Правило первое: необходимость выбирать лучшее, а не стремиться к большему
Как знание велико, как необъятно!
Кто ж сможет все это собрать?
А если суждено тебе учиться,
То самое полезное стремись всегда познать.
Всевышний Аллах сказал:
Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них («Толпы», 18).
Ибн ‘Аббас сказал: «Знание неисчисляемо, и из всякой вещи берите лучшее».
Знай, мой брат, что знание непостижимо и ты никогда не сможешь его собрать, если только ты в состоянии выпить море. Так бери же из него то, что принесет тебе пользу».
И знай, что сердце – это сосуд, так смотри же, чем ты наполняешь свой сосуд.
Наши ученые в старину говорили: «Рядом с ученым сидят трое: человек, который записывает все, что слышит; человек, который ничего не записывает, а только слушает – такого человека называют собеседником ученого; и человек, который выбирает (из того, что говорит ученый), и он – лучший из них».
Следуя по пути знания, всегда помни, что тот, кто займется незначительными делами, упустит важные.
Тебе следует запомнить следующее мудрое изречение, которое должно стать той дорогой, по которой ты будешь следовать в своей жизни, посвященной делу знания:
«Уважаемый ученый тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, учит лучшее из того, что записывает, и рассказывает лучшее из того, что учит».
Некоторые замечания касательно выбора книг
1. Останови свой выбор на книгах, детально проверенных учеными, и начни чтение именно с них, прежде чем приступишь к чтению других, непроверенных книг. Это поможет тебе правильно прочитать сложные имена собственные и слова, (встречающиеся в них).[309]
2. Удовлетворись чтением книг ранних авторов, не увлекаясь более поздними, насколько это представится тебе возможным в особенности после того, как добьешься определенных успехов на пути знания.
3. Сторонись и не читай книг авторов, измышляющих нововведения (бид‘а), даже если ты намерен опровергнуть их слова. Поскольку ты еще не приобрел достаточных знаний, чтобы проявить здесь твердость, и слова обязательно повлияют на тебя.
4. Выбирай книги, написанные красноречивым и литературным языком, о чем ты можешь судить, исходя из опыта или спросив знающих и достойных доверия людей. То же относится к сказанному ранее.
5. Есть книги, от которых ты получаешь больше (пользы), чем они занимают у тебя (времени), например, сборники хадисов или достоверные волнующие книги.[310]
А также есть книги, которые отнимают у тебя больше (времени), чем ты получаешь от них (пользы). Например, поздние довольно непростые комментарии (к различным книгам) или большое количество основанных на теоретических и логических принципах книг по основам мусульманского права (усуль аль-фикх). Они лишь утомляют ум безо всякой пользы.[311]