Роль охоты в первобытном стаде
Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей — собирательство или охота — была основой их жизни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные исторические эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.
Объектами охоты в зависимости от фауны той или иной области были различные животные. Б тропической
ie это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие ! и т. д. Иногда среди костей животных, обнаружен-|> ных на шелльских и ашельских стоянках, попадаются ко-[ даже таких крупных животных, как слоны. В более I северных районах охотились на лошадей, оленей, каба-;нов, зубров; иногда убивали и хищников — пещерных ^медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В вы-'. сокогорной зоне преимущественную роль в охоте неандертальцев играла добыча горных козлов, что видно из < находок в пещере Тешик-Таш. О размерах охоты в какой-: то степени можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, а иногда даже тысяч животных. Помимо уже упоминавшегося местонахождения в Чжоу-коудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них обнаружены костные остатки более 30 слонов, не считая других животных. Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было |; слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Конечно, такие случаи бывали, но их | нужно рассматривать как исключение, дай то преимущественно на отставших от стада больных и слабых животных. Как правило, древние люди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, их пугали шумом, огнем, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные па-h дали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность первобытного человеческого стада, заставляла его членов все
*■ 229
теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.
8.1.2. Становление первобытного
коллективизма -,
Хотя предки человека были стадными животными, их поведение определялось не только стадными, но, так же как и поведение всех животных, чисто эгоистическими рефлексами. Это положение не могло не сохраниться и в раннем человеческом стаде. Более того, существует мнение, что после того, как человек научился изготавливать орудия, столкновения в стаде участились и стали более ожесточенными. Это мнение может быть справедливым только отчасти, так как его сторонники оставляют без внимания факт устойчивости первобытных коллективов. Если бы столкновения были массовыми, то оно не смогло бы существовать и развиваться до более высоких форм социальной организации. Но так или иначе, несомненно, в первобытном человеческом стаде шла острая борьба между эгоистическими и стадно-коллективистскими формами поведения. И столь же несомненно, что первые постепенно вытеснялись вторыми, так как в противном случае стадная организация никогда не переросла бы в родовую.
В самом деле, выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях стадных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что ужена самых ранних стадиях антропогенеза в истории первобытного общества имело место подавление животного эгоизма в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способно
[сохранению именно тех коллективов, в которых t»HO были выражены социальная связь и взаимопомощь, которые противостояли врагам и стихийным бед-^ствням как монолитное объединение.
Постепенный прогресс в изживании эгоистических
f щдеолита. Уже отмеченное выше развитие загонной охо-§зы, совместная защита от хищных животных, поддержа-I вне огня — все это способствовало консолидации лерво-\ бытного человеческого стада, развитию сначала инстинк-Гтивных, а затем осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усо-1 вершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но Ъ особенно большой прогресс в изживании животного эго-|- изма приходится на заключительный этап существования | первобытного человеческого стада—мустьерское время. £ Именно к этому времени относятся первые косвенные F свидетельства заботы о членах коллектива—неандертальские погребения. К этому же времени восходят и другие выразительные археологические находки. В альпийских | мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох были найдены черепа и кости конечностей пещерного медведя. Одни ученые считают их следами больших коллективных запасов охотничьей добычи, другие, ссылаясь на то, что черепа и кости были уложены в определенном порядке, видят в этом признак возникновения религиозных представлений, культа животных.
Все же не следует переоценивать успехи первобытного человеческого стада в переходе от индивидуалистических к коллективистским формам поведения. На многих неандертальских черепах имеются прижизненные пробоины, в которых антропологи видят результат жестоких драк между членами стада. На стоянке Крапина в Югославии найдено множество костей древнего человека, обожженных и расколотых вдоль для извлечения костного мозга, ято свидетельствует о существовании каннибализма.
% 231
8.1.3. Половые отношения
Одной из основных линий борьбы биологических и
социальных начал в первобьггаом человеческом стаде были
половые отношения. Здесь животные инстинкты должны
были сказаться с особенной силой, а следовательно, и пре
терпеть сильнейшее давление со стороны развивавшегося
общества. з
Прежде всего возникает вопрос: как были организованы половые отношения в предшествующем первобытному человеческому стаду зоологическом объединении предков человека? Известную, хотя, конечно, далеко не полную, аналогию им можно видеть во взаимоотношениях приматов, обитающих в настоящее время. Одни виды ныне живущих обезьян, такие как шимпанзе и горилла, живут парными семьями, другие — гаремными семьями, состоящими из одного-двух десятков особей во главе с крупным, сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входят молодью самцы, но обычно они не участвуют в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Когда несколько семей объединяются в стадо, каждая из них сохраняет известную обособленность, не исключающую, однако, драк из-за самок.
Можно предполагать, что более или менее сходные порядки существовали и в стадах предков человека. Во всяком случае, и здесь гаремная или любая другая семья была антагонистична стадному сообществу. Поэтому многие ученые считают, что первобытное человеческое стадо как начальная форма общественной организации могло возникнуть лишь в результате растворения в нем зоологических семей и взаимной терпимости взрослых самцов, т. е. установления нерегламентированных половых отношений, или промискуитета(promiscuus—общедоступный). Сторонники этой гипотезы исходят не только из логических соображений, но и из некоторых этнографических данных, а именно — из известных многим отсталым племенам промискуитетных оргиастических праздников, в ко-
•:, торых видят пережиток первойачальной свободы, общения полов. Однако существует и другая точка зрения, по которой первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему животных объединений гаремную семью со свойственной ей зоологической регламентацией половой жизни. Если это так, то стадо должно было состоять из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. ш и вообще менее устойчивых, чем само первобытное стадо.
В настоящее время нет достаточных данных для того, чтобы с уверенностью судить о взаимоотношениях полов в человеческом стаде, но так как последнее было биосоциальным объединением, то истина, скорее всего, лежит где-то посередине между первой ^ чисто социологической — и второй — чисто биологической — точками зрения. Несомненно, что и половой промискуитет и тем более гаремная или подобная ей организация не могли не быть постоянным источником внутренних конфликтов, осложнявших производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. Потребности развития человеческого стада чем дальше, тем больше требовали обуздания жи-вотногоэгоизма в половой сфере, однако вопрос о том, в каких формах протекал этот процесс, составляет еще одну загадку древнейшей истории человечества.
Л. Г. Морган выдвинул предположение, что первой (древнейшей) формой брачно-половых отношений была так называемая кровнородственная семья. Он считал, что в кровнородственной семье брачная общность охватывала только лиц одного поколения — всех родных, двоюродных, троюродных братьев и сестер, все поколения их родителей, все поколения их дедов и бабок. Брачные отношения между лицами разных поколений не допускались. Выдвигая эту гипотезу, Морган исходил из анализа малайской, или гавайской, системы родства, обнаруженной этнографами у населения Гавайских островов в Полине-
■*■ 233
зии. Из того факта, что при этой системе мать и отец называют своими детьми не только собственных детей, но и детей всех своих братьев и сестер, а дети, в свою очередь, называют родителями не только собственных родителей, но и всех их сестер и братьев, он сделал вывод, что древнейшей формой регулирования браков, в недалеком прошлом еще сохранившейся у гавайцев, была кровнородг ственная семья.
Однако с накоплением в XX в. новых этнографических данных, прежде всего о тех же гавайцах, выяснилось, что сведения Моргана были ошибочными. Собранные миссионерами материалы, на которых основывался Морган, рисовали гавайцев очень примитивным народом, между тем оказалось, что на самом деле гавайцы стояли на границе перехода к классовому обществу. Неверной оказалась и оценка гавайской системы родства: исследованиями ряда этнографов было установлено, что эта система представляет собой очень позднюю историческуюформу. Таким образом, гипотеза о кровнородственной семье как первой форме брачно-половых отношений лишилась фактических оснований, и в настоящее время она оставлена почти всеми историками первобытного общества.
Несомненно одно, что родовой строй с присущими ему формами брачной организации не возник сразу, что ему предшествовал длительный период, на протяжении которого человеческое стадо еще только подходило к выработке брачных институтов последующего времени.
8.1.4. Возникновение мышления и речи Происхождение мышления и речи представляет со-fju сложную проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса. Основных источников для выяснения и реконструкции
рцревяейпшх стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего, это сравнительная психология, сравни-
|. тельная физиология и языкознание, а также этнография и
|, археология. Важные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, в распоряжении кото-
|: рой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д.
Мышление и речь — две стороны одного и того же
. процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития
I производства и перестройки природы под нужды человека. Мышление и речь возникли одновременно. Появление простейших сознательно изготовленных орудий труда, защиты или нападения уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они, в свою очередь, должны были передаваться либо от одного члена к другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации — звуковые символы для их обозначения и передачи.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе, более чем 20 различным сигналам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном спокойном состоянии, звуки, которые получили название «жизненных шумов». Некоторые ученые (Бунак, 1941) считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь.
Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудийного парка.
* 235
На слепках внутренней поверхности черепа синантропов -обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человеканаходятся центры, управляющие течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность восцроизюдить отдельные слова и фразыу самого говорящею, а также понимав, ние чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропа свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а сле-довательнр, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладевших огнем, коллективной загонной «хотой и т. д.
Однако есть веские основания полагать, что полное
развитие членораздельной речи связано только с появле
нием человека современного вида. При изучении, древних
гоминид было показано, что по величине мозга некото
рые группы палеоантропов не тольконе уступали совре
менному человеку, но и превосходили его. Но структура
мозга была гораздоболее примитивной, в частности, лоб
ные доли отличались заметной уплощенностью. А имен
но в них и расположены центры высших функций мыш
ления — ассоциации, образования абстрактных понятий и
т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать,
что мышление человека сделало существенный скачок при
переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним
прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь.
Они, по-видимому, выражались в полном овладении че
ловеком артикуляцией отдельных звуков и в значитель
ной дифференцировке слов вслед за дифференциацией
понятий. Именно с периода позднего палеолита можно
говорить о системах языка, в эволюционном плане не
отличающихся от тех, которые мы знаем в современном
обществе. •
8.1.5. Зачатка идеологических представлений
Не менее сложную проблему составляет реконструк-j идеологический представлений членов первобытного повеческого стада. Большую роль в ее решении могут рать неандертальские захоронения. Костные остатвси древних людей, известные современ-юй науке, были обнаружены в переотложенном виде. Это язано с интенсивной тектонической деятельностью на гяжении ранний этапов четвертичного периода, кото-и приводила* изменению и нарушению взаимораспо-эжения покровных слоев земной коры. Первые костные „ латки, дошедшие? до нас в непотревоженном состоянии, \ датируются ашель<жим и мустьерским временем и при-!надлежат неандертальцам. Сейчас известно более 20 та-|ких находок, обстоятельства расположения которых, тща-Ктельно изученные археологами и антропологами, позво-I ляют с уверенностью говорить о том, что это были преднамеренные захоронения.
Почти все они: обнаружены на периферии пещерных
' жилищ, в неглубоких ямах, вырытых в культурном слое
или выдолбленный в каменном полу пещеры и засыпан
ных землей- ч
Вопрос о захоронении неандертальцев привлек боль-
g шое внимание исследователей и вызвал много споров.
I Некоторые ученые? видят в захоронениях заботу об умерших, смерть которелх, возможно, еще не осознавалась полностью и восприш«малась как временное явление; косвенно об этом свидетельствует поза погребенных. Определенную роль моп*и играть также санитарные соображения и стремление глредотвратить некрофагию — поедание мертвецов. Поэто*^У в неандертальских погребениях видят однЬ из доказательств зарождения социальных связей. Другие ученьле выводят неандертальские захоронения из инстинктивных побуждений, известных уже у некоторых видов животных: с одной стороны, из опрятнос-
*■ 237 ■ '
та, и, следовательно, желания избавиться от мертвого тела, с другой — из привязанности к особям той же группы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга.
Возникновение социальных связей и норм — достаточное, но не единственное возможное объяснение мотивов неандертальских погребений. Уже давно обратил на себя внимание тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированы по линии восток-запад, т. е. их положение как-то увязано с движением солнца. Академик А.П. Окладников, раскопавший остатки мальчика-неандертальца в пещере Тешик-Таш (Узбекистан), обнаружил, что вокруг него были уложены в определенном порядке рога горного козла-киика, основного объекта охоты обитателей пещеры. Сопоставив это с солнечной ориентацией костяков, А.П. Окладников выдвинул предположение о зачатках солнечного культа. Многие другие ученые также считают возможным, что в поздних неандертальских погребениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа.
Новые археологические данные, по-видимому, под-
тверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандер
тальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-запа
де Италии найден напоминающий животное сталагмит, в
который первобытные люди кидали комья глины: судя
по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были
неандертальцы. Более интересная находка была обнару
жена в пещере Регурду на юго-западе Франции, где в му-
стьерских слоях обнаружено несколько искусственных со
оружений из камня, в которых были погребены кости бу
рого медведя. Эти открытия, дополняя ранее отмеченные
находки в мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох,
позволяют думать, что неандертальцу бьши уже не чуж
ды какие-то элементы магии. •
Однако знания о мозге неандертальца свидетельству-!?ют, что у него еще не могло быть сколько-нибудь офор-| «лившихся отвлеченных представлений и что даже про-| стейшие из этих представлений могли зародиться в лучшем случае в позднемустьерское время.