Поисковая активность может быть внешней или внутренней

Внешняя осуществляется человеком, если он попадает в незнакомую обстановку, не обладает необходимой для принятия решения информацией и должен заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность.

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным анализом и выбором конкретных предметов удовлетворения потребностей. Аристотель писал: «Движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так как желаемое представляет исходную точку для практического ума». С.Л. Рубинштейн писал, что мотив формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального действия.

Задачи второго этапа мотивационного процесса вслучае удовлетворения личностных потребностей:

1) определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности;

2) предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого для достижения цели пути.

При этом могут учитываться реакции других людей на ваши действия, нравственные критерии поступков. В мотивации может быть несколько причин, побуждений, поэтому ее правильнее рассматривать как совокупность и последовательность ряда причин.

Поисковая активность может быть внешней или внутренней - student2.ru

Рис. 1. Факторы, учитываемые субъектом при определении вероятности достижения успеха

3-й этап – выбор конкретной цели и формирование намерений. Вслучае, когда конкретная цель не поставлена, мотивы называют недейственными (А.Н. Леонтьев). Ильин с этим не согласен, по его мнению, первичный мотив действенен потому, что вызывает у человека поисковую активность.

Безусловно, первопричиной деятельности человека, его поступков являются потребности (правда, люди не всегда это понимают). Но вместе с тем нельзя отрицать и роль мышления в активности человека, ведь именно она, по существу, определяет, будет удовлетворяться потребность или нет, т.е. роль потребности велика в придании энергии мотиву, в осознании нужды, но в направлении энергии по определенному руслу большее значение имеют мышление и воля человека. То есть третья стадия формирования мотива – выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь.

После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения.

О цели говорят как о структурном психологическом образовании (Ф. Хоппе), как об осознанном образе будущих результатов (O.K. Тихомиров, 1977), как о сложном многокомпонентном образе того, что человек хочет достичь. Цель характеризуется не только содержанием (чего хочу), но и уровнем качества (какой результат нужен – высокий, низкий). Поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем притязаний. Субъективная трудность достижения цели определяет степень мобилизации человека, его старания, терпеливость, настойчивость. Уровень притязаний определяется имеющейся у человека установкой (потребностью в достижении успеха или избегания неудач). При этом важно учитывать тип решимости человека. У. Джемс выделяет:

1-й тип, связанный со страхом и печалью, парализующими легкомысленные фантазии и побуждающими к серьезным поступкам;

2-й тип, когда у человека нет разумного основания к действию, и оно побуждается усилием воли.

Лица с первым типом правильнее оценивают свои возможности, обладают адекватным уровнем притязания. Люди второго типа имеют завышенную или заниженную самооценку, обладают неадекватным, завышенным или заниженным уровнем притязаний.

Таким образом, на третьей стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждения воли, выражающееся в сознательном, преднамеренном побуждении к действию. С формированием этого побуждение заканчивается формирование конкретного мотива. То есть побуждение – лишь часть мотива.

Мотив – это системное образование, а побуждение – это его энергетическая сторона, состояние готовности начать действия. Дж. Роттер (1954) обозначает его как потенцию действия, а Л. Фестингер (1957) как мотивационное давление. В мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использования опыта прошлого.

Однако намерение и побуждение – не одно и то же. Намерение – это замысел, предположение сделать что-нибудь. Намерение может быть и без побуждения, например, когда человек намерен что-то не делать, или же при наличии намерения у человека может не хватить решимости осуществить задуманное, т.е. он не сможет проявить силу воли.

Итак, мы изучили взгляды ученых на мотивированность поведения человека в реализации его потребностей. Далее рассмотрим существующие подходы к классификации потребностей.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятию «направленность личности».

2. Охарактеризуйте понятия «установка личности» и «интерес».

3. Проследите взгляды ученых на мотивы и мотивацию поведения человека.

4. Дайте определение понятию «потребности» как побудителя активности человека.

5. Дайте характеристику понятию «потребности» как нужды и предмета ее удовлетворения.

6. Проследите понимание потребности как отсутствия блага и как ценности.

7. Рассмотрите потребность как состояние и как системную реакцию.

8. Охарактеризуйте вторичные потребности человека.

9. Охарактеризуйте потребность как мотив. Проследите соотношение между ними.

10. Рассмотрите понятие «мотив» как побуждение, как цель удовлетворения потребности.

11. Охарактеризуйте этапы мотивационного процесса.

Лекция 5

Наши рекомендации