IX. Практика йоги Бардо. Третий этап. Через 4 дня после смерти вхождение в «реальность промежутка мирных божеств»
Мы ранее рассматривали Будд пяти семейств. Просветленные Будды могут рассматриваться как принадлежащие к одному из их семейств, в зависимости от их склонностей и установок, их проявленной активности, методов помощи существам в сансаре. Всего сто групп Будд объединены в двадцать пять семейств, которые слиты в пять главных семейств. Владыки семейств названы Дхъяни Будды — что значит Будды самадхи-медитации. Эти пять Будд–владык покровительствуют также разным типам живых существ основных миров сансары, патронируют, учат, помогают в развитии. Неправильно понимать, что развитие есть только в мире людей. У других типов существ также есть своя эволюция, и иерархическая модель обязательно выявляет тех или иных владык-покровителей для каждого мира.
Но лишь на относительном уровне мы рассматриваем особенности каждого семейства и метода просветления, рассматриваем сансару и нирвану как отдельно существующие феномены. На абсолютном же уровне реальности и все Будды, и вся сансара-нирвана едина и неделима. Поэтому при погружении в Бардо наше сознание души постигает природу всех семейств Будд, всех качеств в «реальности промежутка мирных божеств-Будд» и «реальности промежутка гневных божеств-Будд». Это значит, в матрице нашей души есть потенциальная связь со всеми энергиями и сансары, и нирваны.
Примерно через 4,5 дня после смерти наступает «реальность промежутка мирных божеств».
Обычно у большинства людей в те два начальных этапа Бардо, о которых мы рассказывали раньше, возможности достижения просветления нет из-за их омраченности сансарическими энергиями и загрязненной кармы. Именно поэтому они практически бессознательно умирают, без запоминания проходят через первые четыре дня промежутка. Они просто умерли, куда-то вышли, летят, несутся и, наконец, просыпаются в состоянии Бардо. Через 4,5 дня от смерти начинается этап галлюцинаций души, когда видятся различные божества, различные формы, цвета, прекрасные и ужасные.
Расскажем вам, что же в этом этапе происходит – в промежутке реальности мирных божеств, который наступает через 4,5 дня. Наиболее чистые этапы уже прошли. Человек, находясь в бессознательном состоянии, не смог практикой достичь просветления в этих начальных этапах. Далее душа просыпается от парализации при смерти. Сначала у вас появляется понимание, что вы в промежутке. Все вещи являются как светящиеся формы. Если вы не буддист или атеист, вы просто будете видеть разные сияния и чувствовать разные энергии. Для нас, практиков, это будет происходить как узнавание своей собственной реальности-единства с Буддами пяти семейств.
Перед вами сначала, в первый день этого этапа (то есть через 4 дня после смерти), появляется белый Будда Вайрочана, который является естественной чистотой нашего сознания, показывает чистое изначальное тело божественной истины. Вайрочана руководит семейством Будд – Будда, вселенской скандхой-совокупностью качества «сознание». Он также управляет миром измерений богов.
Ярко-сине-белый свет мудрости, чистый яркий ослепительный, исходит из сердечного центра Будды Вайрочаны. Будда Вайрочана сидит вместе со своей супругой, символизируя принцип единства женского и мужского. Яркий свет является своего рода ловушкой на пути, свет, который всех поджидает в промежутке. Мы не должны бояться яркого света, а наоборот, должны как бы оседлать его, должны войти в него, и на нем, на этом свете, мы должны войти в Будду Вайрочану. Это будет яркий и сильный сине-белый свет, мягкий, приятный. И Будда Вайрочана приходит, чтобы проводить нас через опасности промежутка и привести к воплощению в мире измерений Будд-богов. В первую очередь мы не должны испугаться этого света. Мы должны понять, что иллюзии негативной кармы омрачают, сгущают, затуманивают свет реальности. И когда мы выбираем между мягким и ярким светом, мы должны выбирать более яркий свет, более мощный свет, более чистый свет. Этот очень яркий сильный красивый свет, это сияние нужно осознать, оседлать его, войти в него. Нужно молиться в этом состоянии Будде Вайрочане.
Когда блуждает наша душа в Бардо, надо внутренне говорить: пожалуйста, владыка Будда Вайрочана, выведи меня на путь ясного света мудрости, избавь от опасностей промежутка и приведи к совершенному состоянию Будды.Фактически это наши покровители – Будды – нас пытаются вывести из состояния промежутка. Из-за невежества, незнания мы боимся яркого света и, пойманные на такой крючок иллюзии, не войдя в яркий чистый мощный свет, мы таким образом ухудшаем свое последующее воплощение. Когда блуждаю я в сансаре в греховном неведении, пусть владыка совершенства реальности Вайрочана вместе с его супругой Владычицей Алмазного Пространства защитят меня на пути в промежутке, избавят меня от опасности. Пожалуйста, избавьте от страданий, приведите меня к совершенному состоянию Будды. Если вы делаете таким образом, молитесь, настраиваетесь, входите в этот ясный чистый сильный свет Будды Вайрочаны, то вы растворяетесь в его сердце и попадаете в центральный чистый мир Ганавьюха (санскр. - свободный от загрязнений). Это великолепный мир всезнания за пределами сансары. Он свободен от неведения и от всех негативов сансарической кармы существования. Так вы станете Буддой и достигнете просветления во вселенском уровне Самбхогакая — теле великого Блаженства.
Итак, когда вы будете делать практику Бардо, следующее ваше задание - тренироваться и регулярно нарабатывать, как Будда Вайрочана появляется, как свет исходит от него, и как мы должны раствориться в его сердце блаженства. В тибетской системе мы должны тренироваться постоянно. Вырабатывать настрой, например, на дружбу, на соединение с разными аспектами Вселенной Будд. Например, не нужно пугаться гневных ужасающих форм, нужно уже сейчас в жизни приучить себя к разным видениям. И тогда, что бы ни появилось после смерти, будет включать нашу автоматическую правильную реакцию души в Бардо.
Когда происходит процесс смерти человека, у нас в буддизме есть такой ритуал – чтение «книги великого освобождения в промежутке Бардо, в результате услышанного». Это чтение продолжается в течение 49 дней после смерти человека. И в это время по традиции обычно перед телом (если еще не захоронено) ставят ароматные духи, ароматные палочки, зажигают благовония и читают книгу регулярно, много раз. Если тела уже нет, можно положить фотографии и личные вещи покойного. Душа, обладающая в этом состоянии чистым ясным восприятием, легко слышит все звуки из нашего мира, и ее легко освободить, читая эту книгу. По возможности, конечно, у нас читать должен личный лама умершего, тот лама, которому умерший всецело доверял.
Очень важно понять такую вещь, по опыту, когда обычный человек умирает, он не сразу осознает себя в Бардо и очень злится, когда что-то не так, как он хочет. Поэтому близкий, знакомый ему человек должен читать книгу Освобождения. И самое лучшее, если будет читать его лама, его наставник, тогда будет доверие. Вторым по качеству результатом для покойного будет, если книгу Освобождения будет читать его алмазный брат или сестра, то есть духовный друг. Тот, кто читает книгу, должен быть альтруистом с очень большим состраданием, личных мыслей не должно быть. Умершие люди легко достигают нашего сознания. Если что-то будет сделано неправильно, душа проявляет гнев – если что-то неистинно или неправильно. Если проявит гнев, то от тяжести этого гнева душа может очень быстро опуститься в низшие уровни реальности сансары, и ничего с этим поделать не сможет. Наш интеллект, чистота, ясность восприятия в 9 раз выше в состоянии Бардо, чем в обычной жизни. Более чисто мы воспринимаем все. Поэтому в Бардо человек гораздо быстрее учится и достигает каких-то результатов. Если, допустим, в жизни, чтобы изменить характер или привычки, требуется очень много времени, то в Бардо это происходит быстро.
На этапе промежутка мирных божеств, когда мы читаем книгу умершей душе, мы читаем по системе. Сначала она описывает, кто появляется, какие формы появляются, куда исчезают, улетают. Сначала появляется Будда Вайрочана, потом другие Будды и Бодхисаттвы по очереди все являются, и каждый имеет свои качества, и каждый соответствует своей мудрости, и свет у каждого Будды свой. Все это очень мощно помогает умершему. Потому что те феномены, которые не были бы поняты существом, теперь они разжевываются, и теперь ему легко становится осознавать и освобождаться.
Переходим ко второму дню «промежутка мирных божеств».Во второй день с востока появляется Будда Ваджрасаттва, вместе с его Юм-супругой Буддой Лочаной, в сопровождении других Бодхисаттв и Будд. Мы можем понимать Будду Ваджрасаттву как родственного, близкого Будде Акшобхье. Поэтому иногда в текстах произносится Ваджрасаттва-Акшобья вместе. Он руководит семейством Будд Ваджра, вселенской скандхой-совокупностью качества «форма». Он также управляет мирами сансарных форм, в том числе, мирами измерений Адов. В относительном понимании, ему противостоят своими несовершенствами измерения Адов. От него сияет яркий белый свет, который проявляется чистотой элемента воды. Его мудрость зеркальная, отражающая форму реальности.
Объяснение состояния второго дня, второго дня промежутка мирного божества, описывается таким образом: «О, благородный, слушай, во второй день перед тобой явится белый свет, что является чистотой элемента воды. В это время из синей восточной чистоты мира Абхирати — царства совершенной радости, перед тобой явится бело-синий владыка Ваджрасаттва, сидящий на слоновьем троне, в объятиях своей супруги Будды Лочаны, вместе с Бодхисаттвами Кшитигабрхой и Майтрейей. Также с ними женские Бодхисаттвы - Ласья и Пушпа. Они будут сиять, как яркая радуга, со всех сторон вокруг тебя». Обычно божества, являющиеся нам в этой части промежутка, приходят группами по 6.
Мы созерцаем белый свет зеркалоподобной мудрости. Белый ослепительный яркий свет входит в сердце Ваджрасаттвы-Акшобьи и его супруги. Он очень яркий, пронизывающий, тяжело его удержать. Очень яркий, ослепляющий, как будто Солнце яркое светящее. Этот свет является вместе с мягким, дымчатым, замутненным светом Адских измерений. В этот момент, если у нас в карме накоплены запасы и эмоции негативного яда злобы, ненависти, тогда мы побежим от этого яркого, пронизывающего света, мы полетим от него и упадем как бы в объятия мягкого дымчатого света Адов. Но мы не должны бояться этого ослепительного света. Нельзя привязываться к этому туманному свету, тогда мы будем спасены от рождения в Адах. Нужно настроить себя, направить себя в этот яркий свет мудрости, нужно понять, что это свет благости и сострадания Ваджрасаттвы, мы находим в нем свое прибежище. Свет нисходит на нас, чтобы избавить нас и провести через ужасы промежутка. Этот свет является крюком или веревкой, вытягивающей нас состраданием Ваджрасаттвы, это путь избавления от наших грехов, накопленной сильной злобы и ненависти. Тренируйте в себе отказ от злобы и ненависти к другим уже сейчас, в этом мире.
Если же существо не поймет яркого белого света, испугается его, то пойдет в объятия мягкого дымчатого света, густого туманного света, темного цвета адских измерений. Тогда это будет большим препятствием для освобождения. Потому что, оказавшись в Адах, очень долго будет страдать существо, и неизвестно, когда сможет освободиться. Именно поэтому мы молимся Акшобье.
«Когда блуждаю я в сансаре, влекомый сильной ненавистью, пусть владыка Будда Ваджрасаттва-Акшобья, владыка ясного света, мудрости чистой, как отражение зеркала, пусть Будда Ваджрасаттва защитит меня на пути. Пусть его супруга Будда Лочана избавит меня от опасности промежутка, приведет меня к изначальному просветленному состоянию Будды». И молясь так с глубокой верой, и настраиваясь на этот яркий свет, мы растворяемся в сердце Ваджрасаттвы и попадаем в восточную чистую землю Абхирати во вселенском уровне Самбогакая и достигаем совершенного состояния Будды в теле совершенного блаженства.
Мы говорим вам о том, что появятся такие сияния разных цветов, и группами божества подходят к нам, стараясь вывести нас из этого состояния Бардо.
На третий день «промежутка мирных божеств» с южной стороны миров Будд появляется желтый Будда Ратнасамбхава. Его золотой свет появляется из южного чистого царства Славы. Он сидит на прекрасном троне, который поддерживают прекрасные кони, с драгоценностью, исполняющей желания, в руках. Он проявляется естественной чистотой космогонического элемента земли. Ратнасамбхава руководит семейством Будд Ратна (Драгоценности мира), вселенской скандхой-совокупностью качества «эмоция-ощущение». Он также управляет мирами измерений людей.
Будда Ратнасамбхава вместе с супругой Буддой Мамаки в сопровождении Бодхисаттв Акашагарбха и Самантабхадра, окруженных яркими лучами света. С ними женские Бодхисаттвы Мала и Дхупа.
И вот всего шесть божеств становятся со всех сторон от души. Сияет золотой свет мудрости равностности. Огромное количество яркого света, радужного света, исходящего от Будды Ратнасамбхавы. Так ярко, сильно светит, что очень тяжело от него душе. Входят, насквозь пронизывают всю душу эти лучи. Вместе с этим появляется снизу мягкий голубой свет человеческого царства, проницает наше сердце мягкий голубой свет человеческого царства. Если от гордости, негатива, накопленного в нашей карме, мы испугаемся золотого света и полетим от него, то войдем в мягкий голубой свет человеческого мира. Будет он нас приятно успокаивать, тогда мы будем рождаться опять в сансарическом существе человеческого мира и будем накапливать грехи, будем накапливать карму, будем испытывать страдания от рождения, болезни, старости, умирания. Это будет препятствием, заграждающим нам путь к освобождению от сансары. Тренируйте в себе отказ от гордости и эгоизма уже сейчас, в этом мире.
Нужно отвергнуть всякую гордость, растворить всякую гордость, отказаться от любой гордости, не привязываться к ней. Надо войти, оседлать яркие золотые лучи, исходящие из сердца Ратнасамбхавы, войти в его сердце с такой молитвой:
«Когда блуждаю я в сансаре, влекомый сильной гордостью, пусть Ратнасамбхава выведет меня на путь ясного света уравнивающей мудрости. Пусть супруга его Будда Мамаки хранит меня на том пути, избавит меня от опасных испытаний промежутка и приведет меня к совершенному состоянию Будды.
И молясь таким образом с глубокой верой, мы растворяемся в радужном свете в сердце Ратнасамбхавы и его супруги Будды Мамаки и попадаем в южное чистое измерение Будд. И достигаем состояния Будды в теле блаженства.
Молитвы к Буддам все примерно одинаковы, по одной схеме, в «книге великого освобождения в Бардо» они есть. Собственно и книга эта начинается с этапа «реальности мирного промежутка», поскольку предназначена для тех, кто не способен достичь просветления при умирании и уже погрузился в Бардо.
Вместе прочитаем:
«Когда блуждаю я в сансаре, влекомый сильной гордостью, пусть владыка Будда Ратнасамбхава выведет меня на путь ясного света уравнивающей мудрости. Пусть супруга его Будда Мамаки хранит меня на том пути, избавит меня от опасных испытаний промежутка и приведет к совершенному состоянию Будды».
На четвертый день этапа «промежутка мирных божеств» является Будда Амитабха.Он появляется, когда проявляются наши коренные негативные эмоции, накопленные нами: жадность, привязанность, страсть. Он появляется, чтобы спасти нас от этих ужасающих эмоций, которые владеют нами. Он появляется в ярком сияющем красном свете. Ясный чистый рубиновый свет – чистота элемента огня. Свет идет из западного направления мандалы миров Будд, из волшебного мира чистого блаженства Сукхавати. Он руководит семейством Будд Падма (Лотос), вселенской скандхой-совокупностью качества «мышление-восприятие». Он также управляет мирами мышления, в том числе, мирами измерений претов. Можно понимать, что на относительном уровне ему противостоит мир претов. От него сияет яркий красный свет, который проявляется чистотой элемента огня. Его мудрость – мудрость всеразличения особенностей реальности.
Он сидит на павлиньем троне, он обнимает свою супругу Будду Пандравасини. Вместе с ним являются Бодхисаттвы Авалокитешвара и Манжушри. Также с ними женские Бодхисаттвы Гита и Алока. Это очень красивое, волшебное видение, это яркий красный свет.
Всего 6 божеств, окруженных радугой света. Сканха – огонь, чистота элемента огня является нам. Они проявляются как красные рубиновые лучи всеразличающей мудрости.
Амитабха светит ярким рубиновым светом и пронизывает нашу душу насквозь. Из сердца Амитабхи – очень мощный, яркий, сияющий рубиновый свет. Одновременно снизу появляется желтый, мягкий, как желтый туман, свет царства претов - измерений голодных духов, и светит тоже, проницая нас. В этом состоянии мы должны преодолеть свое влечение к жадности и страсти, присущее нижнему миру претов. Мы должны оседлать этот яркий свет, рубиновый свет Будды Амитабхи, войти в его сердце и раствориться там. Если же мы испугаемся этого яркого ослепительного света Будды Амитабхи и не растворимся, а убежим, улетим от него вниз, то мы попадем в сети мягкого желтого света царства голодных духов – претов. Итак, мы должны поверить в яркий сияющий свет Будды Амитабхи красного рубинового цвета и искать в нем прибежища, войти в него, раствориться в нем, не поддаваться мягкому желтому свету голодных духов – претов. И если наши грехи, наши накопленные желания, страсти, сильны, мы автоматически испытываем влечение, привязанность к продолжению своих страстей, к удовлетворению своей жадности. Тогда нас затянет в царство претов. Тренируйте в себе отказ от жадности и страсти уже сейчас, в этом мире.
Мы должны отказаться от своей жадности, от желаний и страсти и войти в яркий красный сияющий свет Амитабхи, направить свою волю и свой настрой внутрь в сердце Амитабхи и раствориться в нем вместе с такой молитвой:
«Когда блуждаю я в сансаре, влекомый сильными страстями, пусть владыка Амитабха выведет меня на путь ясного света всеразличающей мудрости. Пусть его супруга Будда Пандаравасини хранит меня на пути, избавит меня от опасных испытаний промежутка и приведет к совершенному состоянию Будды.
Молясь так с глубокой верой, мы растворяемся в радужном свете владыки Амитабхи и попадаем в западное чистое измерение Сукхавати, где достигаем состояния Будды в теле вселенского блаженства Самбхогакая.
Это все нужно будет практиковать.
На 5-й день «реальности промежутка мирных божеств» появляется Будда Амогасиддхи с северной стороны мандалы Будд.Он будет излучать зеленое изумрудное сияние. Этот свет идет из волшебного мира Завершенных Деяний. Он руководит семейством Будд Карма (совершенное действие), вселенской скандхой-совокупностью качества «представление - оформленный опыт». Он также управляет разными мирами, в том числе, измерением асуров. Можно также понимать, что на относительном уровне ему противостоит мир асуров.
От него сияет яркий изумрудный свет, который проявляется чистотой элемента воздуха. Его мудрость – мудрость всезавершенности.
Он держит двойную скрещенную ваджру в своих руках, как символ нерушимости и всезавершенности во всех направлениях. Амогасиддхи сидит на троне из Гаруд. В его объятиях супруга - Будда Самая Тара. Он появляется вместе с двумя Бодхисаттвами Ваджрапани и Сарваниварана-вискамбхин (санкр. устраняющий все препятствия) и женскими Бодхисаттвами Гандха и Найведья. Гандха – это волшебные духи. Найведья – это волшебный танец. Всего шесть божеств, излучающих яркий изумрудный свет. Зеленый яркий изумрудный свет всезавершающей творческой мудрости, ослепительный и ясный, сияет из сердца Амогасиддхи и входит в нас. Он очень яркий, невыносимый свет для нашей души. Наша душа одновременно с этим начинает воспринимать снизу идущий мягкий красный, рожденный завистью, негативными накоплениями, свет мира деградированных ревнивых богов - асуров. Он также светит нам. Если у нас сильные негативные накопления зависти, тогда мы пугаемся этого яркого зеленого сияющего пронизывающего света и идем в мягкий красноватый свет мира асуров. Окутываясь светом, сетью мира асуров, мы попадем в царство асуров и будем омрачены завистью. Тренируйте в себе отказ от зависти к успехам и богатству других людей уже сейчас, в этом мире.Мы должны не испугаться яркого зеленого сияющего изумрудного света и войти в него, оседлать его, войти в сердце Будды Амогасиддхи, раствориться в нем. Мы должны молиться, поймать луч владыки Амогасиддхи – я ищу в нем прибежища, сесть на этот луч, войти через него, раствориться в сердце Амогасиддхи, направить свою волю и устремление к нему, и сотворить такую молитву:
«Когда блуждаю я в сансаре, влекомый сильной завистью, пусть владыка Абогасиддхи выведет меня на путь ясного света всезавершающей мудрости. Пусть его супруга Будда Самая Тара хранит меня на пути и избавит от опасностей промежутка».
Благодаря такой практике, даже если мы не смогли достичь наилучшего просветления в первые дни после смерти, наступит следующая попытка освобождения. Наработав практику, мы сможем освободиться от сансары на уровне тела вселенского блаженства через сияние света Дхияни Будд.
Домашнее задание. Практикуем дома вхождение в сияние Будд всех пяти семейств поочередно. Можно за одну практику провести все пять медитаций по 15 минут.
Если же мы все еще омрачены сансарическими ядами и не смогли выйти из Бардо, например, мы накопили при жизни много отрицательной кармы, тогда наступит следующий этап – «реальность промежутка гневных божеств» в Бардо....
X. Вопросы к Ринпоче от участников.
Вопрос 1. Если человек обычный, непосвященный умирает неожиданно – война, эпидемия, автомобильная катастрофа, внезапная болезнь, и так далее, как помочь ему?
Ответ: Помочь ему в данном случае мы ничем не можем. Его душа автоматически действует по закону кармы, по его накопленной карме, то есть в сансаре продолжает свои неосознанные воплощения.
Вопрос 2. Если человек посвященный и умер неожиданно, и обладает посвящением и наработкой Бардо?
Ответ: Тогда, конечно, однозначно Бардо начинает у него работать, работает накопленная практика. А если мы еще ему читаем текст по Бардо, допустим, молитвы промежутка и наставления по промежутку, тогда результат 100% гарантированный, что он освобождается от сансарических перерождений и уходит в высшее «тело вселенской истины» Дхармакая. Не обязательно читать полностью 49 дней, только 3-4 дня читаем или даже 2-3 раза вслух при нем; если он уже похоронен, то работаем с его фотографией – результат 100% гарантированный.
Вопрос 3: Я – христианин. Нужно ли мне практиковать Бардо, или достаточно свои христианские молитвы знать и молиться об избавлении от грехов и так далее.
Ответ: Я думаю, что мы должны рассматривать любые практики, методы совершенствования, конкретно, с точки зрения их эффективности для реализации поставленных целей. Не с точки зрения их религиозной принадлежности. То есть, мы не сравниваем религии вообще, а рассматриваем результативность того или иного метода. Вообще надо признать, что все главные религии имеют эффективные методы. Надо смотреть, какие цели, задачи, они перед собой ставят.
Наша практика Бардо очень эффективна в целях избавления от сансарических воплощений вообще, для быстрого достижения состояния просветленного существа — Будды. Это не просто достижение рая, как промежуточного итога. Я думаю, что любому человеку, вне зависимости от веры, хочется иметь гарантированный результат в продолжении своего существования в наилучшем качестве. Поэтому я, конечно, рекомендую вам практиковать йогу Бардо.
Вопрос 4: Вы говорили про перемещение и растворение пран - наших жизненных энергий. Что это значит?
Ответ: В течение жизни праны находятся каждая на своем стабильном месте. Праны дополнительно привязаны к органам чувств. Пять основных пран, которые нас вокруг обслуживают. Они имеют свое местоположение в теле. И перед смертью они начинают менять свое местоположение. Начинают дрожать и перемещаться. Они еще не растворяются, но уже не стабильны.
Вопрос 5: Что значит - «ветер сознания входит в сердце и распутывается узел 4 первых звеньев взаимозависимого существования»?
Ответ: Система взаимозависимого существования в сансаре опирается на закон кармы, состоит из 12 звеньев. Она циклична. Эмоции не появляются просто так и не уходят просто так. Они взаимозависимы – из одной выходит другая, из другой – третья и т.д., и таким образом невозможно их разорвать на отдельные части.
При растворении, умирании мы их воспринимаем по 4 эмоции-звена. 4 звена в одном состоянии, 4 – во втором состоянии и 4 – в третьем состоянии. Но фактически они возникают одно из другого. Т.е. сначала растворяются более грубые, потом более тонкие эмоции. Это так же, как работает система кармы – закон причины и следствия. Сначала распутываются звенья более грубые на нижнем уровне тела, потом тонкие звенья на среднем и самые тонкие кармические на верхнем уровне тела.
Вопрос 6: Можно ли, не будучи буддистом, достичь просветления в Бардо?
Ответ: Эту практику можно успешно осуществлять при других религиозных воззрениях. Рассказывать о Бардо нужно всем и давать, как можно, больше информации об этом состоянии. Но вот обучать методам йоги Бардо надо только после посвящений в традиционной системе Алмазного Пути.
Вопрос 7: Можно ли маленьким детям посвящаться, читать мантры, практиковать? Не будет ли им вреда от этого?
Ответ: Будет только польза. Все наши методы предназначены для улучшения жизни и несут большую помощь всем – и взрослым, и детям. У нас на родине посвящаются все массово. Другое дело, что до 3-х лет ребенок еще ничего не понимает в практиках. Ему можно просто читать и повторять мантры Авалокитешвары, Тары, Будды Медицины, Манджушри… Это будет наилучшее для него. Серьезно мы можем практиковать, только когда, так называемые, «семена Бодхичитты» - тонкие точки просветления в нашем теле – созрели. А это наступает не ранее, чем в 18 лет.