Что такое Вайшнавский этикет?

Глава 1 Повседневная практика преданного служения

§ 1.1 Вайдхи-бхакти и Вайшнавский этикет

Правила и предписания в преданном служении

Как мы уже знаем, ваидхи-бхакти — это преданное служение Кришне, совершаемое в соответствии с правилами и предписаниями священных книг (шастр).

В начале пути преданного служения наша вера не очень сильна, понимание того, что делать следует, а что нет, не очень развито, и вкус к сознанию Кришны не очень велик. Следуя регулируемой практике преданного служения, мы очищаемся, и в нас просыпается естественная привязанность к этой деятельности, когда мы служим Кришне спонтанно. Это называется рагануга-бхакти. Внешне мы будем следовать тем же правилам и предписаниям даже еще более строго, но внутри будем испытывать огромное счастье, осознавая, что служим Кришне. Это очень возвышенный уровень преданного служения, но строго следуя принципам вайдхи-бхакти, по милости Духовного Учителя, в свое время, мы сможем достичь его.

Всевозможноые правила и предписания подразделяются на две основные категории: главные и вспомогательные. Главные предписания – это деятельность, непосредственным результатом которой является удовлетворение Кришны. Вспомогательные предписания – это деятельность, которая приводит к промежуточным результатам, которые мы затем можем предложить Кришне.

Примером главных предписаний может служить любой из девяти методов преданного служения (шраванам, киртанам и т.д.). Так если мы слушаем о Кришне, воспеваем Его Святые имена, молимся Ему или проповедуем Его Славу, то в результате этого Он остается очень довольным. Это непосредственный результат такой деятельности.

Примером вспомогательных предписаний может служить принятие омовения. Благодаря этому очищается наше тело и ум — это непосредственный результат, и он может быть использован по-разному. Непреданный делает это, для того чтобы наслаждаться здоровой и спокойной жизнью, а преданный использует это, поскольку это помогает ему сосредоточиться на Кришне. Заметим, что второстепенные предписания не являются менее важными. Без них духовный прогресс будет практически не возможен. Вместе с тем, сами по себе, без главных принципов, они недостаточны, чтобы вернуть нас назад домой к Богу.

Культура Варнашрамы

Вспомогательные предписания в преданном служении в общем и целом основываются на принципах Ванрашрамы. Как отмечает Бхактивинода Тхакур, ее непосредственными целями Варнашрамы являются:

1. Поддержание тела здоровым и работоспособным

2. Развитие интеллекта

3. Поддержание мира и порядка в обществе

4. Регулярное изучение священных писаний

Заметим, что Варнашрама сама по себе материальна. Если вышеперечисленные результаты Варнашрамы используются для удовлетворения Кришны – тогда это называется Даиви-варнашрама или трансцендентная Варнашрама. Именно такой Варнашраме и стремятся придерживаться преданные.

Следовать культуре Варнашрамы важно для культивирования преданного служения, потому что она возвышает нас до уровня стихии добродетели и избавляет от излишних беспокойств, позволяя максимум времени и сил уделить культивированию преданного служения. Она создана Самим Господом специально для этого. Любая другая культура лишь в той степени будет способствовать культивированию бхакти, в какой она согласуется с принципами варнашрамы. Это следует помнить, хотя нереалистично ожидать, что мы сможем резко изменить свои устоявшиеся привычки. Вместе с тем, по мере практике преданного служения эта культура становится все более и более естественной. Такимо образом образом главные принципы идут бок о бок со вспомогательными и содействуют друг другу.

Человеческое тело сравнивают с кораблем, на котором по милости Гуру и Кришны мы сможем пересечь этот океан материального существования и вернуться домой назад к Богу. Поэтому, как и всякой машиной, им нужно уметь пользоваться правильно. Если мы не будем работать, есть, спать и т.д., то мы просто умрем, и нам прийдется рождаться еще раз, чтобы продолжить путь преданного служения. Если мы не будем развивать интеллект и учиться, то, во-первых мы упустим много возможностей делать свое служение лучше и качественнее. А во-вторых, без постоянной тренировки разум будет недостаточно острым, чтобы отсекать сорняки материальных привязанностей. Если мы не будем правильно строить отношения с окружающими нас людьми, то наш ум будет слишком возбужден и обеспокоен, чтобы сосредоточиться на Кришне. И если мы не будем регулярно читать священные писания, то мы лишимся ориентиров в жизни, и сможем незаметно сойти с пути преданного служения.

Что такое Вайшнавский этикет?

Сутью преданного служения является бескорыстное и беспримесное стремление удовлетворить Кришну. Внешне вайдхи-бхакти проявляется как сад-ачара или следование Вайшнавскому этикету.

По определению, Ваишнавский этикет – это совокупность норм поведения преданного в обществе. Другими словами, Ваишнавский этикет – это, во-первых, то, как преданный должен вести себя в различных ситуациях: дома, в храмовой комнате, на улице во время проповеди и т.д., а во-вторых, — как преданный должен вести себя во взаимоотношениях с Кришной, духовным учителем, другими преданными, гостями, родственниками и т.д., а также другими живыми существами

Аналогично рассмотренному выше, правила Ваишнавского этикета бывают главными – имеющими своей целью непосредственное удовлетворение Кришны, – и вспомогательными, помогающие возвысить преданного до уровня благости и создать благоприятную ситуацию для культивирования преданного служения.

В центре всех принципов Ваишнавского этикета стоит Кришна. Это отличает его от мирского этикета. Многие правила могут совпадать, но их значение различно. До тех пор, пока мы не достигли уровня чистого преданного служения, наши поступки и окружение будут влиять на наше сознание. Поэтому контроль за своим поведением поможет нам контроллировать ум и сосредоточить его на Кришне. Кроме этого, правила этикета уберегают нас от совершения оскорблений по отношению к преданным и Божествам, которые являеются самым грозным препятствием на пути духовного прогресса.

В Шри Чайтанья-чаритамрите (Антья 4.130) есть такой стих:

татхапи бхакта-свабхава – марйада-ракшана
марйада-палана хайа, садхура-бхушана

«Преданный по своей природе склонен защищать и поддерживать принципы Ваишнавского этикета. Следование Ваишнавскому этикету — это украшение преданного».

Однажды, Санатана Госвами решил отправиться из Вриндавана в Джаганнатха-пури, чтобы увидеть Господа Чаитанью. Его путь лежал через лес Джарикханда.Путь был нелегким, и по дороге он подхватил серьезную болезнь, в результате которой все его тело было покрыто язвами. В конце концов он достиг Пури, где был с энтузиазмом встречен Господом и Его спутниками.

В Чаитанья-чаритамрите описано множество поучительных историй, связанных с этим визитом. Одна из них такова. Как-то Господь, Чаитанья, желая проверить Санатану Госвами, пригласил его на прасад. Господь Чаитанья расположился в саду Господа Шивы. Получив эту новость, Санатана Госвами, исполненный блаженства, немедленно отправился к Господу. Был полдень, и раскаленный песок обжегал его стопы, оставляя волдыри. Но Санатана ничего не чувствовал, и буквально летел навстречу этой великой милости.

Встретив Санатану, Господь передал ему остатки Своей пищи, которую тот вкусил в величайшем блаженстве. После этого Господь спросил его: “А по какой дороге ты пришел?” “Через пляж,” – ответил Санатана. “Почему же ты не пошел мимо храма Господа Джаганнатхи? Там очень прохладно, а, когда ты шел по пляжу, раскаленный песок должно быть сжег твои подошвы до волдырей. Как ты вообще можешь сейчас ходить?” Санатана Госвами ответил: “О мой Господь, я не чувствовал никакой боли. Что касается другого пути, о котором Ты говоришь, то как я, низший из людей, могу проходить там. Слуги Господа Джаганнатхи постоянно проходят там взад и вперед, и даже случайно прикоснувшись ко мне, они бы осквернились.”

Услыша эти слова, Господь Чаитанья улыбнулся и объявил: “Мой дорогой Санатана, хотя ты спаситель всей вселенной, и хотя даже полубоги и великие святые могут очиститься, прикоснувшись к тебе, Ваишнав по своей природе склонен защищать и поддерживать принципы Ваишнавского этикета. Следование Ваишнавскому этикету — это украшение преданного. Следуя этикету, ты удовлетворил Мой ум. Кто еще кроме тебя мог бы подать такой пример?” В поклонении Божествам принципы чистоты имеют одно из первостепенных значений. Поэтому, считая себя оскверненным из-за того, что раннее служил в Мусульманском правительстве и тесно общался с мясоедами, Санатана Госвами боялся совершить оскорбление Господу, случайно прикоснувшись к священникам храма Господа Джаганнатхи. Поэтому даже несмотря на огромные личные неудобства, он строго следовал принципам Ваишнавского этикета.

Что означает утверждение: «Следование Ваишнавскому этикету — это украшение преданного?» Оно означает, что своим идеальным поведением преданный доставляет удовольствие Господу и другим преданным, которые проливают на него свою милость, обыкновенным людям, которые в результате вдохновляются также становиться преданными, а также сам будет полностью удовлетворен.

Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали, по каким внешним признакам можно узнать преданного, он отвечал: “О, Ваишнавы — это настоящие леди и джентельмены.” Богатый человек естественно будет одеваться в элегантную одежду и ездить на хорошем автомобиле. Все эти вещи чрезвычайно удобны в употреблении и дают ему ощущение, что он занимается чем-то стоящим. Подобным образом, сознание Кришны — это настоящее богатство, и для продвинутого преданного совершенно естественно и непринужденно будет следовать правилам Ваишнавского поведения. Такое поведение будет автоматически приносить ему удовлетворение, и подкреплять чувство того, что он занимается чем-то стоящим — преданным служением Господу. Затем, подобно тому, как респектабельный внешний вид бизнесмена, внушает доверие его партнерам по бизнесу, а также сильным мира сего, что делает его богаче и богаче, скромное и возвышенное поведение Ваишнава удовлетворяет умы Господа и других преданных, которые естественно захотят пролить на него потоки бесконечной милости. И, также как обыкновенные люди, видя преуспевающих бизнесменов, начинают прилагать усилия, чтобы разбогатеть, также, видя чистоту и изысканные манеры преданных, они вдохновляются встать на путь чистого преданного служения.

Самое главное правило

Сознание Кришны – это естественный процесс. Лишь вследствие тяжелой и продолжительной болезни материального существования он поначалу кажется нам чем-то неродным. Но чистое преданное служение настолько привлекательно, что, общаясь с преданными, мы находим в себе силы попробовать делать и это, и то – даже через «не хочу». И результат возвращается сторицей: мы получаем духовный вкус, и это усиливает нашу решимость совершать все новые и новые усилия над собой, обучаясь чистому преданному служению.

Все предписания Вайшнавского этикета имеют одну цель – занять ум, разум и чувства таким образом, чтобы вспомнить о Кришне. Кришна – всепривлекающий, и Его имя, форма, качества и игры неотличны от Него. Поэтому по мере того, как мы будем помнить о Кришне, наша любовь к Нему будет естественным образом развиваться. Все же запреты Вайшнавского этикета предназначены для того, чтобы оградить нас от ситуаций, которые усилят нашу привязанность к внешней энергии майе. Всегда помнить Кришну, и никогда не забывать Его – это самое главное правило. Это тот механизм, по которому работают все остальные предписания и запреты. Следование правилам Вайшнавского этикета естественным образом приводит к следованию главному правилу. А если мы обнаруживаем, что следование правилам приводит к тому, что наш ум вращается вокруг чего-то иного, кроме Кришны, которого мы порой напрочь забываем, то это означает, что мы делаем что-то не так. Возможно мы совершаем оскорбления святого имени, чему-то не следуем или ввели в практику преданного служения какие-то свои нововведения. Иногда в таких ситуациях Кришна подсказывает искреннему преданному изнутри, что нужно изменить, но если трудности оставются, то это значит, что нужно обратиться за помощью к духовному учителю или во всяком случае какому-то зрелому преданному. Преданные – океан милости. Они обязательно помогут.

В заключении приведем небольшой список того, как помнить о Кришне:

1) Можно помить, то, что Кришна является источником всех духовных и материальных миров.

2) Помнить, что материальная энергия является тенью духовной, и по этому принципу, посмотреть в окно, увидеть там какую-нибудь речку Вологду, и вспомнить Ямуну, и игры Кришны, связанные с ней.

3) Кроме этого можно просто помнить Кришну, в его изначальной форме, можно помнить, как танцует в экстазе Господь Чаитанйа, и что он приходит в еще больший экстаз, когда все больше и больше людей танцуют и воспевают Святые Имена.

4) Можно помнить о служении Кришне

5) Можно помнить о преданных Кришны.

6) Можно помнить о наставлениях Кришны и духовного учителя.

7) Можно помнить о качествах Кришны, о том, что Он меньше меньшего и больше большого, внутри и вне всего, что Он наидревнейший и вечно юный. Можно помнить о четырех его уникальных качествах, которые мы затрагивали выше.

8) Можно помнить об играх Кришны и Господа Чайтаньи – в связи с ситуацией, в которой мы оказались, или вообще, которые приходят на ум.

8) Можно в течение дня помнить о стихе, который был утром на Бхагаватам.

Задание 1. Что такое вайдхи-бхакти?

Задание 2. Приведите по два примера главных и вспомогательных предписания в преданном служении?

Задание 3. Каковы непосредственные цели Варнашрамы, и как она способствует культивированию преданного служения?

Задание 4. Как Вы понимаете утверждение: «Следование Вайшнавскому этикету – это украшение преданного».

Задание 5. Приведите по два примера того, когда следование определенным предписаниям из запретам преданного служения помогало Вам помнить Кришну и избежать забвения Его.

Задание 6. Приведите в добавление к перечисленным выше пять способов того, как помнить о Кришне

Наши рекомендации