Предписания по поводу покойников
Омовение по причине прикосновения к покойнику – Предписания для находящегося в предсмертном состоянии – Обязательные обряды по покойнику
1. Омовение по причине прикосновения к покойнику.
После соприкосновения руки, ноги, лица и любой другой части тела с остывшим трупом человека, которого еще не омыли, для совершения молитвы и других религиозных обрядов необходимо совершить полное омовение. Это омовение называется гусл масс аль-маййит (омовение по причине прикосновения к покойнику).
Внимание!
● Прикосновение к части тела, отделенной от тела умершего, после того как она остынет и до ее омовения, равносильно прикосновению к телу умершего.
● После прикосновения к части тела, отделенной от живого человека, необязательно омовение по причине прикосновения к умершему (гусл масс аль-маййит).
|
1. Прикосновение к трупу мученически павшего на поле сражения шахида.
2. Прикосновение к неостывшему трупу.
3. Прикосновение к омытому телу умершего.
● Если есть сомнения в том, омыто тело умершего или нет, то после прикосновения к таким телам или их частям (после того, как они остыли) необходимо выполнить полное омовение (гусл). И неправильно молиться без выполнения омовения по причине прикосновения к покойнику. Если же ясно, что тело было омыто, то не нужно выполнять полного омовения по причине прикосновения к телу умершего (гусл масс аль-маййит) после прикосновения к этим телам или их частям, даже если есть сомнения в правильности выполнения омовения тела умершего.
● Тот, кто совершил полное омовение по причине прикосновения к телу умершего, для совершения молитвы должен совершить малое омовение и это полное омовение как полное омовение по причине полового осквернения (гусл аль-джанабат) не заменяет малое омовение (вуду).
Предписания для находящегося в предсмертном состоянии.
В предсмертные минуты мусульманину лучше лечь на спину так, чтобы стопы его ног были направлены в сторону киблы. И многие из мусульманских ученых считали это обязательным (ваджиб) для него и для других присутствующих (которые должны уложить его так, если он сам не в состоянии). Таким образом, исходя из предосторожности, не следует отказываться от этого.
Обязательные обряды по покойнику.
|
2. смазывание камфарой (хунут);
3. облачение в саван (кафан);
4. молитва по покойнику;
5. погребение.
Внимание!
● С точки зрения ислама к умершему мусульманину как и к живому надо относиться с уважением. Уважение к умершему предполагает определенные обряды (омовение, облачение в саван, погребение и т.п.), которые обязательны для всех религиозно обязанных с точки зрения исламского закона.
● Полное омовение, облачение в саван, молитва по покойнику и его погребение относятся к «достаточным обязанностям» (аль-ваджиб аль-кифайи), т.е. это обязанности каждого религиозно обязанного, но если кто-то займется ими, то от других они отпадают, а если никто ими не займется, то все считаются согрешившими.
● Если кто-то знает, что омовение или облачение в саван, или молитва по покойнику,или его погребение было осуществлено неверно, необходимо заново совершить его, но если он предполагает или сомневается в правильности совершения перечисленных обрядов, то на нем нет такой обязанности.
● Для омовения, облачения в саван, совершения молитвы по покойнику и его погребения необходимо взять разрешение у попечителя (валий) покойника. Попечителем покойника (валийй аль-маййит) считается отец, мать, дети и в таком порядке другие категории наследников. Муж покойной женщины предпочтительней, чем другие.
Урок 22
Предписания по поводу покойников
Омовение покойника – Смазывание камфарой (хунут) – Облачение в саван
Омовение покойника.
|
2. Водой, с небольшим количеством разбавленной камфары.
3. Чистой водой.
1. Должен быть мусульманином, признающим руководство 12 имамов.
|
3. Должен быть разумным.
4. Должен быть знаком с правилами полного омовения.
5. Должен быть одного пола с покойником.
Внимание!
● Омывать мужу свою умершую жену и жене своего покойного мужа дозволяется.
3.В полном омовении покойника, как и в других религиозных обрядах, должно быть искреннее намерение, т.е. человек, омывающий покойника, должен делать это с целью исполнения воли Всевышнего.
1.
|
2. ребенка мусульманина;
3. недоношенный плод мусульманки в возрасте четырех и более месяцев (если же не исполнилось четыре месяца, то необязательно).
5. Если какая-то часть покойника осквернится, то перед тем, как омыть его, ту часть необходимо очистить водой от скверны. Таким образом, обязательно, по возможности, очистить тело усопшего до омовения. Если есть возможность, подождать остановки кровотечения или остановить его, то нужно обязательно сделать это.
6. Запрещается смотреть на срамные части усопшего и согрешит тот, кто омывая его, посмотрит на эти части, но омовение не будет аннулировано.
7. Если для омовения покойника не найдется вода или будут препятствия для использования ее в этом деле, необходимо взамен каждого омовения совершить по одному очищению землей (тайаммум).
5. Смазывание камфарой (хунут).
1. После омывания усопшего, необходимо смазать его лоб, ладони, колени и два больших пальца ног камфарой в таком количестве, чтобы камфара осталась на указанных местах.
2. Камфара должна быть свежей и растертой в порошок, чтобы ароматизировать покойника. Если, вследствие несвежести камфары, ее запаха не останется, то этого будет недостаточно для выполнения обряда.
3. Человек, облачившийся в ихрам[12] в хадже, как об этом сказано в предписаниях по поводу обрядов хаджа, исключается из этого правила, т.е. если он умрет в состоянии ихрама, не дозволяется его смазывать камфарой.
Облачение в саван.
1. Усопшего мусульманина следует облачить в саван тремя кусками ткани:
1. Тканью, покрывающей нижнюю часть тела покойного (от пояса до кончиков ног).
2. Тканью, покрывающей спереди и сзади тело покойного от плеч до голеней.
3. Тканью, полностью покрывающей тело покойного с головы до ног, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон, и ширина которой была столько, чтобы оба конца складывались друг на друге.
2. Если саван покойника осквернится скверной, выделенной из его же тела, или другой, необходимо помыть его или в случае, если саван не испортится, нужно отрезать оскверненную часть. Таким образом, если саван покойника после его полного омовения осквернится кровью, вытекающей из его тела, то если есть возможность помыть ту оскверненную кровью часть савана или отрезать, или вообще заменить другим саваном, это обязательно надо сделать, если же нет такой возможности, дозволяется хоронить покойника в таком виде.
3. Если человек купит для себя саван и во время обязательных или желательных молитв, а также при чтении Корана, будет расстилать его, молиться и читать Коран на нем, то нет ничего предосудительного в использовании этого савана для него после его смерти. Также разрешается, купив саван и написав на нем коранические айаты, использовать его только после смерти для облачения его в этот же саван.
4. Нет ничего предосудительного в оборачивании в купленный для себя саван своего покойного отца, мать или одного из родственников.
Урок 23