Дни Явления и Ухода Вайшнавских Ачарьев
В Вайшнавском календаре мы встречаем множество дней явления и ухода выдающихся Вайшнавов. Преданные празднуют дни явления великих преданных, потому что они являются, чтобы пролить на нас свою милость. И преданные празднуют дни ухода великих преданных, потому что они, выполнив свою миссию, возвращаются назад в духовный мир, присоединяясь к вечным играм Господа. В такие дни, конечно же к радостным чувствам примешиваются чувства разлуки и утраты общения с великими Вайшнавами. В такие дни мы должны молиться этим преданным, чтобы по их милости мы могли очиститься от материальных желания и продвигаться в Сознании Кришны.
В то время как, следует по возможности сказать что-нибудь о каждом из этих Вайшнавах на утренней лекции, некоторые праздники отмечаются особым образом. Их проведение включает в себя пять обязательных компонентов. Это врата (пост до полудня), катха (обсуждение личности и деяний этого преданного), пушпанджали (предложение цветов), пуджа (церемония поклонения) и бходжана (пир).
Церемония пушпанджали является символизирует принятие прибежища у лотосных стоп этого преданного и проводится следующим образом. Изображение Вайшнава, чень день явления или ухода отмечается украшается гирляндой и утанавливается на вьясасану или особый столик. Преданным раздают по пригорошне цветочных лепестков, после чего они собираются полукругом возле изображения. Затем ведущий читает по словам молитвы Мангала-чаранам, а остальные преданные повторяют за ним. Читается только санскрит, например: ом агьяна... все повторяют... тимирандхасья... все повторяют... гьянанджана... шалакая... чакшур... и т.д.)
Мангалачаранам
ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.
шри-чаитанья-мано ‘бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?
ванде ‘хам шри гурох шри-йута-пада-камалам
шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам сахагана-рагхунатханвитам
там-садживам
садваитам савадхутам париджана-сахитам
кришна-чаитанйа-девам
шри-радха-кришна-падан сахагана-лалита-
шри-вишакханвитамш ча
В глубоком почтении сколняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданного служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами – Шрилу Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и Дживе Госвами – и всем их последователям. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитьянандой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданным, во главе со Шривасой Тхакуром. И накогец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех гопи, во главе с Лалитой и Вишакхой.
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорого Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактисиддханта-сарасватити намине
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью Бхактисиддхантой Сарасвати, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
шри варшабханави-деви-дайитайа крипабдхайе
кришна-самбандха-вигьяна-дайине прабхаве намах
В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Варшабханави-деви-дайита дасом (другое имя Шрилы Бхактисиддхантаджи), к которму благоволит Шримати Радхарани. Он – океан трансцендентной милости, и он несет людям учение о Кришне.
мадхурйоджджвала-премадхйа-шри-рупануга-бхактида-
шри-гаура-каруна-шакти-виграхайа намо ‘сту те
О воплощение энергии милости Господа Шри Чайтаньи, в глубоком почтении я склоняюсь перед тобой. Неукоснительно следуя учению Шрилы Рупы Госвами, ты несешь людям преданное служение, увенчанное любовью Радхи и Кришны.
намас те гаура-вани-шри-муртайе дина-тарине
рупануга-вируддхапасиддханта-дхванта-харине
В глубоком почтении я склоняюсь перед тобой, воплощением учения Господа Чайтаньи. О спаситель падших душ, ты нетерпим к любому утверждению, которое противоречит науке преданного служения, изложенной Шрилой Рупой Госвами.
намо гаура-кишорайа сакшад-ваирагья-муртайе
випраламбха-расамбходе падамбуджайа те намах
Я в глубоком почтении сколняюсь перед Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, который является олицетворением самоотречения. Он исполнен глубокой любви к Кришне и снедаем болью разлуки с Ним.
намо бхактивинодайа сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Саччиданандой Бхактивинодом, олицетворением траснцендентной энергии Чайтаньи Махапрабху. Он неуклонно следует по пути, который указали Госвами, во главе со Шрилой Рупой.
гауравирбхава-бхумес твам нирдешта садж-джана-прийах
ваишнава-сарвабхаумах шри-джаганатхайа те намах
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Джаганнатхой дасом Бабаджи, который обнаружил место явления Господа Чайтаньи и которого почитают все вайшнавы.
ванчха-калпатарупбхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах
Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены острадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.
намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах
О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой.
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам
Я склоняюсь перед Верховным Господом, Кришной, который неотличен от Своих ипостасей – преданного, Воплощения Господа в образе преданного, проявления Господа в качестве преданного, чистого преданного и энергии преданности.
хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те
О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой.
джайатам суратау пангор мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау радха-мадана-моханау
Слава всемилостивым Радхе и Мадана-мохану! Они ведут меня, хромого и неразумного, по пути истины, и во всем мире для меня не существует ничего, кроме Их лотосных стоп.
дивйад-вриндаранйа-калпа-друмадхах
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шримад-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхир севйаманау смарами
Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней, стоящим под древом желаний, на лучезарном троне восседают Шри Шри Радха-Говинда. Их окружают спутники и приближенные, которые с любовью служат Им. Я смиренно склоняюсь перед Ними.
шриман раса-расарамбхи вамши-вата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир гопинатхах шрийе ‘сту нах
Шри Шрила Гопинатха, источник трансцендентной сладости танца раса, стоя на берегу Ямуны в Вамшивате, играет на Своей прославленной флейте, привлекая внимание девушек-пастушек. Пусть же даруют они нам свои благословения.
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе
Я выражаю свое почтение царице Вриндаваны, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану, очень дорога Господу Кришне.
(джайа) шри-кришна-чаитанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––
После этого подобным же образом читается пранама-мантра Ачарье. Затем ведущий произносит пушпанджали, и все, повторяя пушпанджали, бросают одну девятую лепестков к стопам Ачарьи. Затем еще раз – пушпанджали, и еще раз. После этого все приносят свои поклоны. Вся эта церемония, состоящая из пранама-мантры, трех "пушпанджали" и поклонов, повторяется три раза.
В случае Вьяса-Пуджи Шрилы Прабхупады или Духовного Учителя после этого ему предлагается пир. Блюда ставят перед изображением и отгораживают ширмой. Пока пир предлагается, преданные поют киртан.
После этого проводится Гуру-пуджа. Поются молитвы Самсара даванала лидха лока – обычно на дневной мотив (см. главу о киртанах), поскольку церемония проводится днем.
Во время проведения Вьяса-Пуджи Шрилы Прабхупады к описанным выше церемониям добавляется зачитывание подношений на Вьяса-Пуджу. Обычно сперва зачитываются подношения учеников Шрилы Прабхупады – духовных учителей местных преданных, затем преданные по старшинству зачитывают свои подношения. Перед и после зачитывания подношения приносятся поклоны. Подобным же образом, только в несколько меньших масштабах, ученики празднуют Вьяса-Пуджу (день явления) своих духовных учителей. Для этого они могут собраться или в храме или у кого-нибудь на квартире – как удобно – и пригласить всех желающих.
Задание 60. Каким образом преданные занимают материальное время в служении Кришне (привести примеры, дающиеся в этой главе, а также 2 дополнительных)?
Задание 61. Чем отличается соблюдение Вайшнавского экадаши от экадаши карма-канды?
Задание 62. Как следует соблюдать экадаши?
Задание 63. Как отмечаются Дни Явления Господа?
Задание 64. Как Вы думаете, почему в Вайшнавском календаре отсутствют дни ухода воплощений Кришны?
Задание 65. Объясните значение пяти состовляющих празднования дней явления и ухода Вайшнавских ачарьев.
§ 1.11 Прием гостей (атитхи-сева)