лечения:
1. Что он регулярно испытывает чувство вины;
2. Что он ужасно боится этого чувства и старается сбежать от него разными способами;
3. Что он использовал алкоголь или вещества, из меняющие настроение, для бегства и от самого чувства вины, и от страха его появления;
4. Что он может выжить, встретившись с чувством вины, будучи трезвым.
4. Помоги клиенту понять, как употребление алкоголя или химических веществ увеличило чувство вины
От чувства вины помогает временная анестезия в виде употребления алкоголя или наркотиков. Тот факт, что эти изменяющие настроение вещества притупляют боль, ведет к их чрезмерному употреблению. Индивид, нашедший такое решение для своей боли, с меньшей вероятностью будет искать другие решения, типа открытого общения или возмещения ущерба. Таким образом, желание избежать чувства вины часто вносит свой вклад в аддиктивный процесс.
Но привычное употребление алкоголя в конце концов увеличивает чувство вины алкоголика. Одна причина этого в том, что алкоголик не может эффективно действовать для уменьшения своей рациональной вины, потому что его энергия вместо этого направляется в пьянство. Это означает, что проблемы, которые не имели специфического отношения к его пьяному поведению, останутся неразрешенными, а часто и усугубленными. Алкоголизм нарушает способность индивида иметь дело с реальностью. Другая проблема в том, что алкоголик может сказать или сделать в состоянии интоксикации нечто, что противоречит его собственным ценностям. Такое поведение увеличивает его чувство вины в трезвом виде и, таким образом, имеет тенденцию всё сильнее толкать его обратно к пьянству. В-третьих, потеря контроля, которая сопровождает алкоголизм, - это вторжение в сферу моральной идентичности; некоторые люди чувствуют
___348___349
себя виноватыми в том, что они алкоголики. Они нарушили важное персональное или семейное правило ("Я никогда не стану пьяницей, как мой отец"), и обычно переживают в связи с этим разрушительную смесь стыда и вины. И, наконец, иррациональная вина расцветает посреди алкоголизма. Хронически употребляющий становится неспособен разбираться в своем чувстве вины, чтобы отказаться от пунктов, которые не имеют значения. Вместо этого он часто собирает увеличивающиеся количества вины за всё, что думает или делает. Он становится вечно виноватым.
Терапевт может находить эту фазу лечения проблематичной. Хотя некоторые клиенты переполнены виной и жаждут обсуждать эту тему, другие призывают на помощь все свои защиты, чтобы продолжать ее избегать. Эти люди хотят верить, что не причинили никакого реального вреда другим. Они могут больше всего получить от группового формата, например от семейной интервенции (Johnson, 1973), которая требует от алкоголика заметить, как его действия затрагивают других. Групповая терапия также помогает такому клиенту увидеть, как выздоравливающие могут признаваться в своих преступлениях и получать прощение.
Консультант может помочь клиенту принять рациональную ответственность и на индивидуальных сессиях. Прямой подход - спросить клиента о его чувстве вины и о том, как его пьянство повлияло на его поведение. Консультанту следует понимать, что клиент может чувствовать себя виноватым в связи с тем, что кажется терапевту тривиальным, или что совсем непохоже на то, что обычно считается серьезным проступком. Если цель состоит в том, чтобы привлечь клиента на терапию, может
быть, лучше всего будет принять чувство вины клиента, каким бы оно ни было, и предложить терапию как возможность облегчения. Позлее помощник может исследовать и чрезмерное, и отсутствующее чувство вины.
Клиент, отказывающийся принять на себя ответственность за то, что он сделал - сомнительный кандидат на продолжительную трезвость. Так же как и тот, кто сломлен чувством вины, когда каждый момент трезвости становится тяжелым испытанием. Основное обещание, которое дает терапевт, - что выздоравливающий в конце концов научится тому, как жить ответственной жизнью, в основном свободной от чувства вины. Желание клиента ощущать честную гордость и моральную полноценность может мотивировать его начать и поддерживать трезвую жизнь.
5. Проинформируй клиента, что он или она может начать уменьшать чувство вины, прекратив пить или употреблять химикаты
Терапевты в области химической зависимости, особенно начинающие, могут чувствовать искушение постараться облегчить чувство вины клиента, видя в этом первую задачу всего предприятия.'Проблема в том, что химическая зависимость, особенно активная, продолжает порождать слишком много иррациональной вины, которая заглушает рациональную, делая лечение неэффективным. Результат решения об откладывании фокусировки на зависимости, как правило, состоит в том, что клиент не поправляется, а консультант фрустрирован. Помощнику следует настаивать на том, чтобы клиент работал со своей зависимостью, как на необходимом условии терапии, прежде всех других тем.
___350___351
Послание клиенту по поводу чувства вины должно быть ясным и прямым: оно не; может начать излечиваться, пока клиент не прекратит пить или употреблять наркотик. Если возможно, это сообщение нужно связать со специфическими фактами, касающимися данной личности: "Ты чувствуешь себя плохо из-за последних проблем на работе (разрыва с женихом, выписки фальшивого чека и т.д.)... Эти проблемы не уйдут, пока ты пьешь". Фокус можно удерживать на рациональной вине, пока консультант пытается призвать самую здоровую часть клиента в трезвый альянс. Перспектива сокращения поведения, порождающего чувство вины, достаточно привлекательна для многих индивидов, чтобы они решили прекратить пить и в случае необходи-мости подвергнуться лечению.
Некоторые клиенты алкоголики восстанут против такого подхода. Они продолжат обсуждать свою вину и раскаяние, будучи неспособны или не желая изменить свое поведение. Они могут угрожать прекратить терапию, если консультант не согласится с их планом. Здесь терапевт должен будет принять непростое решение. Будет ли он продолжать концентрироваться на аддикции, рискуя потерять клиента, или лучше будет принять желания последнего с целью укрепить доверие? На этот вопрос проще всего ответить, имея дело с очевидно тяжело зависимым клиентом, непосредственно страдающим от химикатов. Консультант должен концентрироваться на аддикции в такой ситуации: игнорировать ее, даже несколько недель, - значит просто дать человеку возможность самодеструкции. Однако, терапевт может дольше бороться с клиентом, который "только" злоупотребляет алкоголем или наркотиком, и тем, кто находится посередине
между злоупотреблением и аддикцией. Такие клиенты обычно приходят на терапию с большим количеством проблем, которые могут включать, а могут и не включать в себя паттерн употребления. Я считаю, что консультанту следует сначала обратиться к проблемам алкоголя и предпринять серьезную попытку добиться обязательства клиента не употреблять никаких изменяющих настроение субстанций на протяжении терапии, включая все промежутки между сессиями. Аргумент, который я использую: клиенту нужно быть совершенно трезвым и эмоционально доступным в течение консультаций, чтобы получить что-то от них. Большинство клиентов согласится по меньшей мере уменьшить употребление и посмотреть более внимательно, что они делают, осознавая, что терапевт серьезно относится к этой теме. Позже, если клиент показывает свою неспособность соблюдать обязательство перед терапевтом, помощник может прямо оспорить его уверенность, что у. него нет реальных проблем с алкоголем или наркотиком.
6. Подтолкни клиента к развитию морально ответственного стиля жизни, чтобы минимизировать чувство вины в трезвом состоянии
Моральное развитие не происходит автоматически с наступлением абстиненции. Многие, особенно "завязавшие" самостоятельно и не изменившие стиля жизни, несут с собой чрезмерное количество вины. Оно может состоять из иррациональных следов прошлого, так же как и из рационального чувства вины за текущие проступки. Хроническое чувство вины может легко спровоцировать срыв, поскольку алкоголик пытается добиться облегчения для поврежденного чувства самоценности. Выздо-
___352
равливающие, развившие более сильное ощущение правильного и неправильного и способные жить в соответствии с этими новыми стандартами, обретают позитивную моральную идентичность; они хотят оставаться трезвыми, чтобы сохранять самоуважение.
Моральное развитие может быть изучено, если клиент последовательно действует, по меньшей мере, на конвенциональном (по Колбергу) уровне морального развития, когда он становится способен отложить удовлетворение ради того, чтобы доставить удовольствие другим, заработать одобрение и поддержать социальный порядок (Duska и Whelan, 1975). Выздоравливающий, находящийся на этом уровне, находит способ ограничить импульсивное поведение, оскорбляющее общество и ведущее к неприятностям. Позже, становясь более искушенным и опытным, индивид может прогрессировать к процессу принятия этических решений, основанно-му на более глубоком осознавании личных ценностей и, возможно, универсальных этических принципов.
Консультантам, работающим с начинающими выздоравливать, не стоит беспокоиться насчет измерения морального уровня своих клиентов. Ранний акцент гораздо более прямой: "Это твой шанс быть честным, ответственным и заботливым, если ты хочешь остаться трезвым и чувствовать меньше вины, тебе лучше воспользоваться им". Это, возможно, всё, что многие из них могут усвоить, в особенности те, кто имеет когнитивные нарушения (Goldman, 1986; McCrady и Smith, 1986). Клиентам в ходе лечения показывают, как выглядит готовое принять их сообщество. Им дается много возможностей присоединиться к этому сообществу по-
___353
средством разделения переживаний, поддержки и самораскрытия. Для некоторых зависимых индивидов лечение может быть первым случаем в жизни, когда они видят, что могут выжить без привычных инструментов - нечестности и манипуляций. Лечение может быть первым шансом пережить моральную гордость.
Консультантам нужно помнить, что эта с виду прекрасная сцена большей частью иллюзорна, если клиент не научится действовать ответственно вне терапевтической ситуации. Например, клиент, совершенно честный с консультантом и терапевтической группой, но приукрашивающий правду во время визитов семьи, всего лишь улучшил свою способность играть в игры с другими. Терапевт, наблюдающий данный паттерн, может похвалить клиента за начало нового способа жизни, одновременно ставя его перед необходимостью генерализации такого поведения на реальный мир.
Выздоравливающие алкоголики сталкиваются со многими этическими дилеммами, большими и маленькими. "Следует ли мне указать в заявлении на страховку, что я проходил лечение?", "Могу ли я сохранить свою работу продавца, продолжая практиковать программу честности?", "Следует ли мне принять выпивку на офисной вечеринке и тайком вылить ее?" - типичные проблемы трезвого клиента. Каждый из этих вопросов нужно обсудить на терапии, в группе поддержки, с семьей и друзьями. В конце концов каждый выработает персональный набор моральных понятий, максимизирующий законную моральную гордость и минимизирующий ' чувство вины.
___354
7. Помоги предотвратить срыв, предвидя чрезмерное чувство вины, сопровождающее начальную стадию трезвости
Выздоравливающие алкоголики, пившие для избегания чувства вины, часто очертя голову бросаются в это чувство в первые недели или месяцы трезвости. Удаление аддиктивного вещества - это то же самое, что разрушение любой другой сильной защиты; оно делает индивида уязвимым и особенно чувствительным. На ранних стадиях выздоровления людей может переполнять боль из-за того, как они ранили других, будучи зависимыми. Им будет трудно простить себя за свои преступления. Они могут верить,-что совершили настолько отвратительные поступки, что никто другой тоже не сможет их простить и что они не могут надеяться возместить вред пострадавшей стороне.
На этой стадии терапии может быть невозможно отделить рациональную вину от иррациональной и от стыда; вся идентичность будет находиться под подозрением, особенно ее моральная составляющая. Индивид может чувствовать себя подавленным комбинацией расстраивающих переживаний. Задача помощника - подтвердить клиенту, что это нормальный и даже здоровый процесс, который в конце концов разрешится. Консультант должен ободрить клиента, чтобы он не сбежал от своей боли (результатом бегства будет срыв), но отважно встре-тился с ней. Терапевт также может помочь продолжить сортировку вины на рациональную и иррациональную, чтобы инициировать процесс возмещения.
Недавно протрезвевший, мучимый виной алкоголик нуждается в том-, чтобы услышать: да, он виноват, но не безнадежен морально. Как заметил
___355
Flanigan (1987), огромным преимуществом вины над стыдом является то, что в случае вины, по крайней мере, всегда есть возможность искупления и прощения. Алкоголик не может игнорировать свое прошлое, но может использовать боль вины, которую он теперь чувствует, чтобы принять твердые обязательства на будущее.
Терапевтам нужно предупреждать клиентов о том, что, достигнув трезвости, они могут столкнуться с огромным чувством вины, которое раньше "заливали". Конечно, терапевту важно заверить клиента, что не бросит его, когда тот встретится со своей виной.
8. Подтолкни выздоравливающего к возмещению ущерба, как части процесса полного выздоровления
Важная часть процесса морального выздоровления - возмещение ущерба персонам, которым ал-коголик навредил. На этом делает сильный акцент программа АА; три шага программы (8, 9 и 10) требуют от выздоравливающего набраться решимости совершить возмещение, как только это станет возможным, если только это не нанесет большего вреда, и немедленно признавать свои неправильные поступки в настоящем. Исправление и возмещение - главный способ для алкоголика вернуть себе положение в обществе. Алкоголик может уменьшить свое чувство вины, исправляя нанесенный им вред, как только это стало возможным. Единственное другое эффективное противоядие от чувства вины - ответственная жизнь в настоящем. Но жить ответственно сейчас невозможно без обращения к прошлому поведению.
___356
Выздоравливающий аддикт должен найти способ примирить свою нынешнюю, трезвую идентичность с обычно менее приемлемой идентичностью алкоголика. Процесс возмещения - двигатель, который позволяет свершиться примирению. Он служит мостом между двумя аспектами самости и позволяет индивиду принять, что он на самом деле действовал неэтично и безответственно, ощутить вину за это, и в то же время сделать что-то конкретное, что покажет всем заинтересованным лицам, что новая, лучшая личность возникла из хаоса зависимости.
Консультантам следует поощрять своих клиентов начать процесс возмещения на ранних стадиях выздоровления. Репарацию можно начать с того, что клиент попросит прощения у тех, кому он принес вред и кто непосредственно доступен в процессе лечения (чаще всего это ближайшие члены семьи). Важно, чтобы извинения были конкретными. "Я сожалею, что не был хорошим, когда пил" -настолько расплывчато, что заявляющий это не может извлечь из этого никакой пользы. И наоборот, "Я сожалею, что ударил тебя в тот раз, когда был пьян" или "Извини, что я подписал те фальшивые чеки, которые уменьшили твой кредитный рейтинг" - заявления, заслуживающие доверия. Они также подводят извиняющегося к тому, чтобы сделать конкретные обещания на будущее. Эти зароки (вроде обязательства выписывать чеки, только когда в банке есть деньги на их покрытие) могут затем контролироваться обеими сторонами. В конце концов обещавший может своими действиями вновь завоевать доверие.
Консультантам следует сразу поощрить усилия по возмещению, а не позволять клиенту утверж-
___357
дать, что ему нужно сконцентрироваться исключительно на поддержании абстиненции. Конечно, клиенту не нужно пытаться что-либо исправить, если какая-то попытка подвергнет трезвость реальному риску. Например, клиент может быть избавлен от контакта с родителем, по меньшей мере на время, если после досконального рассмотрения вопроса помощником и клиентом было решено, что это действие будет слишком опасным. Однако первичной проблемой будет уменьшение старого чувства вины, чтобы индивид смог наладить свою жизнь. С чувством вины, которое отражает актуальный вред другим, обычно имеют дело в процессе репарации, до тех пор, пока оно не сможет быть отброшено. И снова выздоравливающий алкоголик должен набраться храбрости для встречи со своей виной.
Клиент может случайно обнаружить, что исправления недостаточно для полного освобождения от вины даже после того, как он приложил все усилия, чтобы восстановить порядок. Такого индивида нужно побудить повторить процесс, возвращаясь к жертвам повторно, чтобы принести те же самые извинения. Ему надо напомнить замечание Royce, что вина является иррациональной, если человек стойко держится за нее, даже будучи прощенным (Royce, 1981). Клиент, который не может изменить такое поведение, будет нуждаться в том, чтобы прояснить для себя, что еще он мог переживать: возможно, это остатки гнева и обиды на жертву. С другой стороны, я верю, что для выздоравливающего нормально "возвращаться на место преступления" время от времени, чтобы проверить свое чувство раскаяния. Это становится частью процесса примирения с собой (Ramsey, 1987), в течение которого выздорав-
___358
ливающий алкоголик постепенно прощает себя за свои прегрешения. Такой процесс примирения с собой происходит параллельно с репарацией; прощения себя не удастся достигнуть в моральном вакууме.