Вопрос 22. Сравнение христианского нравственного учения с языческой и ветхозаветной нравственностью
Α) Сравнение христианского нравственного учения с языческой нравственностью:
Что касается язычников, то иногда их мораль достигает почти христианской высоты (особенно в индуизме, напр. в учении Будды, а также в античной Греции), но очень часто мораль язычников пронизана грубыми и жестокими началами. Эволюция моральных идей в античной Греции очень показательна - здесь мы встречаем и примитивный культ удовольствий (гедонизм) и более высокий культ радости (эвдаймония), мораль достоинства и долга (стоики) и мораль благоразумия и соблюдения во всем меры (Аристотель). Наиболее высокой является этика, которую развивали Сократ и Платон, выдвигая на первый план идею добра. Но даже в самой высокой своей форме античная (да и вообще языческая) мораль лишена подлинного обоснования: основы морали в античном мире не идут дальше «законов природы» (или «законов бытия») или требований человеческого духа. Отсюда в античном мире постоянная смена одних моральных учений другими. Совсем иной подход к вопросам морали находим мы в христианстве. Здесь моральная жизнь ставит людей перед лицом Божиим; не правда человеческая, как бы ни была она возвышена, а правда Божия, признается здесь целью человеческой жизни. Поэтому христианская нравственность есть, по существу, мораль религиозная - она неразрывно связана с отношением к Богу, с религиозной жизнью.
B) Сравнение христианского нравственного учения с ветхозаветной нравственностью:
Естественный нравственный закон, казалось бы, должен направлять каждого человека на путь добра. Но его главный выразитель совесть, по причине греховной жизни, плохого воспитания, влияния общества помрачается, искажается, извращается в сознании человека. Естественный нравственный закон по этой причине с течением времени перестал надежно руководить его к спасению и истинному богоугождению. Поэтому Господь дал людям в помощь их немощной совести Богооткровенный нравственный закон, в котором требования воли Божией излагаются ясным языком. Необходимость дарования этого закона, таким образом, вызвана умножившеюся греховностью человека. Оттого ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Преступлений ради приложися» (Гал. 3:19).
Ветхозаветный нравственный закон, сокращенно изложенный в Десятословии, имеет следующие отличительные особенности:
22.Его предписания направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая прежде всего преступные действия.
23.Закон выражается главным образом в форме запрещений: почти каждая заповедь Десятословия содержит частицу «не» (не делай того-то и того-то). Эта особенность Ветхозаветного закона была вызвана необходимостью воспитания народа грубого и жестоковыйного, только что вышедшего из египетского рабства, который только постепенно, шаг за шагом, мог восходить от внешнего к внутреннему, от чувственного к духовному.
24.Ветхий Завет имел подготовительный характер: его предназначением была подготовка людей к пришествию Спасителя и Новому Завету. Он раскрывал человеку его греховность, его нравственную испорченность. Эту мысль мы находим в послании ап. Павла: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Римл. 7:7). Все усилия выполнить строгие предписания закона приводили ветхозаветного человека к сознанию своей немощи,к осознанию того, что «от дел закона не оправдается всякая плоть перед Богом» (Римл. 3:20). Таким образом, в людях пробуждалось желание Божественной помощи, которая ожидалась от грядущего Мессии. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24);
Основной принцип новозаветной морали выражен с предельной ясностью самим Христом: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Матф.). Но это искание Царства Божия имеет ценность лишь в том случае, если оно определяется не внешними мотивами (напр. страхом наказания), а вытекает из глубины нашего существа, являясь свободным движением духа. Христианство часто называют религией свободы, поскольку ее мораль глубочайшим образом связана именно со свободой духа, и ее наивысшей ценностью является свободное устремление к Богу, с другой стороны, и сам дар свободы раскрывается лишь в Богоискании. Как естественное свойство нашего духа, дар свободы носит на себе печать первородного повреждения - и по нашему больному естеству свобода часто влечет нас ко злу, извращая этим тайну свободы, как творческой силы. Неустойчивость и двусмысленность нашей свободы может восполниться только духом сотворившего нас Бога. Указывая нам на условия истинной свободы, Христос сказал - «познайте истину, и истина сделает вас свободными», - и это значит, что подлинно свободны мы только тогда, когда пребываем в истине.
Сравнение православного нравственного учения с иудаизмом, исламом и буддизмом.
A.) Этика иудаизма
Этическое содержание иудаизма - первой в истории монотеистической религии - изложено в Танахе (христиане назвали его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные требования содержатся в Торе - Пятикнижии Моисея, включающем в себя книги «В начале», «Имена», «И воззвал», «В пустыне» и «Слова», которые соответствуют первым пяти книгам христианской Библии.
Нравственность понимается как праведность - безусловное повиновение Божественному закону, изложенному в Торе. Праведные действия приведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) - к внутреннему разложению человека и преждевременной смерти.
Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается иудейская мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.
В первой части «Десятисловия» (десяти заповедей Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие») сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу: не признавать других богов и не поклоняться им, не произносить имя Господне напрасно, посвящать Богу день субботний и т.д.
Во второй части даны требования, затрагивающие отношения между людьми. Здесь запрещаются непочитание родителей, убийство невинного соотечественника, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, корыстное вожделение (зависть).
Заповеди отнюдь не равнозначны. Первая из них имеет безусловное приоритетное значение, все остальные подчинены ей. Например, шестая заповедь «не убий» не распространяется на тех, кто склоняет к нарушению первой: в вопросах веры нельзя жалеть ни брата, ни сына, ни жену, ни друга. Заповедь «не убий» также не распространяется и на сына, который нарушает пятую заповедь: не повинуется «голосу отца своего и матери своей». С ним следует поступить так же, как с вероотступниками, т.е. бить камнями до смерти.
Этика ислама
На арабском востоке под влиянием иудаизма и христианства развивалась исламская этика. Основное ее содержание отражено в Коране - священной книге мусульман, хадисах - сборниках высказываний и наставлений пророка Мухаммеда - основателя ислама (570 - 632 гг.), сочинениях арабоязычных философов аль Кинди, аль Фараби, аль Газали, ибн Рушда и др.
В исламе резко акцентирована идея единобожия, что повлекло за собой определенное изменение нравственного пафоса. Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает «покорность»; «муслим» (мусульманин) - «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми основано не на договоре и не на любви, а на повелении, с одной стороны, и покорности - с другой.
Самыми общими понятиями исламской этики стали понятия «хасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Различие между хорошим и дурным определяется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. Сакральное слово получено от Аллаха через посредничество пророка Мухаммеда.
К абсолютно обязательному относится соблюдение так называемых «столпов ислама». В суннизме - одном из двух основных течений ислама - признается пять столпов. Каждому из них соответствует определенная нравственная добродетель «фатила»:
1. Символ веры («шахада»), выраженный словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», порождает добродетель искренности - «сидк».
2. Молитва («салят»), произносимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу - «курба».
3. Обязательная материальная помощь нуждающимся («закят»), строго соответствующая размерам дохода, воспитывает щедрость - «саха».
4. Соблюдение поста («саум») в месяце рамадан - воздержание от пищи, воды, табака, половых связей в то время суток, пока можно отличить белую нитку от черной - способствует формированию непорочности - «иффа».
5. Хадж (паломничество в Мекку) - своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе стремление к загробной жизни - «шавк».
Таким образом, основные суннитсткие добродетели определяются степенью готовности выполнять обязательные предписания.
Приверженцы шиизма - второго, более радикального течения в исламе - считают шестым столпом «джихад» (букв. «усердие») - постоянную борьбу против греха и несправедливости во всех проявлениях.
Однако в целом ислам занимает иную позицию, чем Новый завет Христа, в отношении того, что объявляется злом. К непререкаемому авторитету священного слова добавляется упование на силу, в том числе, на вооруженное действие против тех, кто угрожает вере: «Сражайтесь на пути Божием с теми, которые сражаются с вами; но не будьте несправедливы, потому что Бог не любит несправедливых. Убивайте их, где ни застигните их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали: искушение губительнее убийства» (Коран, 2, 184 - 187). Зло подлежит физическому уничтожению, милость по отношению к нему неуместна.
С.) Этика буддизма
Самое лучшее в буддизме — это его система морали.
В этом согласны все. Однако и в этом отношении сходство буддизма с христианством весьма незначительно. Подобно христианству, и буддизм признаёт, что исполнение одних внешних, обрядовых предписаний не спасает человека; что в природе человека глубоко коренятся разные мятежные волнения, служащие источником его скорби, но насколько именно глубоко, этого Будда никогда ясно не видел, точно так же, как он не видел и необходимости для человека возрождения свыше, о котором постоянно учил Иисус Христос. Будда признавал затем и неизбежную связь между грехом и воздаянием за него и утверждал это прямо и решительно, а вместе с этим и вследствие этого настаивал на гуманности, доброжелательности, снисходительности, чистоте и мире в отношении ко всем существам. Всё это, бесспорно, может заслуживать лишь одобрения с нашей стороны, но отнюдь ещё не может давать права ставить этическую систему буддизма наравне с христианской. Самые принципы или основоположения, на которых она покоится, как мы видели, ложны и не согласны с истинным сознанием человека. «Закон», предписываемый ею, не имеет повелительного авторитета, и кроме того, в нём смешиваются вещи, существенно различные между собою. Он игнорирует высочайшую из всех обязанностей человека — обязанность в отношении к Богу, не различает строго доброго и обязательного от злого и безразличного, и то, что добро, нередко называет злым и наоборот. Он клеймит человеческую природу, как злую, но не потому, что она греховна, а просто лишь потому, что она существует, ибо всякое существование есть зло. Разного рода жизненные отношения, как отношения супругов, отношения родителей к детям и обратно, — также зло, и кто хочет достигнуть нирваны, тот должен отрешиться и от них. Даже многие истины и добродетели до того преувеличиваются в буддийской этике, что они совсем теряют свой характер истинности и добродетельности.