Нематериальная субстанция
Жизненное тело состоит из некоего типа нематериальной субстанции, которую можно назвать простой субстанцией. Она нефизическая, и всё же существует как материя. Жизненное тело человеческого механизма — ни что иное, как порция мулапракрити, заряженная силой, которая является функцией электричества и магнетизма. Оно создано на этой Земле путём взаимодействия между Солнцем и Землёй. Солнце, превышающее Солнце нашей Солнечной Системы, и известное как Полярная Звезда, путём индукции сообщает магнитное поведение нашей Земле. В силу этого она ведёт себя, как магнит с двумя полюсами.
Полюса Земли
Когда Земля была ещё во младенческом состоянии, её высший полюс был в Солнце, а низший — в той области, где тогда находился северный полюс. Земля тогда была лишь полушарием с одним полюсом, северным. Он был обращён к Солнцу, а полушарие обращалось вокруг Солнца, будучи направлено своим круглым основанием от него. В то время на Землю спустились две группы разумов — одна с Венеры, а другая с Марса. Обе они работали через природу любви, и те, что пришли с Марса, работали над взаимодействиями материала полушария. Когда этот процесс был завершён, произошло рождение второго, или южного полюса. Земля к этому моменту претерпела наклон, и северный полюс отклонился от нашего Солнца и направился на Полярную Звезду. Склонение это было равно приблизительно 90°. Такое изменение произошло также и в каждом атоме этого земного шара. Каждый атом обрёл два полюса. В биологическом царстве наступило завершение построения физических тел и разделения полов, необходимого для воспроизводства. До этого биологическое царство было группой гермафродитов, размножавшихся процессом деления пополам. С тех пор у каждого растения, животного и человека есть высший и низший полюса. Высший полюс — творческий и получает духовную пищу от Солнца. Низший полюс — воспроизводительный и получает свою физическую пищу от Земли. Солнечный свет начал творить жизни, тогда как индивиды стали воспроизводить формы. В качестве сотрудников этому помогали два разных типа космических разумов, именуемых "дэвы" и"питри". Питри переработали мулапракрити в семь планов — физический, жизненный, ментальный, буддхический, нирванический, паранирванический и махапаранирванический. На каждом плане они оставили своих представителей группами по семь, которые вырабатывали подпланы и дальнейшие подразделения. Дэвы же зарядили эти планы солнечным принципом. Вместе с этим процессом они включили себя в эти разные планы, став ядрами атомов и эго душ. Эти две группы разумов проводили эволюцию как двоякий процесс — одна вела эволюцию формы от плотной к тонкой, а другая — эволюцию сознания от тонкого к плотному. В результате материя развилась в более высокие формы, а сознание в различных степенях в эти формы спустилось. Формы сохраняются в разумах дэв с времён творения предыдущего земного шара, подобно фотографиям. Дэвы применили эти формы к материи, и материя была обработана соответственно этим формам. Результатом этого явилась эволюция различных форм — от физических атомов до физических тел разных существ.
Питри бывают двух групп — агнишватты (лишённые огня) и бархишады (огонь поддерживающие). Первая группа временно отключает цепь огня сознания, чтобы создать атомы меньшей степени сознательности. Мы называем эти атомы и состоящие из них вещества неодушевлёнными. Отсечение это временное. Согласно древней мудрости, это вовсе не значит, что есть какое-либо состояние материи, лишённое сознания, но сознание в атомах временно приостановлено, подобно тому, как выключается электрическая лампа при разрыве цепи. Таким образом агнишватты стали причиной рождения более плотной материи, временно пожертвовав свой огонь сознания, но при этом всё время оставаясь сознательными. "Когда всё переходит в Абсолютное Ничто (абсолютное субъектное присутствие всего как субъектное присутствие Единого Господа), эти питри вступают в центр, который никогда не вращается и не расходует мировое топливо, и вокруг которого всё вращается от бытия к небытию. Там они приступают к медитации, пока Единый Господь не выдохнет всё творение в зарю следующего четвероликого Брахмы" (Шримад Бхагаватам).
При ежедневном вращении Земли вокруг своей оси Солнце описывает вокруг Земли кажущиеся спирали. Этот видимый путь Солнца служит индукционной катушкой, навитой вокруг земного магнита; результатом же является электромагнитное явление, которое мы называем жизнью. Этой жизнью Земли оживляются все существа, и из материи этой жизни образуются индивидуальные жизненные тела.
Солнце — это фокусирующая линза нашей Солнечной Системы. В нём сходятся все принципы, и из него они расходятся, чтобы образовать планетные вибрации, составляющие разные части спектра и плотности планетной материи. Высшие разумы входят с космического плана в функции солнечного плана через шар Солнца. Фактически Солнце — не шар материи, а апертура фокуса. Это врата между непроявленной и проявленной группами функциональных разумов. Дэвы и питри выработали этот солнечный шар из того состояния, которое известно нам как глубь или голубое небо. Солнце — это семя солнечной системы, которое периодически сеется в плодородную почву "голубого неба". Каждый раз эти семена сеются, чтобы прорасти. И прорастание это происходит в форме излучения солнечного шара, который выбрасывает побеги, называемые нами солнечными лучами. Ветви же несут цветы — планеты.* Дэвы и питри работают из солнечного шара, населяют его и различными путями спускаются на планеты. Дэвы спускаются на нашу Землю непосредственно через лучи Солнца, а питри спускаются через отражение от поверхности Луны. Потому мы получаем дэв через солнечные лучи, а питри — через лунные. Это отражение приносит на Землю отражательное свойство, и для этого на Земле необходимо водное состояние материи. На более тонком плане есть ещё один посредник отражения, заимствованный питри с Луны, именуемый нами умом. Для этой цели луна всякой земли состоит из космического ума. Химия Луны в значительной мере отличается от химии Земли. То, что Луна является отлетевшей от Земли частью — ошибочное представление. Древняя мудрость учит, что наша Луна была предыдущей землёй. Закон соответствий показывает, что сегодняшняя пища — это завтрашняя ментальная материя. В этом заявлении заключено много истины. Каждый день наша физическая пища питает нашу жизненную материю, которая затем питает материю ментальную. Более тонкие проводники питаемы более грубыми, но грубой пищей распоряжаются тонкие разумы. Ментальная оболочка человека служит отражательной поверхностью. Она образует демаркационную линию предметности. Без ума нет ни явления предметности, ни предметного мира. На поверхности предметности должны быть развиты способности чувств. Пять чувств человека — это лишь пять способностей ума. Они образованы пятью разными ангелами отражения. Ощущение через чувства — лишь вибрация жизненной материи в разных арифметических величинах. Изменение частоты колебаний даёт разницу между двумя чувствами ума. Так обстоит со всеми его пятью чувствами. Таким образом, мы видим, что умственная деятельность — это лишь вибрационное движение жизненной материи. Так мы можем понять, что ум — ни материя, ни план, но просто деятельность. Эта деятельность отмечает движение Луны. Луна обращается вокруг Земли, образуя разные видимые углы с Солнцем. Каждый такой угол отражает лунную фазу, которая вызывает в уме земных существ соответствующую частоту колебаний. Полная и новая Луна дают два типа кульминации этих вибраций. Они отмечают завершение цепных реакций движения в каждой последовательности. От новолуния до полнолуния есть четырнадцать лунных фаз, которые в возрастающем порядке были зафиксированы древними. Они называются фазами растущей Луны. Опять же, от полнолуния до новолуния фиксируются ещё четырнадцать лунных фаз, называемых фазами убывающей Луны. На этой Земле они являются причиной деятельности на ментальном плане в соответствии с действием манвантар на космическом плане. Четырнадцать фаз растущей Луны представляют деятельность четырнадцати манвантар, а фазы убывающей Луны представяют пассивный субъектный ход пралайи, известный как ночь Брахмы. В каждом лунном месяце перемежаются эти активные и пассивные фазы. Они управляют умственной деятельностью Земли, а следовательно, и умом земных существ. Все настроения человеческого ума меняются в силу его взаимодействия с лунными фазами. У каждого ума есть свой лунный календарь, начинающийся с положения Луны в момент рождения. Тщательный подбор пищи нейтрализует эти настроения и поддерживает умственную активность в полной гармонии с лунными фазами планетарного уровня, освобождая ум от настроений индивидуального уровня. Ученику йоги следует выявить наиболее лёгкую для себя еду с умелой помощью гуру.
__________
* См. примечание 5.
Вес, объём и местоположение принадлежат физическому телу. Деятельность и движения принадлежат жизненному телу. Предметность и рождение числовых сил (чувств, задающих точки соприкосновения) принадлежат ментальному телу. Предметность — это рождение числа. Расположение предметов — это способность, принадлежащая разуму. Тут вступает в действие буддхический план — план не материи, но разума. Через расположение предметов на низших трёх планах можно воспринять лишь следствие этого плана. Разум располагает ткани тела, функции жизненной материи и деятельность ума. Конечно, на буддхическом плане тоже есть простая субстанция, действующая как проводник. Существуют буддхические атомы, работающие на этом плане разума. Они сами себя побуждают и располагаются в потоки, чтобы образовать силовые линии, по которым строятся остальные три плана. Их можно сравнить с верёвками, на которые натягивают палатку, чтобы она могла сохранять свою форму. Физическое тело подобно палатке, а физические нервы — верёвкам. Силовые линии, связывающие палатку, нельзя проследить без этих верёвок. Верёвки держатся благодаря распределённому по ним напряжению. Силовые линии можно распознать только через материал, хотя они существуют превыше и за пределами верёвок. Эти силовые линии являюся продуктом разума того, кто создал палатку. Они существовали в его интеллектуальном теле ещё до того, как были проявлены через верёвки. Ранее они существовали в состоянии садхья, а периодически они проявляются в состояние сиддха. На буддхическом плане дэвы и питри проходят через состояние садхья (неосязаемое) в сиддха (осязаемое состояние). Расположение вещей остаётся за пределами материального, а проявляется через всю совокупность материи. Оно постоянно претворяется или переводится с уровня переживания на осязаемый уровень веса, объёма, цвета, числа и слова. В связи с этим буддхическому плану принадлежат две способности: одна — способность расположения вещей, и другая — способность претворения. Для ясности и удобства мы называем последнюю способность "переводом". Из этих двух сил первая вызывается принципом Юпитера, а вторая — принципом Меркурия, если пользоваться планетной терминологией. Юпитер известен как "мудрость богов", а Меркурий — как "посланец богов". Фактически, Меркурий — это переводчик посланий богов с уровней переживания на уровни мысли и языка. Эти два принципа подробно объяснены в нашей книге "Духовная астрология".
Низшим своим концом оболочка разума соприкасается с умом, а ещё ниже следуют жизненная и физическая материи. Верхним же своим концом она соприкасается с чистым переживанием. Между ними находится чистый разум, которым правит способность распознавания (вивека). Будучи предоставлено самому себе, распознавание человека окрашивается умом и чувствами, и потому интеллект среднего человека спутан, окрашен мотивациями и животными интинктами низшей природы. На этой стадии многие мотивации индивидуального уровня ошибочно принимаются за источники знания. Если индивид действует по этим мотивам, то он связан или обусловлен цепным действием материи трёх низших планов. В течение этого периода чистый разум находится в спящем состоянии, тогда как смешанный интеллект утомительно активен на социальном плане обусловленности. Предметные уровни обусловливают ум человека, и вся деятельность является механической рутиной, в ней нет ничего творческого. Постоянное впечатление от этой утомительной деятельности ошибочно принимается обычным человеком за опыт и знание различных предметов. Ученики йоги называют это рутинной или сансарической деятельностью. Во многих случаях на эту деятельность уходит много времени, но взамен потерянного времени ничего не приобретается. Опять же, время — это впечатление, созданное нашим умом. Человек создаёт своё собственное время и свой срок жизни, что есть миф для буддхического и высших планов. Поскольку нижний конец буддхического плана погружён в ментальный план, человек принимает мутные впечатления за знания. Значительная часть знания, которое он приобретает — ни что иное, как объём впечатлений, созданный на ментально-буддхическом плане, окрашенный его мотивациями и побуждаемый мыслями других людей. Превращения и комбинации предметов этого смешанного плана послужили причиной написания тысяч томов, касающихся разных предметов и отражающих разницу мнений различных школ мысли. Когда же человек подходит к чистым уровням буддхи и переживания, он отбрасывает путы различных точек зрения и достигает единства всех вещей, к которому он стремился всю свою жизнь, называя это "истиной".
На уровне чистого разума человек располагает помощью распознавания, которое постепенно уводит его от сансарической деятельности. С помощью распознавания человек делит все ценности жизни на две группы — абсолютные и условные ценности. Он узнаёт, что условные ценности несут горе и страдания. Абсолютные же ценности ведут к необусловленному уровню переживания. "Сат" (бытие) и "асат" (обусловленность) для него различимы, и он знает, который выбор верный. Он получает свои предписания с тонких планов расположения и перевода, и пока ученик живёт в способности распознавания, его деятельность организуется буддхическим планом. В этот период ему помогает гуру, поддерживая его сознание на чистом буддхическом плане и защищая его от расфокусировки той фокусной точки, которая называется распознаванием. Пока фокус точен, присутствует проявление распознавания, но как только он сбивается, оно исчезает. Гуру поддерживает условия правильной и точной фокусировки, держа ученика в своём сознании на уровне души. Поскольку у гуру опыт распознавания доведён до совершенства, он может поддерживать ученика в требуемой точке, делая его усилия менее напряжёнными. Для тех же, кто вне этого фокуса, все писания мира и советы великих мыслителей не имеют смысла. Они могут изливать свет на ученика лишь тогда, когда он держится на буддхическом плане.
Действием буддхического плана вся материя и механизм мировых операций преобразятся в высший смысл и высшее назначение. На низших планах мотивацией человека являются выгода и польза. Смысл и цель играют тут сильную роль. На более высоком уровне они теряют своё значение и заменяются лёгкостью, удовольствием и облегчением. На ещё более высоком плане, начиная с чистого буддхи, эти ценности вновь заменяются — на радость и переживание. Время становится менее важным, чем переживание, опыт. Постепенно время теряет своё значение и влияние на действия человека. Этот процесс продолжается, пока время не исчезает. Тибетским Учителем это было образно названо "устранением Сатурна", а Учителем C. V. V. — "освобождением Сатурна" от его несчастливых обязанностей.
На ментальном плане переживание — это треугольник. Он требует объекта переживания, переживающего ума и процесса переживания. На буддхическом плане от треугольника остаются лишь две стороны — процесс переживания и тот, кто переживает его. Никакого объекта не требуется. Из опыта ясно, что буддхический план является уже наполовину субъектным. Мир объектов существует, но на этой стадии он теряется из виду. Ментальное переживание вызывает усталость и трату материи в силу чрезмерно активной деятельности того двигателя внутреннего сгорания, который мы называем жизненным телом. Наш опыт на физическом и ментальном плане влечёт усталость, болезни, угасание и смерть. Мы ощущаем эту растрату как усталость и стараемся на каждом шагу спастись переменой природы работы и мысли. Стимуляция точки вивеки на буддхическом плане вызывает мягкое соприкосновение с гуру, который шлёт поток дополнительной жизненной силы. Для этой цели Учитель C. V. V. милостиво позволил своим последователям обращаться к нему за этой дополнительной жизненной силой, произнося следующую молитву:
"Пожалуйста, позволь мне получить приток из твоего обилия праны в мою систему, дабы я мог сопротивляться болезням, упадку и смерти, и мог осознать чистую любовь, высшую истину и блаженство бытия, и согласно твоему плану служить человечеству".
Опыт на буддхическом плане спасает человека от однообразия и угасания на низших планах. Фактически, переживание принадлежит к плану более высокому, чем буддхический, который лишь получает его, будучи в соприкосновении с ним своей высшей стороной. Весь процесс практики йоги проводится на буддхическом плане, чтобы достичь своего осуществления на плане чистого переживания. Гуру поднимают людей от животного уровня через буддхический план — на нём ученики встречают своих учителей. Никакая эмоция по отношению к какому-либо Учителю, мысль или впечатление о нём, не позволит кому-либо его встретить. Учителям, занятым работой, которая помогает человечеству достичь истинных ценностей, эти эмоции лишь мешают. Никакой Учитель не допустит никого из мирских учеников прикасаться к себе эмоциональной стороной. Его буддхический план отсечён от эмоционального — он уничтожил своё астральное тело сразу после того, как он был поднят на стадию Учителя своим собственным гуру. (Конечно же, поскольку он Учитель, он позволяет ученику достигать себя, когда тот способен подняться до его обители на чистом буддхическом плане). На основе буддхического плана дэвы и питри могут поддерживать общение с человеческими существами. Когда бы они ни устанавливали контакт, это делается лишь ради высшего развития человека. Эта высшая эволюция отрабатывается Иерархией через их планетарные центры, а через микрокосмические центры (чакры и падмы) она ведётся теми существами, которые находятся в Шамбале. Все шесть центров высшей эволюции человека, которые мы называем чакрами, с одной стороны соединены с планетарными силами, чтобы над ними работала Иерархия, а с другой стороны — с высшими разумами, чтобы над ними работала Шамбала. Всё это подробно описано Тибетским Учителем в книгах, записанных Алисой Бэйли.
Мы совершили беглый обзор различных сложных частей человеческого механизма и разных их функций, которые демонстрируют хорошее устройство и вложенное в них несравненное мастерство. Весь этот сложный механизм дан человеку в помощь в его путешествии к раскрытию и осознанию. Весь процесс состоит в том, что искра из состояния "Единого-во-Всём" отделяется, создаёт собственную историю, а в конце снова погружается в изначальное путём излучения, проникновения, наведения и осознания, которые направляются постоянной осознанностью. Для чего же всё это? — можем мы спросить. Какой цели это служит и что достигается всей этой деятельностью? Ответ столь же прост, насколько трудным он кажется. Прямой ответ — это хочет быть так. Почему оно должно подчиняться чьему-то мнению? Что говорить о деятельности космоса, когда даже всякий из нас отказывается изменить свои предпочтения, когда его спрашивают, почему он любит это или то? В человеке есть план, который даже он сам с любого из низших планов не может поставить под вопрос. Это план чистого опыта. Это план, где вопрос становится ответом. Если вы спросите, "почему вам нравится это?", ответ будет "потому что мне это нравится". Это план вечного ответа, именуемого ОМ (Вселенским Утвердительным). С этого плана пребывающий в нас человек выступает, чтобы отделиться и выправить буддхический, ментальный и низшие планы. И чем дальше он удаляется от этого плана, тем менее позитивным он становится, уступая негативизму, который мы называем вопрошанием и сомнением. Наши сознательные уровни находятся на низших планах, а наши высшие планы находятся в наших бессознательных областях. Это так не потому, что эти планы таковы по природе, а потому что мы сознательны лишь на низших уровнях. На нашем сознательном плане мы получаем вопросы, тогда как ответы на них предсуществуют на наших бессознательных планах. Каждый сознательный вопрос — это бессознательный ответ. Если бы мы не имели этот ответ в своей природе, наш ум не мог бы задать вопрос. Вот почему никто не может спросить ни о чём таком, о чём он сам не знает вообще.
Прежде чем космос спустился на низшие планы с плана переживания, он сначала спустился на буддхический план. Космическому буддхи предсуществовал свой план переживания в виде слова "Я таково". При нисхождении на буддхический план он упал в объектность, и изменил первое лицо на второе. Вместо медитации на мантре "я таково", он задал вопрос "как это всё получилось?", "откуда всё это взялось?" и "как я здесь существую?". Таков процесс вращения первопричины среди вопросов, приготовленных из ранее существовавших ответов. Это было начало творения предметных миров. С плана переживания буддхический план творится силой мантры "хочу стать". Чистое переживание называется планом блаженства (анандамайа коша). Это цель всех духовных мыслей, всех религий, всех учителей и всех учеников. Вся деятельность космоса с его иерархией из тысяч разумов находит на этом плане свою кульминацию. Человек должен обрести на этом плане своё бытие и свою блаженную волю. Это вовсе не план, ибо другие планы образованы из него, наполнены им и существуют, плавая на его поверхности. Ученик йоги должен наметить свой путь, проследив, как шло его сознание из этого плана переживания. С грубейшего физического плана он должен пробить свой путь, как иглой, пронзая планы сознанием. Сознание есть указатель человеческого бытия. Оно может смещаться с плана на план. Процесс продвижения идёт самопобуждением, а не как реакция. Для человека, находящегося на уровне индивидуализации, указатель стоит на физическом и жизненном планах. Это уровень самопотакания, связывающий этот указатель с физической оболочкой силой привычки. Привычка унаследована человеком от самих свойств мироздания. Эти свойства — сохраняющие разумы, блюдущие постоянство всего мироздания. Они поддерживают закономерное действие материи, её инволюцию и эволюцию, прану и ум. Вечность и периодичность — два взаимодополняющих фактора мироздания. "У природы и сознания нет начала" — говорит Бхагавад-гита.* Материя наследует у природы свойства, а сознание ведёт себя соответственно этим свойствам, когда его указатель находится на планах, лежащих между материей и умом. Когда поведение природы, отделившись, образует некий отсек, порцию, существуя теперь в индивиде, мы называем это привычкой. Ум тоже наследует эту привычку при своём движении по поверхности материи и праны. Таким образом, когда человек живёт на индивидуальном плане, его ум обусловлен привычкой. На более плотных планах сознание объектно по отношению к материи плана, то есть отлично от неё. По мере того, как оно продвигается через более тонкие планы, оно постепенно теряет этот предметный подход и старается отождествиться с планом. Этот процесс завершается, когда сознание достигает плана переживания. На плане мысли, или на плане буддхи, пропитанного умом, мысль человека является для данного мира предметной. Вот почему люди мыслят обо всём в понятиях объектов — даже о переживании. В процессе мышления должны присутствовать мыслитель, мысль и объект мысли. Когда же указатель достигает чистого буддхического плана, человек теряет понятие об объектах и вступает в процесс мышления в абстрактных величинах. Постепенно он учится отождествляться с ними. Этот постепенный процесс назван Патанджали дхараной и дхьяной. По мере того, как указатель передвигается в процессе проникновения на план переживания, человек становится един с этим планом. Познание объекта переживания и переживающее сознание растворяются в единстве (самом переживании). Время здесь прекращает существовать, поскольку время — предметная мера, и ему здесь нет места. Место и положение, включая перемещение, тоже принадлежат к предметности и тоже перестают существовать. Эту стадию Патанджали называет самадхи. На этой стадии побуждающая причина (гуру) существует в переживании (ученике) лишь как просто переживание, а не как его переживание. Переживание чисто безлично, поскольку здесь нет личности. Достижение учеником этого плана — единственная цель гуру. Уровень переживания гуру действует подобно магниту, который тянет указатель ученика от объектных и полусубъектных уровней к чисто субъектному уровню переживания. Этот уровень ежедневно достигается всеми во сне, но указатель при этом тоже погружается, и потому переживания нет. Это единственная разница между сном и самадхи. Сон — это пассивная субъектность. Личность — это пассивная объектность. Переживание или самадхи — субъектность активная.
_________
* XIII.20, в оригинале "пракрити и пуруша" — прим. пер.
В вышеупомянутом процессе усилия ученика должны начинаться на индивидуальном уровне. Никакие усилия никакого гуру на этой стадии ему не помогут. Индивидуум начинает усилия по милости природы, ведь это тоже закономерный шаг эволюции. К этому шагу индивидуума принуждают страдание и печаль, которые он сам навлёк на себя в результате своего ментального поведения. Поскольку его ум связан поведением материи, то он, пытаясь защитить себя и свою собственность, ведёт себя согласно жизненным позывам, что включает в себя аппетиты, животные половые инстинкты и животный гнев, сопровождаемые инстинктивной хитростью (без разума). Такое поведение приводит его к столкновениям с себе подобными и приносит то требуемое страдание, которое даёт ему стимул к освобождению от страдания. Ведя себя поначалу совершенно неправильно, он приходит к методу проб и ошибок. Последовательно касаясь разных образов жизни, он трогает верную струну благодаря закономерному ходу эволюции ума и материи. Это — первое посвящение, которое ставит человека на верный путь. Он ищет помощника, советчика и гуру. Конечно, этот поиск мотивирован желанием личных приобретений и преимуществ, но вкус утешения, лежащий на верном пути, указывает ему направление. Указатель движется от жизненно-ментальных планов к ментальному и буддхическому. Здесь употребляется определённое количество принуждения и силы, чтобы отвлечь ум от его предпочтений, от того, что ему нравится и не нравится, и направить его выше. На этой стадии ученик ищет прибежище в аскетизме хатха-йоги, твёрдом воздержании брахмачарьи, отказе от определённой пищи, мыслей и привычек. Иногда он прибегает к методам самоистязания, посту и самоосуждению, включая в это и своё окружение. С превеликими эмоциями и ожиданиями он встречает разных людей на физическом плане, считая их своими гуру. Но на этих начальных стадиях гуру встречают лишь на высших планах, а не на физическом. Истинные гуру далеки от эмоциональной суматохи, но едины с душами. Физически они могут работать среди тысяч людей, но живут они среди разумов своего собственного плана.
На следующем этапе ученик чувствует усталость от своих усилий и иногда теряет веру в ценность человеческой эволюции и человеческого существования. На этой стадии гуру пытается подхватить его путём процесса буддхического наведения. Он делает это незаметно для ученика. В прежние века гуру брали таких людей по одному и начинали вводить их во вкус высших планов. В наш век резко усилилась тяга человечества к эволюции и возникла необходимость во всё большем числе помощников. Произошло это по причине внезапного развития научных уровней мышления человека и необходимости более ускоренно исследовать сокровища природы, дабы пойти навстречу растущим запросам души. Поскольку согласно планетарному плану наука должна набрать ход, человеку был придан новый импульс, побудивший его двинуться в доселе неисследованные области эволюции (неисследованные в этом круге эволюции человека). Поэтому и духовность должна была набрать скорость. Для удовлетворения этой потребности Учителя прекратили прежнюю практику работы с индивидуальностями и приняли метод группового контакта и группового ученичества. Он подробно разъяснён в книге "Ученичество в новом веке". С этой целью учитель через команду работников действует на групповой ум всех истинных искателей. В результате перед психологией ученика открывается новый горизонт опыта, и постепенно он начинает обретать лёгкость, которая освобождает его от напряжения усилий. О личном поведении ученика при этом методе не очень сильно пекутся. "Единство в том, что важно по сути, свобода в непринципиально важном и милосердие во всех мотивах" — так вот можно лучше объяснить этот процесс. По мере того, как ученик через бессознательный контакт со своим гуру учится пребывать на чистом буддхическом плане, он пробует уровень переживания, и его низшие проводники автоматически теряют хватку, переставая держаться за своих привычки. Служением и жертвенным духом достигается вайрагья. Даяние приносит удовольствие, а захватнический инстинкт ослабляется. Значение времени изменяется. Зацикленность ума на программе достижения своих целей уступает дисциплинированному использованию времени и открывает путь к неограниченным возможностям помогать совершенствоваться остальным. Процесс целительства, воспитания или обучения будет обязательной частью курса завершения отсечения его планетной привязанности.
Несколько слов о действии планет на ученика прояснят это больше. Планеты здесь для того, чтобы стимулировать человека на языке его собственных привычек на всех планах. Они никогда не наводят в нём того, чего бы раньше не было в его собственной природе. На всех планах они льют свой свет на живых существ этой Земли. Положение сознания индивидуума на том или ином плане определяет его индивидуальную ответственность, и это считают действием планет на него. Верно было сказано, что "планеты ставят человеку условия, но ни к чему его не побуждают". Они лишь время от времени, проходя положения, в которых были планеты в момент его рождения, стимулируют семена его поведения. Ассоциации его прежней кармы стимулируют его физическую, жизненную и ментальную деятельность в некий образ действий. Для человека же достигшего чистого буддхического плана планеты действуют как указатели его будущего плана и помощники в его исполнении. Неизбежная судьба человека низшей природы — претвориться в свой собственный план в высшей природе. Медленно и постепенно ему даётся независимость в выполнении плана этой Земли и он получает право выбора. Когда же он, пребывая на чистом буддхическом плане, достигает отсечения планетной привязанности, говорят, что его прошлая карма исчерпана. Им больше не помыкает сила привычки, и он должен принимать решения. Для него уже нет ни рабства прошлого, ни неизбежности будущего. Ему нужно работать лишь с настоящим. Его физический, жизненный и ментальный проводники перестают быть для него препятствиями. Теперь они служат ему, как благочинные инструменты.
На этой стадии природа уже почти прекращает осуществлять план для индивидуумов, ибо назначение её эволюции для них исполнено. Человеку нужно принять инициативу на себя и прокладывать свой путь на план необусловленного переживания. На этой стадии многие люди ждут, что их прежняя карма поможет им, но напрасно. Нет уже кармы, которая может помочь им или помешать. Иногда бывает, что они ждут многие жизни, пока не получают от природы толчок. Они не осознают сразу, что их собственное решение и есть тот закон, который ими управляет. Тогда гуру берёт на себя труд, чтобы через проводник чистого буддхи дать этот толчок. Это открывает серию высших посвящений человеческого и солнечного уровней. С помощью гуру достигается самадхи, и скоро ученик "входит в самадхи". Для многих йогов это и есть цель их усилий, но на самом деле это не так. Нужно постепенно овладеть планом переживания, и ученик на нём снова должен создать добровольную предметность. Он должен спуститься, чтобы озарить светом своего блаженства все низшие проводники. "Вхождение в самадхи" имеет место в головном центре, тогда как престол любви остаётся в сердечном центре, и у тех, кто пребывает в самадхи, "чтобы никогда не вернуться", престол любви остаётся бездеятельным и пропадает зря. Вот главный секрет, который объясняют лишь те, кто следует раджа-йоге, и состоит он в том, что высшее достижение йога заключается в спуске из головного центра снова в сердечный и работе в качестве форпоста. Это требует жертвенного духа. Без жертвы нет совершенства йоги. Будда спустился, чтобы освободить массы. Христос спустился, чтобы искупить своих собратьев. В процессе восхождения человек становится одним из богов буддхического плана и Богом на плане переживания.* Нисходя же, этот Бог становится аватарой не только на буддхическом плане, но и на ментальном, жизненном и физическом. Если бы космический принцип не снизошёл на так называемый низший план, у космоса не было бы материи, чтобы творить миры. Подъём с уровня сознания муладхары до уровня сахасрары называется тантрическими гуру каулачара, а нисхождение тем же путём — самаячара. Они считаются двумя отдельными путями или школами мысли. Но великий Шанкарачарья в своём великолепном труде "Саундарьялахари" показал, что эти два пути — лишь две половины совершенной йоги. На плане блаженства человек есть дух. На буддхическом — он план (чертёж) вселенной. На ментальном плане он — движение, а на жизненном — жизнь. Наконец, он творец в миниатюре на всех планах. Творение космоса следует тому же порядку. Утверждение о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, имеет глубокое значение.
__________
* С этой идеей может быть связано много наваждения.
Ум — это врата между материей и разумом. Сознание колеблется на арене опыта между материальным и буддхическим планами. Потому материя и буддхи — это альфа и омега космического существования. Они — два состояния Вечной Сути, именуемой "мулапракрити", и взаимно обратимы в своих реакциях. Мулапракрити постоянно осаждается в материю, а материя постоянно возносится в самый высший слой буддхи. Буддхи — это чистый разум, а материя — чистая предметность. Материя упорядочивается разумом, а разум находится в ножнах или в доме материи. Силу, необходимую для их взаимодействия, даёт прана этой Земли. Эта деятельность подразумевает движение, а движение — это ум. Движению требуется пространство, и потому космос функционирует в пространстве, или многомерной обители. Всякая такая единица, многомерно расширяющаяся, должна быть шаром. В понятиях работающего космоса единица пространства — это всегда совершенный шар.