Молитва в тюрьме себялюбия

Молитва как осознанное понимание присутствия Божия

Молитва. Мы только что закончили богослужение, вечерню и акафистный молебен, и мы называем это молитвой. Что это означает? Я дам простое определение. Молитва — это осознанное понимание присутствия Божия. Мы не вызываем Бога, Господь Бог уже присутствует здесь. Что позволит нашему уму присоединиться Богу? Молитва.

То, что мы делали сегодня — это была формальная структурированная деятельность, направленная на то, чтобы удержать наш ум присоединенным к Богу. Если же ум находился в разных местах, был занят многими вещами — значит, в этот момент мы не совершали молитву.

Господь Иисус Христос говорит нам, что самая великая заповедь — это любить Господа Бога своего всем своим помышлением, всем своим сердцем, всей своей душою и всей своей силой. Это означает, что когда мы совершаем молитву, наш ум полностью вовлечен в познание Бога. Это трудно.

Молитва в тюрьме себялюбия - student2.ru

Духовная жизнь — это жизнь в Духе Святом, вместе с Ним и согласно Ему. Для многих из нас это означает, что мы не живем жизнью духовной, мы не молимся. Как мы можем понять, что значит молиться? Что делает наш ум полностью занятым?

Любовь — это единственное, что может нас привязать к чему-то, кроме как к себе. Но поскольку мы любим только себя, нам очень трудно думать о чем-то и присоединяться к чему-либо, кроме самих себя. За исключением вторичных вещей, приносящих нам удовольствие, за которыми, опять же, стоит забота лишь о себе.

Позвольте мне предложить вам несколько идей, которые помогут вам понять, что есть молитва. Я постараюсь наиболее доступно рассказать вам, как молиться, а вы попробуете сделать это.

Ум — для молитвы

Молитва — это цель деятельности ума. Ваш интеллект, ваш ум были созданы только для одной цели — для молитвы. Молитва — это полное познание Бога, не себя и не чего-то другого. Вам был дан ум и интеллект для того, чтобы понимать, видеть и иметь взаимоотношения с Богом. Любые фантазии, спекуляции, рассуждения и любопытство — все эти виды деятельности ума отводят человека от молитвы. Они служат цели личного удовлетворения. Высшая форма деятельности ума— это не изучение, не обдумывание, не умственный труд и творчество, а молитва.

Молитва — это освобождение от сложностей жизни. Она собирает воедино наш рассеянный, мечущийся не находящий удовлетворения ум. Господь Бог полностью удовлетворяет наш ум и делает его единым с Собой. Вот это и есть молитва.

Она заставляет наш ум и все чувства оглохнуть, замолчать и онеметь. Молитва — это единственная единение человека с Богом. Молитва — это способность к самовосстановлению ума и привлечения его к Богу.

Я сегодня приводил некоторые сравнения, чтобы вы могли понять получить представление о молитве. В словах о свойствах молитвы одно предложение меня особо затронуло. Всё, что отсоединяет ум от осознанного присутствия Бога, является навязанным. Это меня очень сильно поразило. У нас так много разных вещей, которые постоянно отодвигают нас от Бога. И мы думаем, что это нормально, даже считаем, что это хорошо. Мы говорим о развлечениях, о расслаблении, об отвлечении. Это содержание наших мыслей говорит об ущербности наших целей.

Все, что отводит вас от познания Бога, — от лукавого. Хороши те вещи, которые нас приводят к познанию Бога. Мы об этом поговорим, а сейчас я просто даю вам идеи и пытаюсь научить практике молитвы. Совершение молитвы удерживает страсти. Практика молитвы освободит вас от контроля чувств, восстановит ваш ум для настоящих взаимоотношений человека с Богом. Единение Бога и человека становится возможным через молитву.

Я понимаю, что сложно удержать это в голове, столько в ней плавает разных мыслей. Я бы хотел дать вам основу для разговора обо всем, что делает молитву возможной. Давайте начнем с того, почему молитва так трудна.

Молитва в тюрьме себялюбия

Молитва трудна в связи с грехопадением Адамовым. Человеческий ум, наш интеллект с грехопадения Адамова был захвачен, стал заложником, попал в тюрьму себялюбия. Мы одержимы любовью к себе и доставлением себе удовольствий. Мы не можем молиться. Мы не можем иметь взаимоотношенийни с кем, кроме себя.

Все наши отношения строятся вокруг поиска наибольшей пользы: кто мне даст больше? И никогда вокруг того, как мне сделать доброе и приятное другому. Мы всегда ищем, прежде всего, хорошего для себя. После грехопадения мы перестали стремиться к Богу, стали чувственными. Мы отвлечены и захвачены творением, но не Творцом. Мы не можем видеть Творца из-за нашего восхищения творением. В связи с грехопадением Адамовым наша жизнь наполнилась страстями. Страсти всегда действуют как чувственные помехи для молитвы.

Приведу самый простой пример таких помех, совершенно безобидных: еда, сон, комфорт. Все это необходимо. Но когда ими злоупотребляют, они усиливают любовь к себе и уничтожают взаимоотношения с Богом. Мы одержимы чувствами, делая приятное только себе. Замыкаясь на себе, мы исключаем из своей жизни соединение с Богом.

Я провел достаточно времени с русскими семьями, чтобы знать, как живет средний класс в России. Но в Америке по субботам и воскресеньям, когда семья находится дома, обычно отец и сыновья предпочитают проводить время перед телевизором, смотря разные спортивные игры. И они бы не хотели, чтобы их кто-либо беспокоил, потому что они отработали целую неделю, и теперь хотят расслабиться и почувствовать себя комфортно. Все человеческое общение отбрасывается, и самоудовлетворение становится занятием всего выходного дня.

Супруга всю субботу и воскресенье пытается оттащить своих мужа и сына от телевизора, чтобы они уделили ей свое внимание, чтобы она могла почувствовать себя желанной, важной, нужной. И никто не думает о Боге, не имеет общения с Ним, каждый озабочен только любовью к себе.

Наши рекомендации