Защиты от чувства вины
Введение
Чувство вины - это сложное переживание, смесь мыслей и чувств, которые заставляют персону чувствовать себя дискомфортно, а порой - пребывать в отчаянии от невозможности облегчения. Как ни странно, потребность избавиться от чувства вины далеко не всегда приводит человека к заключению, что он должен значительно изменить свое поведение. Зачастую чувство вины просто порождает ритуальные повторяющиеся циклы раскаяния, которые никак не меняют реальности. Виновные индивиды склонны безнадежно увязать в своей вине.
Алкоголик часто оказывается в кошмаре "чувство вины/пьянство"; каждый запой порождает, чувство вины, которое приводит к раскаянию, но которое заставляет алкоголика опять запить. Эта тема будет обсуждаться позже в данной Главе.
От чувства вины можно защищаться на сознательном и бессознательном уровнях. Некоторые из таких защит помогают индивиду поверить, что он на самом деле невиновен; другие переводят тревогу и страх наказания, которые сопровождают чувство вины, в более удобную форму; третьи минимизируют опасность путем приведения виновной персоны в оцепенение, так что она не должна больше чувствовать свою боль. Каждая из перечисленных
___230___231
защит имеет свою ценность и может помочь человеку выжить; но каждая также имеет и свою цену, ограничивая способность индивида эффективно действовать в мире. Эти защиты будут рассмотрены в основной части данной главы. Список первичных защит от чувства вины приведен ниже:
I. Защиты, которые позволяют чувствовать себя не
виновным:
A. Рационализация
B. Самозабвение
II. Защиты, управляющие страхом и тревогой
A. Обсессивно-компульеивн'ые паттерны
B. Параноидное мышление
C. Поиск чрезмерного наказания
III. Защиты, замораживающие индивида для минимизации боли:
А. Интеллектуализация
Защиты от чувства вины
Одна из причин, по которой от чувства вины нужно защищаться, состоит в том, что оно часто является производным от слабости ребенка перед лицом размера и власти его родителей. Kohlberg замечает, что дети на первой стадии морального развития ("преконвенциональный" уровень) интерпретируют понятия "хорошее" и "плохое" в терминах физических последствий своего поведения и в терминах физической силы того, кто провозглашает правила, по которым они живут (Duska и Whelan, 1975). Другими словами, ребенок будет склонен ощущать вину, если кто-то могущественный несча-
стен из-за его поведения. Позже, став подростком или взрослым, выросший ребенок может развить моральные подходы более высокого уровня, подразумевающие принятие сознательных решений о том, что является честным и правильным; чувство вины в этом случае в большей степени отражает осквернение личностью своих собственных ценностей, чем простой страх наказания. Однако многие индивиды постоянно имеют дело с подавляющим чувством вины, развившимся в раннем возрасте, которое материализуется, как только они даже подумают о слегка агрессивном поведении. Часто такой чрезмерный страх наказания является источником того, что обычно называют "иррациональной" (Forrest, 1983) или "дурной" виной. Такая иррациональная вина чрезвычайно резистентна к терапевтическим интервенциям. Она может быть обнаружена в чрез-мерных количествах в семьях алкоголиков. Многие защиты от чузства вины предназначены, в первую очередь, для отражения атак такого относительно примитивного, но упорного типа вины.
Защиты, позволяющие чувствовать себя невиновным
Возможно, наилучшая защита от чувства вины -это быть невиновным. Ребенок быстро научается выпаливать "Я этого не делал" при виде разгневанного родителя, даже не зная, чем он разгневан. Такие защиты используют процесс отрицания; их ценность в том, что они помогают индивиду избежать наказания без необходимости изменить свое поведение; я буду обсуждать здесь два механизма -рационализацию и самозабвение.
___232___233
Рационализация
Рационализация (Lewis, 1971), также называемая нейтрализацией (Mitchell и Dodder, 1983), -эффективная, но социально вредная защита от чувства вины. Она представляет собой попытку индивида поддержать самоуважение путем отрицания неправильности своих действий. В норме это сознательный процесс, когда виновная персона осознаёт сомнительность своего поведения, но не хочет принимать на себя полной ответственности за него. Например, мужчина, который бьет свою жену, а затем должен считаться со своим чувством вины, будет чувствовать меньше дискомфорта и тревоги, "если сможет убедить себя, что его действия морально оправданы. Он нуждается в том, чтобы минимизировать свою вину, создавая искажения, перенаправляющие внимание с него на других.
Существуют, как минимум, четыре рационализации, которые часто используются против чувства вины: (1) индивид может просто отрицать, что нанес какой-либо вред ("Я ее не бил сильно. Синяков же не было"); (2) он может минимизировать воздействие" своего поведения ("По крайней мере, я ее не покалечил. Я не из тех парней, которые могут действительно поранить жену"); (3) он может пытаться оправдать свои действия ("В моей семье мужчина - господин и может делать всё, что ему вздумается в собственном доме"); (4) он может обвинять других ("На самом деле, это ее собственная ошибка. Если бы она не оскорбила меня, я бы никогда так не обезумел!").
Рационализации минимизируют чувство вины, отклоняй моральную ответственность. Если убедить себя, что не прав другой, можно затем оправдать собственное агрессивное поведение как естественное.
Как это ни удивительно, но индивид, использующий рационализацию, может затем даже почувствовать моральное превосходство - свою праведность, а не греховность. Мужчина, бьющий свою жену, может потратить сотни часов на слежку за ней, чтобы "доказать" другим, что она проститутка или лесбиянка. В действительности же он пытается уменьшить свою вину, обвиняя ее.
Алкоголики обычно достигают мастерства в этом деле. Они находят десятки причин, оправдывающих как их пьянство, так и безответственное поведение. "Он/она меня до этого довел (а)" - основная тема многих алкоголиков, нуждающихся в уменьшении своего чувства вины. В противном случае, им бы пришлось прямо взглянуть на то, что они последовательно попирают свою собственную систему ценностей и приносят вред тем, кого любят. Чем больше они пьют, тем в большей степени иуждатотся в дискредитации окружающих, которые могут обвинить их.
Многие алкоголики окружают себя "пьяными дружками", которые могут помочь им в минимизации вины, присоединяясь к процессу рационализации. Зависимая личность и свою семью надеется так же убедить в том, что ее действия полностью оправданы. Члены семьи попадают в ловушку. Если они согласятся с употребляющим, они позволят ему избежать ответственности и реальности. Если нет -они станут объектом нападок алкоголика и всей его системы поддержки. Они могут вконец запутаться, пытаясь отделить правду от вымысла в словах избегающего чувства вины пьяницы. Многие алкоголики и сами запутываются; они тратят столько энергии на избегание вины, что в конце концов и сами не могут отличить свои фантазии и оправдания ни
___234___235
от правды, ни от своей заведомой лжи. Они могут закончить тем, что будут смутно чувствовать себя виноватыми всё время и чаще всего небезосновательно.
Рационализирующие алкоголики испытывают трудности в понимании того, как их действия задевают других. Им хотелось бы верить, что пьянство -их личное дело. Они будут утверждать, что вредят только самим себе, а потому все остальные должны отстать от них. Их чувство вины по поводу вреда, наносимого другим, без сомнения, способствует их тенденции изолироваться от других физически и эмоционально. "Я больше не вынесу посещения своих детей - я чувствую себя слишком виноватым в том, что я сделал с ними" - это удерживает алкоголика от того, чтобы эффективно разобраться со своей виной, что помогло бы исправить часть вреда. Вместо этого алкоголик остается в стороне, чувствуя себя еще более виноватым и затем либо рационализируя вновь, либо заглушая чувства новой порцией спиртного.
Рационализации работают. Они позволяют алкоголику минимизировать чувство вины и продол жать пить. Выздоравливающие аддикты должнь: научиться узнавать собственные рационализации чтобы оставаться трезвыми и здоровыми.
Самозабвение (selflessness)
Некоторые индивиды пытаются защититься от чувства вины тем, что никогда не проявляют агрессий по отношению к другим. Такие люди приучены верить, что они не имеют права на свои собственные потребности. Они могут чувствовать себя свободными от вины, лишь когда жертвуют собой.
Самозабвенные индивиды должны на самом деле отказаться от столь многого в себе, что становятся
фактически не имеющими самости (self-less); вся их идентичность крутится вокруг удовлетворения ожиданий окружающих. Такие личности имеют очень незначительное независимое понятие о себе. Лишенные своих ролей святых, спасителей и заботящихся, они оказываются лишенными цели. Для них ценой избегания чувства вины является внутренняя пустота.
Самозабвенные индивиды часто путают заботу о себе с эгоизмом. В норме большинство людей может различить эти понятия. Акты эгоизма, такие как воровство денег или присвоение большей, чем это было бы справедливо, доли поданной на всех пищи, не могут пройти незамеченными. Скорее всего, поступающий так почувствует вину и сможет принять решение исправить хвою ошибку в настоящем и воздерживаться от подобного поведения в будущем. Большинство людей понимает, что простые акты заботы о себе, такие как съедание такого же количества пищи за обеденным столом, как и другие, представляют собой социально приемлемое поведение и не могут порождать чувство вины.
К несчастью, некоторые настолько боятся своих собственных агрессивных тенденций, что путают заботу о себе с эгоизмом. Они живут в соответствии с принципом, что любой акт заботы о себе должен быть рассмотрен как проявление эгоизма. Соответственно, такие люди ожидают наказания от других, когда им случается быть хоть чуточку, ас-сертивными; они также чувствуют огромную вину, обдумывая обычную для себя деятельность по уходу за другими. Они защищаются с помощью подходящих оправданий: "Меня всегда учили заботиться о других"; "Никогда не говори слова "Я" - это эгоистично"; "Если я подставлю другую щеку, то
___236___237
попаду на небеса". Однако в глубине за всеми этими аргументами скрывается чувство вины, которое парализует индивида, когда он пытается сфокусировать внимание на себе.
Приведенное выше описание самозабвенной личности наиболее часто ассоциируется с теми, кто живет с алкоголиками. В самом деле, многие супруги и дети алкоголиков действуют самозабвенно, отчаянно ставя потребности других впереди- своих собственных. Такие люди часто демонстрируют удивительную выносливость в страдании и способность выживать при минимальном количестве физической и эмоциональной поддержки. Возможно, некоторых созависимых привлекает чрезмерно требовательное, эгоистичное поведение алкоголика как один из способов защиты от чувства вины, которое они чувствовали бы, если бы кто-нибудь обращался с ними нежно. С другой стороны, многие соза-висимые ясно осознают, как дурно с ними обращаются в таких отношениях; их кажущееся самозабвение большей частью является реакцией на безвы-ходность ситуации.
Очень соблазнительно было бы описать алкоголиков как в сущности своей эгоистичных личностей. "Я хочу того, чего хочу, и хочу этого немедленно!" - действительно обычный атрибут мышления алкоголика. Однако некоторые алкоголики воспринимают себя как самозабвенных, они уверены, что отдают гораздо больше, чем получают. Иногда это исключительно лживая и служащая своему хозяину рационализация; такие индивиды оправдывают свое пьянство горечью по поводу того, как с ними плохо обращаются, или считают его наградой за то, как они жертвуют собой. Они могут также считать себя исключительно чувствительными людь-
ми, которые нуждаются в пьянстве, чтобы вынести жадность и бесчувствие всех остальных.
В других случаях алкоголик действительно защищается от чувства вины посредством самозабвения. Такие люди могут снять с себя последнюю рубашку как в трезвом, так и в пьяном виде. Стандартная программа лечения алкоголизма, предполагающая эгоизм алкоголика, может не быть эффективной с такими индивидами; их пьянство - не проявление жадности. Вместо того чтобы учиться обуздывать свою агрессию, такие люди, возможно, нуждаются в том, чтобы стать более напористыми.
Женщины-алкоголички особенно уязвимы по отношению к этой проблеме просто потому, что от женщин-вообще часто ожидают проявлений самозабвения. Роман "Фабрика крекеров" (Rebeta-Burditt, 1986), в котором начавшую лечение женщину подталкивают к тому, чтобы она немедленно вернулась к своим обязанностям матери и домохозяйки, иллюстрирует то, как самозабвение угрожает выздоровлению. Не имея права позаботиться о себе, главная героиня этого романа разрывается между принятием обязанностей (и срывом) и тем, чтобы остаться на более длительный период лечения. Верко (1985) пишет, что выздоравливающие алкоголички склонны слишком быстро возвращаться к своей материнской роли из-за своего чувства вины за прошлую неудачу в ней. Безусловно, консультантам следует учитывать это в ходе терапии.
Защиты, управляющие страхом и тревогой
Чувство вины настолько некомфортно, что многие индивиды развивают специфические защиты от него. Некоторые из этих защит особенно эффективны в уменьшении страха и тревоги, сопровожда-
___238___239
ющих вину. Виновные личности могут стать специалистами по переключению своей тревоги на повторяющиеся мысли и поведение. Затем они концентрируются на такой деятельности вместо своих неприемлемых импульсов. В этом разделе будут обсуждаться три защитных механизма, снижающих тревогу: обсессивно-компульсивная деятельность, параноидное мышление и поиск чрезмерного наказания.