Тема X. Чудеса пророков и разница между ними и караматом угодников
Что такое чудо?
Арабское слово «муджиза» произошло от слова «аджз», означающего «бессилие», «неспособность». В толковом словаре говорится: «Чудом Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, называется явление, посредством которого он изобличал бессилие своих противников, когда ему бросали вызов».
В шариате этим словом называют «необычное, сверхъестественное явление, происходящее с пророком или совершенной им, подтверждающее его правдивость, которому ничего нельзя противопоставить».
Слова «необычное, сверхъестественное явление» исключают все обычные явления; например, естественные действия и поступки пророков не относятся к чудесам. Слова «происходящее с пророком или совершенное им, подтверждающее его правдивость» исключают необычные действия, совершаемые Божьими угодниками, потому что они являются не чудесами, а караматом, которого те удостаиваются благодаря тому, что следуют путем пророков. И тем более, они исключают те необычные фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели, потому что на них способны только самые дурные люди. А слова «которому ничего нельзя противопоставить» исключают необычные деяния, которые совершаются лжепророками или колдунами, потому что им можно противопоставить такое же колдовство и фокусы других колдунов.
Некоторые из чудес пророков
Пророки показывали много чудес.
Когда соплеменники пророка Салиха потребовали от него, чтобы из скалы, на которую они укажут, вышла верблюдица, он помолился Аллаху, и по воле Господа эта скала разверзлась, и из нее вышла огромная верблюдица. Все произошло именно так, как этого потребовал его народ.[ «Тафсир Ибн Касир» (3/436).] Всевышний сказал по этому поводу: «Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас. Позвольте ей пастись на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, а не то вас постигнут мучительные страдания» (аль-А’раф, 73).
К чудесам пророка Ибрахима относилось его удивительное спасение из огня, который разожгли его соплеменники, чтобы подвергнуть его мучительной казни. Когда же они бросили его туда, Аллах превратил пламя в прохладу и спасение для Ибрахима. В Коране об этом сказано: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!» & Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!». & Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке» (аль-Анбийа, 68-70).
Одним из чудес пророка Мусы был посох, который превращался в огромную змею, когда он бросал его на землю. Всевышний сказал: «Что это у тебя в правой руке, о Муса?» & Он сказал: «Это – мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец). Я нахожу ему и другое применение». & Аллах сказал: «О Муса, брось его». & Он бросил посох, и тот превратился в змею, которая быстро двигалась. & Аллах сказал: «Возьми ее и не бойся. Мы вернем ее в прежнее состояние» (Та ха, 17-21).
Еще одним из его чудес было то, что его рука начинала сверкать, подобно луне, без пятен и следов болезни, когда он засовывал ее за пазуху и вынимал оттуда. Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (Та ха, 22).
Чудеса показывал и пророк Иса. Он лепил из глины подобие птицы, а затем дул на него, и по воле Аллаха оно превращалось в живую птицу. Когда он проводил рукой по слепому или прокаженному, те по воле Аллаха излечивались от недугов. А стоило ему позвать покойников, похороненных в могилах, как те по воле Аллаха отвечали на его зов. Всевышний сказал: «По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил» (аль-Маида, 110).
Одним из чудес нашего Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, был Великий Коран. Более того, он является величайшим среди всех чудес посланников Аллаха. Всевышний сказал: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (аль-Бакъара, 23);
«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (аль-Исра, 88).
Другим его чудом было раскалывание Луны. Это произошло, когда жители Мекки потребовали от Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, показать им чудо. Тогда Луна раскололась на две части, свидетелями чего были не только жители Мекки, но и многие другие люди. Всевышний сказал: «Приблизился Час, и раскололся месяц. & Когда они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Преходящее (или крепкое; или лживое) колдовство!» (аль-Камар, 1-2).
Еще одним из его чудес был ночной перенос в Иерусалим и восхождение оттуда на небеса. Всевышний сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (аль-Исра, 1).
Одним словом, посланники показывали множество чудес. В особенности это относится к нашему Пророку Мухаммаду, саля Ллаху алейхи ва салам, истинность которого Аллах подтвердил столькими знамениями и доказательствами, скольких не было ни у одного из предыдущих пророков. Мы же привели лишь некоторые из них в качестве примера.
Что такое карамат?
Караматом называют «необычное явление, которое не связано с притязаниями на пророчество и не является предпосылкой для этого, происходящее с праведным рабом или совершенное им, имеющим правильные воззрения и совершающим праведные деяния».
Слова «необычное действие» исключают обычные деяния, совершаемые людьми. Слова «которое не связано с притязаниями на пророчество» исключают чудеса пророков. Слова «не является предпосылкой для этого» исключают все предзнаменования пророчества. Слова «происходящее с праведным рабом или совершенное им…» исключают любые колдовские чары и фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели.
Божьим угодникам часто удавалось показывать караматы, и в священных текстах упоминаются караматы праведников, живших в прошлые времена. Об одном из таких караматов Аллах поведал в истории о Марьям: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?». Она ответила: «Это – от Аллаха» (Аль Имран, 37).
Еще одним примером караматов была удивительная история людей пещеры, о которых Аллах тоже поведал в Своем писании.
К примерам караматов, показанных Божьими угодниками из мусульманской общины, относится история Усейда бин Худайра. Однажды, когда он читал суру «аль-Кахф», с неба спустилось нечто похожее на облако, в котором находилось что-то вроде светильников. Это были ангелы, которые спустились послушать его чтение. В другом предании сообщается, что с Имраном бин Хусайном здоровались ангелы. Однажды, когда Салман и Абу ад-Дарда ели из блюда, оно вдруг восхвалило Аллаха, или же их еда вдруг восхвалила Его. Когда Хабиб бин Ади попал в плен к мекканским язычникам, Всевышний Аллах почтил его тем, что одарил его виноградом, который он съел, хотя в то время в Мекке не было ни одной виноградины. Аль-Ала аль-Хадрами и его отряд верхом на лошадях проехали по поверхности воды, причем их седла даже не намокли. Когда же аль-Асвади аль-Анси провозгласил себя пророком, к нему в плен попал Абу Муслим аль-Хаулани. Тот спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаха?». Абу Муслим ответил: «Я не слышу». Тот спросил: «А свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – посланник Аллаха?». Он ответил: «Да». Тогда аль-Асвад приказал бросить его в огонь. Когда же они бросили его в пламя, то увидели, как он совершает в нем намаз, поскольку пламя превратилось для него в прохладу и спасение. В летописях и книгах по истории приводится еще много других подобных историй.
Разница между чудом и караматом
Чудеса отличаются от караматов тем, что они связаны с притязанием на пророчество, тогда как караматы показывают люди, которые не имеют претензий на пророчество. Напротив, они получают карамат благодаря тому, что следуют путем Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и верно соблюдают его законы. Таким образом, чудеса показывают пророки, а караматы – Божьи угодники, хотя и те, и другие явления бывают необычными, сверхъестественными.
Некоторые из ученых считали, что караматы Божьих угодников фактически тоже относятся к чудесам пророков, потому что угодник получает карамат только благодаря тому, что он следует путем Божьего посланника. И поэтому любой карамат угодников можно отнести к чудесам Божьего посланника, руководствуясь законами которого они поклоняются Аллаху.
Таким образом, чудесами называются все сверхъестественные деяния пророков, а караматами – все сверхъестественные действия Божьих угодников. Эти два термина отсутствуют в Коране и Сунне, однако со временем богословы ввели эти понятия в мусульманскую терминологию, несмотря на то, что оба они указывают на истину, которая содержится в священных текстах.
Предписание относительно веры в чудеса и караматы
Вера в чудеса пророков и караматы угодников относится к основным положениям мусульманской веры и подтверждается текстами Корана и Сунны, а также объективной действительностью. Поэтому каждый мусульманин обязан верить в подлинность этих явлений и считать их истинными. Если же кто-либо опровергает это или отрицает что-либо из этого, то он фактически отвергает священные тексты и не соглашается с действительностью. Все это является серьезным отклонением от воззрений, которые исповедовали мусульманские имамы и ученые по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
Тема XI. Угодники и угодничество в исламе
Понятия «угодники» и «угодничество»
Арабское слово «валайа» является антонимом слова «адава» и означает «любовь», «близость». В то же время слово «адава» означает «ненависть», «отдаленность».
В шариате слово «валайа» приобрело значение «угодничество», «близость к Аллаху посредством богоугодных деяний».
Угодником же называют того, кто сумел объединить в себе два качества: веру и богобоязненность. Всевышний сказал: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. & Они уверовали и были богобоязненны» (Йунус, 62-63).
Степени превосходства угодников
Если угодниками Аллаха являются все богобоязненные верующие, то степень их близости к Всевышнему Аллаху определяется силой их веры и богобоязненности. И поэтому тот, чья вера и богобоязненность более совершенны, непременно окажется ближе к Аллаху. Таким образом, одни люди превосходят других в близости к Аллаху в зависимости от того, насколько совершенны их вера и богобоязненность.
Самыми достойными среди угодников являются пророки, самыми славными среди пророков являются посланники, а самыми лучшими среди посланников являются твердые духом – Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, саля Ллаху алейхи ва салам, . Самым лучшим среди твердых духом посланников считается Пророк Мухаммад, саля Ллаху алейхи ва салам, о чем мы уже говорили в соответствующей главе. За ним следует пророк Ибрахим, а по поводу превосходства между остальными тремя твердыми духом посланниками среди богословов не было единства.
Группы Божьих угодников
Божьи угодники делятся на две группы: приближенные (опередившие всех остальных) и умеренные (люди правой стороны).
Аллах упомянул о них во многих местах Своего писания. Всевышний сказал: «Когда наступит Событие (День воскресения), & никто не сочтет его наступление ложью. & Оно унижает и возвышает. & Когда земля сильно содрогнется, & когда горы раскрошатся на мелкие кусочки, & а затем превратятся в развеянный прах, & вы разделитесь на три группы. & Те, которые на правой стороне… & Кто же те, которые на правой стороне? & Те, которые на левой стороне... & Кто же те, которые на левой стороне? & А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. & Они будут приближенными в Садах блаженства» (аль-Вакиа, 1-12).
В этих аятах упомянуты три группы творений. Одна из них попадет в Ад, и это будут люди левой стороны. Две остальные группы попадут в Рай, и это будут люди правой стороны и приближенные, опередившие всех остальных. Аллах еще раз упомянул эти две группы в конце суры «аль-Вакиа»: «Если он будет одним из приближенных, & то обретет покой (или радость; или милость), удел (или базилик) и Сад блаженства. & Если он будет одним из тех, кто на правой стороне, & то ему скажут: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне» (аль-Вакиа, 88-91).
Пророк же, саля Ллаху алейхи ва салам, поведал о деяниях этих двух групп в известном хадисе об угодниках. Это – священный хадис, в котором Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, пересказал слова своего Господа. Его передал аль-Бухари со слов Абу Хурейры, который рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим угодником! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю обязательные предписания. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня убежища, Я непременно предоставлю ему его».[ «Сахих аль-Бухари» (6502).]
Таким образом, благочестивыми людьми правой стороны являются те, которые приближаются к Аллаху, выполняя Его обязательные предписания. Они совершают то, что приказал Аллах, и избегают всего, что Он запретил. Однако они не обременяют себя выполнением желательных предписаний и не ограничивают себя в совершении поступков, которые хотя и не являются греховными, но не приносят им никакого вознаграждения. Что же касается приближенных праведников, которые опережают всех остальных, то они приближаются к Аллаху, выполняя как обязательные, так и дополнительные предписания. Они совершают обязательные и желательные поступки, избегают всего запрещенного и нежелательного. Они делают все возможное для того, чтобы приблизиться к Аллаху посредством богоугодных деяний, и удостаиваются любви своего Господа. Его любовь к ним становится совершенна, и Он оберегает их от грехов и отвечает на любые их молитвы. Вот почему Всевышний сказал: «А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его…».
Угодники Аллаха не отличаются от других людей одеждой и внешним обликом
Богословы и исследователи из числа приверженцев Сунны убеждены в том, что Божьи угодники внешне ничем не отличаются от других людей, ни одеждой, ни какими-либо внешними качествами.
Один из имамов, автор сочинения о Божьих угодниках, писал: «Угодники Аллаха внешне ничем не отличаются от остальных людей, и это распространяется на все поступки, в совершении которых люди свободны. Угодники не носят определенную одежду, отказываясь от других видов одежды, носить которую разрешается. Они также не отличаются от других тем, что бреют голову, или подстригают волосы, или завивают их в косы, если речь идет о том, что дозволено шариатом. Недаром говорят: «Сколько правдивых людей ходят в кафтане, и сколько безбожников носят абу». Поэтому угодниками могут быть любые представители общины Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам, если они – не очевидные еретики и не грешники. Угодники могут быть среди знатоков Корана и богословов, среди борцов за веру и воинов, среди торговцев, ремесленников и крестьян».
Порочность чрезмерного возвеличивания угодников
Божьи угодники не являются безгрешными людьми, они не ведают сокровенного знания и не способны творить или наделять уделом. Они не могут призывать людей к тому, чтобы те почитали их, делали пожертвования в их пользу или одаряли их подарками. Кто поступает так, тот является не Божьим угодником, а лжецом и помощником сатаны. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Глава IV. Вера в Последний день