Путешествие в поисках знания
Введение.
Приверженность предшественников путешествиям.
Польза путешествий.
Правила поведения в пути.
Введение
«Ученые, как в прежние времена, так и сегодня, все продолжают путешествовать по странам, пересекать пустыни и бороздить моря, разыскивая благородное знание там, где его можно найти, и приобретая его там, где оно есть»[365].
Искатель знания! Посмотри, сколько путешествовали твои предшественники в поисках знания, сколько они претерпели. Описывая их, они сказали, что это «люди, которые предпочли пересекать пустыни праздному удовлетворению своих пристрастий и желаний. Все тяготы пути им были только в радость, когда они общались с обладателями знания и преданий. Собирая хадисы и предания, они довольствовались куском хлеба и обносками… Мечети стали для них домами, (место на полу под основанием) колонн – скамьями, а циновка (на полу) – постелью… Они отказались от всех мирских услад. Пищей для них стало письмо, вечерними беседами – споры (по вопросам знания). Отдыхом для них стали обсуждения, благовониями – чернила, а сном – бессонные ночи. Они согревали себя светом (от лампы), подушкой для них стали камни. Переносить тяготы, но вместе с тем обладать выдающимися иснадами, они считали для себя роскошной жизнью, а без того, к чему они стремились, – несчастьем…».[366]
Приверженность предшественников
К путешествиям
Я всю страну объезжу вдоль и поперек,
Чтоб знание найти иль умереть там, на чужбине.
И если пропаду, то жизнь прожита мной,
И я о ней нисколько не жалею.
А коли суждено в живых остаться мне,
То я домой вернусь и непременно вскоре.
Аш-Ша‘би сказал: «Если человек проедет от самого отдаленного местечка в аш-Шаме до самого отдаленного местечка в Йемене, чтобы услышать одно мудрое слово, то я считаю его поездку не напрасной».
Катада сказал: «Если бы кто-нибудь мог удовлетвориться своим знанием, то удовлетворился бы и Муса, мир ему. Однако он сказал: Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что сообщено тебе о прямом пути?» («Пещера», 66).
Абу-ль-‘Алийа сказал: «Мы слушали хадисы, рассказываемые людьми со слов сподвижников посланника Аллаха, , в Басре, но не удовлетворялись этим, пока сами не приезжали в Медину, чтобы услышать из их уст».
Абу Киляба сказал: «Я находился в Медине три дня, куда приезжал только для того, чтобы (найти какого-нибудь) человека, знающего хадис, который рассказал мне его, а я послушал».
Макхул сказал: «Я объездил весь мир в поисках знания… Я был в Египте и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в Ирак, затем в Медину и не оставил там никакого знания без того, чтобы не вобрал его в себя везде, где думал, что смогу его найти. Затем я прибыл в аш-Шам и буквально «пропустил его через сито».
Йахья ибн Му‘ин сказал: «Не следует просить наставления у четверых людей: стерегущего дорогу, глашатая судьи, сына мухаддиса и человека, записывающего (хадисы) у себя в городе и не выезжающего в поисках хадисов»,
Имама Ахмада спросили: «Считаешь ли ты, что человек должен отправляться в путь в поисках знания?» Он ответил: «Да, ведь и сподвижники посланника Аллаха, , и те, кто жили после них, выезжали (ради этого)».
Кроме того, многие предшественники отправлялись в путь, чтобы услышать всего один хадис, и о них упомянул аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» («Путешествие в поисках хадиса»). Аль-Бухари сказал: «Джабир ибн Абдуллах отправился к Абдуллаху ибн Анису, пройдя расстояние, равное месяцу пути, ради всего лишь одного хадиса».[367]
Са‘ид ибн аль-Мусаййиб сказал: «Я путешествовал днями и ночами, чтобы найти всего лишь один хадис».
Абу Аййуб аль-Ансари отправился к ‘Укбе ибн ‘Амиру в Египет ради следующего хадиса и не расседлал своего верблюда до тех пор, пока не вернулся домой: «Кто покроет своего брата в этом мире, того покроет Аллах в мире следующем».[368]
В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим»[369] приводится хадис аш-Ша‘би, переданный им от Абу Бурды со слов Абу Мусы, что пророк, , сказал: «Три категории людей получат двойное вознаграждение: подневольный раб, который исполнял свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам; человек из числа обладателей Писания, который уверовал в своего пророка и уверовал в меня; и человек, у которого была рабыня, и он дал ей хорошее воспитание, затем освободил ее и женился на ней». Затем аш-Ша‘би сказал: «Я передаю тебе его просто так, тогда как люди отправлялись за подобными (хадисами) в Медину (т.е. из Куфы)».
Польза путешествий
Путешествия в поисках знания приносят много пользы. Расскажем о наиболее важных из них.[370]
1) Знакомство с образом жизни современных
авторов и составителей книг
Если бы люди и искатели знания задались именно этой целью в отношении современных книг и обратились к источнику заветной мысли (автору), интересуясь его образом жизни, как это делали предшественники, то увидели бы, что многие авторы не достойны того, чтобы их книги читали[371], и тогда бы они оградили себя от многих зол. Но домоседство (людей) и стремление к комфортной жизни стали причиной невиданной доселе силы типографий и коммерческой рекламы издателей, приобретших надуманную популярность и незаслуженно громкие имена, в то время как путешествия, имевшие целью встретиться с этими мужами, давали людям возможность узнать их со всех сторон.