О славолюбии как причине неверия
Мать N! Наконец-то получил я от тебя письмо со смыслом, без противоречий, и именно от 3 ноября; в прежних же письмах описывала ты, вначале, как будто сознание и самоукорение, а под конец — опять самооправдание и обвинение других, с недовольством. Будем лучше всегда держаться самоукорения — это верный и безопасный путь. Но и в последнем письме есть опять прикровенная затея непостоянства и своеволия, именно — не являться в некоторые дни за трапезой, ради поста. Подражай лучше преподобному Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезой, но, между тем, был постник. Да кроме сего, тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь — на неверие, часто тебя борющее, и на оное прежде всего ратовать. Святой Лествичник говорит, что долго сомневаться и пребывать без извещения есть признак славолюбивой души. И Господь во Евангелии (Ин. 5: 44):Како... можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете.Правда, в тебе нет грубого искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистью, неуступчивостью и настойчивостью до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если когда ты и решаешься презирать славу, то это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно, когда что-либо представится тебе мнимополезным и захочешь сделать по-своему. Но главный признак славолюбия, как сказано выше, есть неверие, долгое сомнение, и долгое (или перемежающееся) недоумение о том же. На все это указано врачевство Самим Господом (Мф. 11: 29):научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим;а не сказал: поститеся и обрящете покой души. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, признак которой малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же — и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.
Для молитвы прочти и у преподобного Исихия две главы — 2 и 20, и запомни их, особенно о смирении, так как дело имеешь с гордыми бесами.
НУЖНО УЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ КОЗНИ ВРАЖИИ
Мир тебе, мать N! Поздравляю тебя с новолетием и сердечно желаю тебе обновления в духе, особенно желаю и советую тебе оставить изменчивость и непостоянство: то берешься за чрезмерное безмолвие и подвиги и непрестанную молитву, то опять оставляешь все недели на две (или немного менее или немного более), как видно из писем твоих (которые получены мною, и которые все читал я, хоть и не зараз по получении, напрасно ты в этом сомневаешься). В таком своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестью, хитро утаивая это от тебя самой. К тому клонит и помысл вражий, что будто ты недостойна относиться ко мне, грешному. Тут не требуется никакого достоинства, а потребна только покорность. Смотри сама, за ложным смирением следует смущение. Не явно ли, что это волк во овчей шкуре. Не будь несмысленна, а разумевай козни вражии и оберегайся оных.
ПРИНЯВШЕМУ ВЕЛИКИЙ ОБРАЗ МОНАШЕСКИЙ ДОЛЖНО ИЗБЕГАТЬ МИРСКОЙ ЗАБОТЛИВОСТИ
Мать N! Ехать тебе теперь в N, чтобы увидеться с братом лично, нахожу, во-первых, неблаговременным, так как ты от неладной постройки очень расстроена духом, а, во-вторых, и неприличным, так как ты приняла монашеский великий образ, иже есть совершенное умерщвление для мира и мирских.
Довольно будет и того, чтобы через письмо попросить брата о своих потребностях. Силен Господь расположить его душу более тогда, когда ты не решишься пуститься в столичный мир, соблюдая данные тобой обеты и ища прежде Царствия Божия и правды Его; тогда все внешнее будет приложено в потребной мере.
ПЕРЕНОСЯ ОБИДЫ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ, ДОЛЖНО ВСПОМИНАТЬ СВОИ НЕПРАВДЫ
Сестры о Господе! Получая от вас скорбные письма, я все ожидал: вот-вот кончится неприятная история неладной постройки. Но она доселе продолжается... Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа (Мф. 5: 39):аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую,то есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом, или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа глаголющаго (Мф. 6: 14-15):Аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам...Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. Словом, позаботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостольский: ищуще поставити правду свою, правде Божией неповинушася. Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту, помнить дела свои с шуией стороны. Мир вам!
ЗАБОТА О КЕЛЬЕ
Мать N! Чадце многозаботливое и уклонившееся во многое попечение! Сама теперь видишь, насколько это неполезно, особенно тому, кто добровольно отрекся от излишней попечительности. Прежде я тебе предлагал продать келью по ее неудобству; ты находила это невозможным. Теперь же, когда ты положила столько трудов, стараясь об исправлении своей кельи, и понесла столько скорбей и неприятностей, чтобы удержать свои права перед соседями, и вошла в большие издержки, и даже в отягощающий тебя долг, — теперь стала помышлять о продаже кельи. Но ты еще не испытала того, как тяжело для человека продавать то, на что он положил много собственных трудов. Впрочем, если найдется хороший и выгодный покупатель, не запрещаю тебе продать келью; только нужно тебе наперед обдумать, как ты можешь помещаться в тесной келейке, привыкнув к широте и особенной чистоте, чтобы всякая вещь была на своем месте, тогда как в малой келейке все свалено бывает в кучу и в безпорядке... Но пока еще покупателя не имеется в виду, то и можно дело это рассмотреть со всех сторон, и тем скорее рассмотришь, чем скорее возьмешься за чтение духовных книг и молитвенное келейное правило, и исправное хождение в церковь, если здоровье позволит, и внимательное слушание чтения и пения церковного, так как сама сознаешь, что бывшие многие хлопоты по келье и встретившиеся при этом неприятности расстроили прежний твой порядок жизни, и расслабили душу, и омрачили ум и сердце... Впрочем, не унывай о сем. Святой Исаак Сирин пишет: "Если человек придерживается страха Божия как должно, то в немногие дни обрящется во вратех Царствия". Придерживаться страха Божия как должно — значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми.