Необходимость соблюдения распорядка дня
Искатель знания! Не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у тебя будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.
На завтра не откладываю я, поддавшись лени,
Что и сегодня сделать я могу,
Поскольку завтра – это день того, кто слаб
(и в деле
Не может сделать ровно ничего).
И знай, что если день пройдет, то он унесет с собой все, что в этот день было. И если ты отложишь свои дела сегодня, то завтра тебе придется выполнить работу за два дня. Омару ибн ‘Абдуль‘азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!»
Если ты всегда будешь исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретешь покой и полноценно выполнишь свою работу.[163]
3. К делам следует приступать
ранним утром
В книге «аль-Джами‘…» аль-Хатиб аль-Багдади написал главу под названием «Заблаговременный приход на урок хадиса», где привел следующий хадис:
اللَّهُمَّ بَارِكْ لأُمَّتِي فِي بُكُورِهَا
«О Аллах! Благослови мою умму в (их делах, которые они начинают) ранним утром!».[164]
Затем автор передает, что Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и (в мечеть, чтобы занять место) в первом ряду».[165] «Первая часть дня – это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния».[166] Но многие искатели знания сегодня упускают (эту возможность получить) благословение, обещанное им после того, как пророк, , произнес слов мольбы (ду‘а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, (поспешно) совершают утреннюю молитву, будто что-то клюют, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!
4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше,
чем значительное, но непостоянное
В хадисе говорится:
أَحَبُّ الأعْمَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ
«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного».[167] Ан-Навави сказал: «Этот (хадис) побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное… Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».[168]
Распредели свое время как днем, так и ночью в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выдели какую-то часть времени для определенного дела, которым будешь неуклонно ежедневно заниматься, например заучивать наизусть Коран. Другую часть времени выдели для другого занятия, например заучивания хадисов, а третью – для изучения фикха…
5. Уединение и редкое общение
с простыми людьми
Со знанием наедине оставшись,
Находит радость человек,
В душе он веру сохраняет,
Когда один он, одинок.
От сплетен бережет себя,
Обиды друг не причиняет,
Клеветника не видит он,
Завистников своих он не встречает.
А лучшие друзья для человека – книги,
Что знания ему дают и нравственности научают,
Они – как разум, здравый смысл,
Который в жизни человеку непременно помогает.
Ибн аль-Джаузи сказал: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними и воспрепятствует им говорить, рассказывая сам, и предоставит им лишь только слушать».[169]
И искателю знания следует «отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество…И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если к тому же постоянно навещает богатых людей и прельщается их богатством?! Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях, подготовиться к смерти и запастись для этого всем необходимым».[170]
Ибн аль-Джаузи также сказал: «Я видел, как привычки заставляют людей напрасно терять время, тогда как наши предки предостерегали от этого. Аль-Фудайл сказал: «Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».[171]
Доктор Халдун аль-Ахдаб сказал: «Если мы посмотрим на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время – это жизнь.
И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких (известных людей), как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн ‘Акиль аль-Ханбали, Ибн ‘Асакир ад-Димашки, Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и других подобных им ученых, оставивших после себя колоссальное неоценимое наследие.
Автор книги «аль-Фунун…» имам Ибн ‘Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам».
Того, кто предан (знанию), кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. (Ведь он желает), чтобы то, чем они обладают, или часть оного досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или (хотя бы) похожим на них.
Дружба с подобными людьми научит тебя опережать время, а дружба со скверными людьми – бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми».[172]