Значение события Воскресения в деле Искупления
Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресения Христа из мертвых. Апостольская проповедь была, прежде всего, проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам: "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор.15,17).
Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае, крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения.
В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось затем на весь урожай. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь к всеобщему воскресению: "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15,20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все живут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор.15,22-23). После всеобщего Воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: "Последний же враг истребится — смерть" (1 Кор.15,26).
Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления. Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить.
Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
Слова Символа веры "воскресшаго в третий день по писанием" заимствованы из 1 Кор.15,4: "…Он погребен был и…воскрес в третий день, по Писанию". Слова "по писанием" означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета:
"Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис.53,6).
"…Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс.15,10; Деян.2,27).
Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12,40).
Действительность Воскресения Христова
Воскресение Иисуса Христа — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того, как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего.
Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается:
1. пустотой гроба;
Сразу после погребения вожди иудейского народа пришли к Пилату и просили его приказать "охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых" (Мф.27,64). После Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же первосвященники и фарисеи подкупили воинов, несших стражу к гроба, сказав им: "скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли его, когда мы спали" (Мф.28,13).
2. наличием во гробе погребальных одежд;
Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения (Ин.20,6-8).
3. явлениями Воскресшего ученикам;
В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия (Деян.1,3).
О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
Свидетельство Св. Писания о Вознесении Господа
Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: "И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку" (Зах.14,4).
Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: "…Господь, после беседования с ними, вознесся на небо" (Мк.16,19); "И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк.24,51); "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деян.1,9).
О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин.3,13). "Он же есть и восшедший превыше всех небес" (Еф.4,10).