Вероубеждения шейха мухаммада ат-тамими
Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими
КНИГА
ЕДИНОБОЖИЯ
С комментариями
Абдуррахмана ас-Саади
Третье издание
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
«Китаб ат-Таухид»(«Книга единобожия») является трудом имама Мухаммада ибн Сулаймана ат-Тамими.
Непосредственно после каждой главы книги следует комментарий шейха Абдуррахмана Насыра ас-Саади «аль-Кауль ас-Садид» («3дравое слово»).
В сносках и под знаком «звездочка» приводятся толкования аятов Корана и священных хадисов, в основу которых положен комментарий Абдуррахмана ибн Хасана «Фатх аль-Маджид» («Озарение от Славного»), проверенный шейхом Абд аль-Азизом ибн Абдулла ибн Базом.
Источники хадисов указаны по результатам исследования шейха Абд аль-Кадира аль-Арнаута.
Аяты Священного Корана приводятся с указанием названия суры и номера аята.
Хадисы приводятся с указанием их источников и номера, например; Муслим (220), или тома и страницы, например: аль-Бухари 10/130.
Следующие труды указываются только по именам их авторов:
«аль-Джами' ас-Сахих»имама аль-Бухари;
«аль-Джами' ас-Сахих»имама Муслима;
«Китаб ас-Сунан»имама Абу Дауда;
«аль-Джами' аль-Кабир»имама ат-Тирмизи;
«Китаб ас-Сунан аль-Кубра»имама ан-Насаи;
«Китаб ас-Сунан»имама Ибн Маджи;
«ас-Сунан аль-Кубра»имама аль-Байхаки;
«аль-Мустадрак»имама аль-Хакима;
«аль-Муснад» имама Ахмада;
«аль-Муватта»имама Малика;
«ас-Сахих»имама Ибн Хиббана;
«Маджму' аз-3аваид»Хафиза аль-Хайсами;
«Тейсир аль-Али аль-Кадир»имама ар-Рифаи;
«Тафсир аль-Кур'ан аль-Азим»имама Ибн Касира.
В приложении дан список арабских теологических терминов.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, Господу миров, Его мы восхваляем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и плохих дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Благословение и мир господину посланников, святому Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!
Уважаемые братья! Данная книга посвящена таухиду, то есть утверждению Единственности Аллаха в господстве, поклонении и обладании прекрасными именами и атрибутами. Таухид является основой религий всех пророков, и именно поэтому мусульмане убеждены, что религия всех пророков едина. Они не делают различия между пророками и говорят:
«...Мы не делаем различия между тем или иным из посланников...»(Корова, 285).
В основе таухида Аллаха лежит свидетельство «Ла илаhа илла Ллаh»(«нет божества, кроме Аллаха»), утверждающее, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха.
Вопросы, освещенные в этой книге, касаются Единственности Аллаха в поклонении. Не приобщать равных к Господу в поклонении — это обязанность всех рабов Всевышнего. Только так можно заслужить похвалу от Аллаха, Его милость и вечное блаженство в Раю, приготовленном для богобоязненных муваххидов (приверженцев таухида). Каждая из шестидесяти семи глав книги указывает на дорогу, которая ведет к величайшему из грехов — ширку (приобщению к Аллаху равных) в поклонении — и на то, как можно избежать его.
Аллах показал в Коране ошибки предыдущих поколений, сбившихся с ясной дороги таухида. Потомки Ибрахима обратились в отвратительное язычество, начав поклоняться идолам. Иудеи не устояли перед искушением мирских благ, отказались от дороги Мусы (Моисея) и других пророков и последовали за своими раввинами, и монахами в то время как они знали истину, чем вызвали на себя гнев и проклятия Аллаха. Христиане слишком преувеличили свою любовь к святому пророку Исе ибн Марйам (Иисусу, сыну Марии), стали поклоняться ему наряду с Аллахом. Подобные заблуждения постигли и многих мусульман. Шайтан не слишком усердствует в выборе средств для обращения людей в неверие!
Но истина не исчезнет вплоть до Судного дня, и всегда будут люди, призывающие к отказу от ширка и к поклонению Одному Аллаху, ибо Всевышний сказал:
«Истинно, Мы ниспослали это напоминание, и Мы Его охраняем»(Аль-Хиджр, 9).
Ислам — это религия истины, охраняемая Всемогущим Аллахом. И каждый человек, в руках которого оказалась эта книга, еще не потерял возможность познать истину, раскаяться и приблизиться к своему Господу.
Всевышний повелел:
«Скажи: "О обладатели Писания! Давайте держаться одинакового слова для нас и для вас: не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не считать других господами помимо Аллаха". Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями, что мы — покорные Аллаху[мусульмане]"» (Семейство Имрана, 64).
Эти слова обращает каждый мусульманин-муваххид к иудеям, христианам, буддистам, кришнаитам, атеистам и просто ищущим истину, ведь никто не может вести людей лучше Аллаха.
Все пророки с большим трудом проводили в жизнь свой призыв, преодолевая сопротивление неверующих и невежественных людей. Нелегким является путь познания истины и для любого человека сегодня. Многим приходится делать выбор между дорогой Всемогущего Господа и обычаями дедов и отцов, между райскими благами и мирскими прелестями.
Всевышний Аллах сказал:
«Обольстительна для людей страстная привязанность к женщинам, сыновьям, полновесным талантам золота и серебра, прекрасным коням, стадам скота, полям; это — наслаждения ближней жизни, но прекраснее жилище у Аллаха»(Семейство Имрана, 14).
Только тот, кто познал таухид, в сердце которого утвердились искренняя любовь к Господу и повиновение Ему, обретает подлинное счастье в этом мире и райское наслаждение в жизни Будущей.
Он поклоняется только Аллаху и не нуждается в других покровителях, он достигает гармонии души и разума, так как душа человека неизбежно стремится к поклонению Единому Аллаху. Аллах испытывает приверженцев таухида трудностями в начале их пути, но это только добавляет им сил и уверенности. И цель автора книги — показать людям путь к подобному благочестию.
Источники «Книги таухида» ограничиваются Книгой Аллаха, хадисами Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, высказываниями его праведных сподвижников. Ни один вывод имама ат-Тамими не противоречит аятам Корана и достоверным хадисам, полностью совпадая с тем, что почерпнули из глубин истины правоверные салафы (праведные предки из числа последователей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), и в этом — призыв к здравомыслящим людям различать между верным наставлением от Аллаха и измышлениями лжецов, посягнувших на право Господа.
Мы просим Аллаха, чтобы эта книга принесла пользу каждому, кто ищет верный путь, и чтобы Он наставил нас на него, сделал искренними пред Ним и даровал нам Рай!
Редакционная группа
КРАТКОЕ СЛОВО ОБ АВТОРЕ[1]
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими родился в 1115 г. х.[2] (1703 г. по христианскому летосчислению) в городе аль-Уйайна, расположенном севернее ар-Рийада, и вырос в нем в семье своего отца.
Еще в детстве у мальчика появились признаки таланта и сообразительности. Он выучил наизусть Коран в неполные десять лет. Когда ему еще не исполнилось и двенадцати, он достиг физической и умственной зрелости. Его отец сказал: «Я увидел, что он достоин быть имамом в Намазе, и женил его в том же году».
Он изучал у отца мусульманское право ханбалитского мазхаба (толка), толкования Корана и хадисы. С детства он погрузился в книги толкований Корана, хадисов и различных вероубеждений, изучал труды шейх-уль-Ислама Ибн Теимийи и его ученика Ибн аль-Каййима.
Позднее он совершил путешествие в Мекку с целью совершить Хадж[3] к Заповедной мечети Аллаха, затем посетил мечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Там он встретился с учеными Медины — города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Затем он приехал в Наджд. Во время это-го долгого путешествия своим проницательным взглядом шейх увидел в Наджде и других арабских городах, которые он посетил, заблужденные вероубеждения и порочные обычаи.
Когда шейх был в Медине, он услышал языческую мольбу о помощи, обращенную к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и взывание к нему наряду с Аллахом.
Сам Наджд был «пастбищем» для всякого рода небылиц и порочных вероубеждений, противоречащих основам истинной религии. В городе было несколько могил, которые предположительно были могилами сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и люди совершали к ним паломничество, прося у них то, в чем они нуждались, и молясь им для защиты от своих горестей.
Еще более странным было их обращение за посредничеством к пальме Фахль ан-Нахль в городе Манфуха. Люди были убеждены, .что пальма может помочь опоздавшим с замужеством девушкам выйти замуж. И с этой целью они взывали к ней, говоря: «О пальма пальм! Я хочу мужа в этом году».
В Хиджазе[4] он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре он встретился с ширком (приобщение Аллаху равных) эпохи невежества (джахилиййи), который не укладывается в сознании и противоречит Шариату. То же самое происходило и в Ираке, аш-Шаме, Египте, Йемене. Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Его доверенного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также с наследием его богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, что народ далек от истинных законов религии и ее духа, что народ не знает, для чего Аллах послал Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечества во времена джахилиййи, не знают, каким было ненавистное язычество. Он увидел, что они изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения, кроме лишь некоторых из них, к которым был милостив Аллах.
После того, как он удостоверился в бедственном положении как веры, так и мирской жизни людей, шейх уверился в том, что они внесли в основы Ислама то, что отвергается Кораном и Сунной. Его убежденность в их ошибках и приверженности к ереси подтвердилась словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что мусульмане могут изменить свою религию и что они последуют в этом по стопам иудеев и христиан:
Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними.(Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669) от Абу Саида).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал.
Ислам появился необычно, и он вновь вернется необычно, как и появился. (Муслим (145) от Абу Хурайры).
Имам ат-Тамими не переставал настойчиво объявлять своему народу, что тот сбился с прямого пути. Он начал свой призыв с объяснения людям того, что нельзя взывать, приносить в жертву или давать обет кому-либо, кроме Аллаха. Люди были убеждены в том, что могилы, камни, деревья приносят пользу и отдаляют вред, что надо просить их о помощи и давать им обеты, ат-Тамими же разъяснял, что это — явное заблуждение и ложь, что это не приводит к удовлетворению Аллаха и что от этого непременно надо отказаться. Его речь подкреплялась аятами из Книги Аллаха, хадисами Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и примерами из жизни его праведных сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Проведя активную плодотворную жизнь, полную стремлений к знаниям, Джихада и призыва к Аллаху, шейх скончался в городе ад-Дириййа в 1206 г. х. в возрасте восьмидесяти четырех лет.
ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ ШЕЙХА МУХАММАДА АТ-ТАМИМИ
Убеждения шейха Мухаммада ат-Тамими — это убеждения правоверных салафов (праведных предков), основанные на том, что завещал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как этого придерживались его сподвижники, их последователи и праведные имамы, такие, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Суфйан ас-Саури, Суфйан ибн Уйайна, Ибн Мубарак, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, а также такие крупные ученые в области мусульманского права, как аль-Ашари, Ибн Хузейма, Таки ад-Дин ибн Теймийа, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби и другие.
В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал:
«Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Воскресение после смерти и предопределение с его добром и злом.
К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без изменения или непризнания. Я убежден, что «нет ничего, подобного Ему; и Он — Слышащий, Видящий»(Совет, 11). Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?»[5] о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он — Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нем, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают в Нем приверженцы изменения и непризнания.
Ведь сказал Всевышний:
«Свят твой Господь — Господь Могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»(Стоящие в ряд, 180—182).
И спасшаяся группа в своих воззрениях относительно деяний Аллаха находится между убеждениями кадаритов и джабритов, относительно наказания Аллаха — между взглядами мурджиитов и ваидитов, относительно веры и религии — между убеждениями харуритов и муътазилитов с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов — с другой. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха — между рафидитами и хариджитами.
Спасшаяся группа — это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель — Аллах, их имам — посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что все происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.
Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А ваидиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи. Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказывает за грехи и прощает их тому, кому хочет, если он не приобщал равных к Аллаху.
Харуриты (хариджиты) и муътазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в Ад. Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если она проявляется только словами. Они полагают, что заявивший о своей вере находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем.
Это разделение между мусульманами произошло после убийства халифа Усмана во время противостояния Али ибн Абу Талиба и Муавии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн Абу Талиб — лучший в общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют о неверии Муавии и его сторонников. Хариджиты же считают неверными как Али, так и Муавию, а также сторонников их обоих. Третья группа — насибиты — сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Муавию. Приверженцы Сунны же считают, что Али и Муавия действовали на основании собственного иджтихада (высшей ступени знаний). История показала, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама.
Я убежден, что Коран — это ниспосланное Слово Аллаха, он не сотворен, от Аллаха принесен и к Нему вернется, и что Аллах действительно произнес его и ниспослал его Своему рабу, посланнику, доверенному в Откровении и Своему послу между Ним и Его рабами — пророку Мухаммаду, да благо- словит его Аллах и приветствует.
Я верую, что Аллах делает, что пожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходит из-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его Предопределения, и ничто не свершается без Его управления. Для каждого неизбежно Его Предопределение, и ничто не избежит предписанного для него в Хранимой Скрижали.
Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я уверовал в искушение в могиле и в ее блага, в возвращение душ в тела, в то, что люди предстанут пред Господом босыми, нагими, без обрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним и будут воздвигнуты весы, на которых взвешены будут дела рабов:
«Тогда на чьих весах взвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весах взвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечно останутся в геенне» (Верующие, 102-103).
И будут развернуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева.
Я верую в бассейн пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в день Воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мед, а число бокалов около него равно числу звезд на небе. Тот, кто выпьет один глоток ее, не будет испытывать жажду вовеки.
Я верую в то, что Путь[6] проложен на спине Ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний.
Я уверовал в заступничество Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и в то, что он — первый из заступников и первый, кто получит право на это. И отрицают заступничество пророков только приверженцы ереси и заблуждения. Заступничество будет даровано ему лишь после разрешения и довольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний:
«Они заступаются только за того, к кому Он благоволит» (Пророки, 28).
Всевышний Аллах сказал:
«Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения?»(Корова, 255).
И Он сказал:
«И сколько ангелов в небесах, заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, кому Он пожелает и кем доволен»(Звезда, 26).
А Он, хвала Ему, доволен только таухидом и позволит заступаться только за Своих приверженцев. И для многобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказал Всевышний:
«И не принесет им пользы ходатайство ходатайствующих»(Завернувшийся, 48).
Я также верую в то, что Рай и Ад — это творения Аллаха, что они существуют и сегодня и что они никогда не исчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами в день Воскресения, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия для этого.
И верую в то, что Пророк Мухаммад — последний из пророков и посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и не засвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине — это Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурайн, затем Али ибн Абу Талиб, затем оставшиеся из десяти, затем участники Бадра, затем принесшие присягу у дерева — Присягу Довольства, затем оставшиеся сподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа, воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало между ними. Я убежден в их превосходстве и следую слову Всевышнего:
«Те, которые пришли после них, говорят: — Господь наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаенной неприязни к верующим. Господь наш, Ты — Кроткий, Милосердный»(Собрание, 10)*.
*Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обрадовал десятерых своих сподвижников вестью о том, что они попадут в Рай еще при их жизни. Это — Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдулла и Саид ибн Зайд, да будет доволен ими Аллах!
Битва при Бадре, произошедшая во 2 г. х., была первым крупным сражением в истории Ислама, в котором принимало участие более 300 сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Против них выступило три тысячи мушриков (язычников) племени Курайш, однако Аллах даровал победу мусульманам. Участники битвы при Бадре были первыми мусульманами, заслуги которых неисчислимы.
Бейа ар-Ридван, или Присяга Довольства, была принесена сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом в Худайбийи в 7 г. х., когда мусульмане присягнули на верность Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, даже если они встретят смерть.
Я доволен матерями правоверных[7], очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они не имеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманину Рай или Ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я не называю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю о его выходе из исламской общины.
Я также считаю, что Джихад должен продолжаться во время правления каждого правителя, хорош он или плох, и Намаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимо от того, справедливы они или нет.
Я убежден, что всякая ересь должна быть отвергнута, и убежден, что вера — это не только произнесение языком, но и убежденность в сердце и выполнение в делах. Она возрастает при подчинении Аллаху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится на семьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень — это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая — устранение препятствий на Пути Аллаха.
Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого Шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».
Таковы вероубеждения имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Это — вероубеждения приверженцев Сунны и их общины без малейшего уменьшения или добавления.
Для каждого мусульманина обязательно иметь подобные вероубеждения, а кто не принимает эти достоверные и здоровые воззрения, тот не относится к приверженцам Сунны и их общине, и мы боимся, что он находится в заблуждении и отклонился от прямого пути истинной религии Аллаха.