Не беспокойтесь, станут ли ваши дети богатыми. Беспокойтесь, станут ли они людьми

— Как начать день, чтобы полюбить Бога? Дайте практический совет.

— Вопрос уже задавали, поэтому мы уже об этом говорили. Во-первых, нет ничего практичного в любви. Любовь совершенно не практична. Практичность в том, чтобы сохранять себя. Любовь — это отдавать себя полностью. Любовь и практичность вместе не идут. Что практичного в том, чтобы сидеть рядом с больным ребенком, когда нужно утром идти на работу? Ничего практичного. Это любовь. Что практичного в том, что Христос умер за нас на кресте? Ничего практичного — это любовь. Вы не находите любовь, потому что вы слишком практичны. Как проснуться и начать день с помышлением о Боге? Нужно лечь с помышлением о Боге.

— У многих дети, поэтому расскажите о трудностях подростка на пути к Богу. Расскажите, как это было в Вашей жизни — о подростковых трудностях.

— Слава Богу, что мои папа и мама не здесь. Будучи ребенком, я был абсолютно убежден в том, что никто во всем мире не знает столько, сколько я. Поэтому я всегда знал, что я хотел делать. Я всегда хотел делать не то, что нужно, а то, что я хочу. До того момента, пока хорошая политика моих родителей и прекрасный священник не показали мне ад и испугали меня. А когда я увидел рай, я больше не боялся. Я выучил очень быстро — есть только Господь, и больше ничего.

Глуп тот, кто позволяет чему-либо и кому-либо становиться между ним и Богом. Нет ничего, кроме Бога. Когда вы ищете что-либо еще, вы этого никогда не находите. Когда вы возвращаетесь к Богу, все изменяется. В вашем доме и куда бы вы ни поехали, вы всегда любимы, поэтому должны любить каждого. И всегда, когда любишь, получается и находится все. Люди за вас всегда молятся, поэтому становится легко молиться.

Беспокоясь о себе, вы теряете Бога. Забудьте о себе. Послужите другим, и вы найдете и обретете те вещи, которые когда-то казались невозможными. Если вы хотите быть любимы, любите кого-то другого, вот так это работает. Если вы хотите стать богатыми, отдайте все, тогда получите любовь. Нет ничего лучшего.

Когда мы путешествуем, каждый мне всегда что-то дарит, а мне ничего не надо. Я принимаю любовь. Если я возьму все, что мне дарят, мне нужно будет снарядить морской контейнер домой. Монахи имеют Бога. Что вы можете мне еще дать? Позвольте мне кое-что дать вам.

— Тут записка — больше благодарность, скорее всего. Спаси Господи за Вашу любовь, всегда легче чему-то учиться, имея перед собой пример. Кто-то, может, подразумевает, что были примеры из своей жизни?

— Любовь — это не идея, любовь — это опыт и взаимоотношения. Взаимоотношения с Богом предложены Им каждому из нас. Если они есть, мы можем иметь взаимоотношения с собой и с другими.

Я, может, расскажу вам что-то веселое и смешное. Один раз я пожаловался своему духовному отцу на то, что люди мне хотят давать деньги. Я не люблю быть обязанным. Он говорит: «Ты такой гордый. Представь, если люди тебе что-то дают, а ты берешь, то они счастливы». Он меня пригласил на приходское собрание. Он говорил о людях, которые дают церкви, о работе, которую нужно сделать. Он говорил: «Придите и отдайте себя. Придите, проведите время, позаботьтесь. Сделайте это». Он сказал: «Я никогда не прошу у вас деньги, но у меня появилась очень плохая привычка — я ем каждый день. Если вы их приносите — я от них не отказываюсь, но я никогда не прошу».

Когда мы пытаемся достучаться до людей, всегда должен быть баланс — можешь ли ты сказать кому-то «нет», если кто-то в этом проявляет любовь. Если человек понимает, что дар — это знак того, что я люблю вас, тогда это хорошо. Когда они отдают и ожидают что-то взамен, это не любовь.

Как научиться любить? Как кто-либо может вас научить? Как вы учитесь говорить? Как вы учитесь ходить? Как вы учитесь ездить на лошади? Вы пытаетесь. Постепенно будет получаться все легче и легче. В особенности, если вы ничего от них не ищете.

Если я хочу служить вам, я должен сказать: «Что я могу сделать, чтобы вам помочь?» — «Хорошо бы, чтобы вы почистили мой подвал и помыли мою машину». Вы расстраиваетесь: «Я что, слуга?» Вы спросили, в чем они нуждаются, и вам сказали. В противном случае вы хотите делать то, что делает счастливыми вас, а не их. Это не служение.

— Всегда ли нужно подставлять правую щеку, и есть ли исключения из этого?

— Всегда есть исключения. Вы хотите любви или не хотите? Господь Бог сказал: «Я — путь, Я — всякая правда и истина, Я — жизнь». Он сказал вам, что делать, а мы говорим: «Подожди, Ты разве это подразумеваешь? Почему не сделать так, как я хочу?» Мы спорим с Богом, когда Он приходит к нам, и говорим: «Ты не понимаешь». Он все понимает. Это вы — те, кто не понимает.Вторую щеку подставьте, и еще раз подставьте, и еще раз.

— Как помочь любящим родителям отпустить своего ребенка, когда он решил создать свою семью?

— Это многоуровневый вопрос. Прежде всего, ребенок, который вам говорит это, уже ушел, мы просто этого не поняли. Какой смысл его удерживать физически с собой? Вы не дали детям чувства привязанности и любви, потому что вы их любили для себя. Они сказали: «Нам этого недостаточно» — и ушли. Они ищут чего-то, потому что вы их не научили, что Господь Бог — это все. Если все имеешь, никуда не уходишь. Если ты уходишь, значит, ты этого не имеешь либо об этом не знаешь.

— Давно читаю утренние и вечерние молитвы, но мысли все время отвлекают. Что мне делать, когда невозможно молиться правильно утренними и вечерними молитвами?

— Мы все испытываем трудности, делая что-либо, что-то идет вопреки нашим планам. Мое предложение таково: не иметь повестку дня для жизни, кроме повестки дня Бога. Допустим, вы собираетесь совершить утренние молитвы, но чувствуете, что обязаны или должны. Вы хотите их совершить только для того, чтобы сделать больше того, что вы по-настоящему желаете. Какой смысл? Вы просто говорите слова.

То, что человек говорит: «Господи, Господи» — не означает того, что он войдет в Царство Божие. Только потому, что вы читаете молитвы не из сердца своего, Господь Бог их не слышит, вы впустую тратите время. Это примерно так же, как быть на работе до 10 вечера, думая, что вам заплатят, а договора с начальником не было. То есть вам даже зарплату там не начислят, и вы впустую потратили время. Какой смысл?

— Чей перевод с русского на английский язык лучше выбрать для чтения Священного Писания? Можно ли читать современные облегченные для понимания переводы?

— Я думаю, что самый близкий к православному канону перевод на английский Святого Писания, не самый аккуратный, но, я думаю, самый близкий, это версия короля Иакова. Потому что там даже указывается, в чем разница в канонах. Перевод с греческого и латинского является более близким к оригиналу. Вы можете читать современную версию короля Иакова, английский язык там старый, но он самый аккуратный. Это не ужасный английский, а очень поэтический английский. Это перевод XVII века.

— Когда ты достигаешь уровня того, что ты больше не раздражаешься людьми, что это означает? Означает ли это, что ты их любишь? Или ты все еще в гордости?

— На этот вопрос нелегко ответить. Для того чтобы стать бесстрастным, ни на что не отвечать эмоционально, требуется стать смиренным. Смирение говорит о том, что вы победили все страсти. Если вы чувствуете, что дошли до этого, я бы хотел вам сообщить, что вы полны гордости и прелести. Это не так легко.

Господь Сам был бесстрастным, Сам был свободен от греха и всех страстей. И Матерь Божья, и некоторые богословы говорят, что Иоанн Креститель. И были некоторые, которые не дошли до этого состояния, но были очень близко. Требуется громаднейшая постоянная молитва, для того чтобы убить собственную волю и любовь к себе. Когда человек может смиряться с тем, что не достиг своей мечты. Если вы не знаете, как быть с этим, я вам расскажу о своем откровении.

Существуют два плана пути вашей жизни: Божий и ваш. Подумайте, какой из них сработает? Ваш будет работать тогда, когда ваши планы являются также и Божьими. Вы всегда будете расстроены, будете уничтожены, если вы планируете то, чем вы не должны стать.

— Что для вас значит Россия?

— Я всегда наслаждаюсь пребыванием в России. Я даже не знаю, как это объяснить, но я чувствую себя дома. Я не говорю на вашем языке, но мы говорим на одном языке. Я не смотрю на границы и на национальности. Это для меня не имеет никакого смысла.

Если мы все — дети Божии, то у нас есть один Отец, и мы одна семья, и нет границ. Как вы можете быть православным и быть американцем? Или быть русским и быть православным? Это невозможно.

Так получилось, что ты стал православным в Америке. Ты не русский, но ты православный. Все, что мы делим вместе — это православие, это то, что мы дети Божии. Страна не важна. Но так случилось, что я многое у вас люблю и наслаждаюсь этим здесь — общением с людьми, не архитектурой. Я люблю Россию только потому, что люблю вас, и потому что люблю Бога. Я никогда не планировал приезжать сюда.

Мы поехали на Валаам. Я спросил владыку, могу ли я привезти одного монаха и провести некоторое время в большом традиционном монастыре России. В связи с тем, что именно валаамские монахи принесли православие в Америку, я подумал: «Будет логично нам туда поехать». Он сказал: «Конечно, приезжайте».

Мы приехали. Я разговорился с одним из священников. Он сказал: «Ты откуда родом?» -«Я из Нью-Йорка». — «Америка?» — «Да». — «Ты что, монах?» — «Я пытаюсь быть им». — «Из Нью-Йорка?» — «Да». — «Как это возможно? Америка — такая безбожная страна! Вы такие материалисты!» И подобные вещи. Я выслушал вопросы, начал отвечать на них, но был немного удивлен. Он сказал: «Мы можем немного поговорить?» Я говорю: «Конечно». Пошли, поговорили. Две минуты превратились в два с половиной часа.

Он спросил: «А с братьями поговоришь?» — «О чем?» — «Только о том, что сказал мне». — «Я что, пришел сюда учить? Я пришел сюда учиться. Ты говори» — вот так это все началось. Кто-то это записывал. Сейчас вы попали со мной на встречу по вине Валаама, а не по моей.

Я благодарю вас. Помолитесь за нас. Если вы хотите написать мне, есть электронная почта. Вы можете писать по-русски, по-английски. Хотел бы вас слышать иногда.

Пойдите и измените Москву, начните с ваших собственных семей, чтобы ваши дети могли проводить с вами день. Чтобы вы могли проводить день с вашими родителями, проводите свою жизнь с Богом. Любите Бога, и никогда не будете расстроены.Спасибо!

Схиархимандрит Иоаким (Парр) родился в США в семье католиков, в молодости принял монашеский постриг, занимался миссионерской деятельностью. Под влиянием восточных святых отцов, в том числе и под влиянием примера святителя-миссионера Иоанна Шанхайского принял Православие. Несколько лет жил на Святой Горе Афон.

По благословению священноначалия приехал в Нью-Йорк, где занимался организацией помощи бедным. Им был организован Дом Милосердия, создана община, некоторые члены которой также посвятили себя монашеской жизни. На основе общины Дома милосердия был создан монастырь во имя святой преподобной Марии Египетской, который был позднее принят в состав Патриарших приходов в США Московского Патриархата.

Видео: optina-msk.ru

Наши рекомендации