После их смерти, навещение близких родственников, которых навещали они, и почитание их
друзей (Абу Дауд (5142), Ибн Маджа (3664), Ибн Хиббан (2030); этот хадис подкрепляется хадисом
Ибн Умара в «ас-Сахихе» Муслима (2552)).
Ибн Масуд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах
и приветствует, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего:
«Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего...»
до слов «...Это есть мой путь пря-мо ведущий» (Ат-Тирмизи [3072]. Он назвал этот хадис хорошим,
И он действительно является таким).
Муаз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил
меня: О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем -
обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше".
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом
Состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность
Аллаха* перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не
приобщает к Нему ничего. Я спросил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную
весть людям?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то
они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30)**.
*Ибн Теймийа сказал: «Подчинившийся раб заслуживает вознаграждения, и это - его право
благодаря благодеянию и милости [Аллаха], а не по праву возмещения, подобному праву одного
творения перед другим. Есть люди, которые говорят, что слово "обязанность" означает лишь то, что
Аллах сообщил об этом, и что Его обещание - истина. Однако большинство ученых утверждают, что
слово "обязанность" несет больший смысл, как указывают на это Книга и Сунна. Всевышний сказал:
«Обязанность Наша - помощь верующим» (Румы, 47). Приверженцы Сунны по этому поводу
говорят: "Он Сам предписал Себе милость и вменил Себе в обязанность истину, а не творения
обязали Его". Муътазилиты же заявляют, что Его обязанность аналогична обязанностям творений, и
Что рабы подчиняются Ему самостоятельно. Они считают, что это не Он сделал их подчинившимися
Ему, что Он не причастен к этому и что они заслуживают за это воздаяния. В этом и заключается их
Ошибка».
**Аль-Бухари - имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Бардазба аль-
Джуфи (194 (810)-256 (870)), великий мусульманский ученый-мухаддис, автор книг «аль-Джами' ас-
Сахих», «ат-Тарих аль-Кабир», «аль-Адаб __________аль-Муфрад» и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн
Ханбала, апь-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников. Его ученика-ми были Муслим, ан-Насаи,
Ат-Тирмизи, аль-Фирабри и др.
Достоинства этого ученого трудно описать. Он обладал прекрасной па-мятью и сказал о себе: «Я
Собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов.
И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил» («Табакат аль-Ханабиля» 1/275, «Тарих
Багдад» 2/10, «Тахзиб аль-Камаль» 1170). Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Память закончилась на
Четырех людях из Хорасана: Абу Зуре ар-Рази, Мухаммаде ибн Исмаиле аль-Бухари, Абдулле ибн
Абдуррахмане ас-Самарканди и аль-Хасане ибн Шуджжа аль-Балхи». («Тахзиб аль-Камаль» 1171).
Свидетельств уникальной памяти этого ученого очень много. Хашид ибн Исмаил рассказывал:
«Абу Абдулла аль-Бухари сопровождал нас к шейхам Басры, когда он был ребенком, но ничего не
записывал. Мы сказали ему: "Ты сопровождаешь нас, но ничего не записываешь. Что же ты
делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Вы очень назойливы и много спрашиваете.
Покажите мне, что вы написали". Мы показали ему то, что у нас было: там было более пятнадцати
Тысяч хадисов. Тогда он прочел их все наизусть, да так, что мы сверяли свои записи по его памяти.
Затем он сказал: "Вы думали, что я сопровождаю вас попусту и зря трачу свое время?!" Тогда мы
Поняли, что его никто не сможет превзойти» («Табакат аль-Ханабиля» 1/276-277, «Тарих Багдад»
Табакат ас-Сабаки» 2/217).
Хафиз Абу Ахмад Абдулла ибн Ади рассказывал: «Я слышал, как несколько шейхов говорили о
Том, что в Багдад приезжает Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари. Когда знатоки хадисов услышали о
Нем, они собрались и выбрали сто хадисов. Затем они перемешали их иснады и тексты: соединили
Текст одного хадиса с иснадом другого, а иснад одного с текстом другого хадиса. Каждому ученому
Они дали по десять хадисов, чтобы он прочел их на собрании у аль-Бухари. Когда собрался народ,
поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: "Я не
знаю его". Он спросил о следующем, и он опять ответил: "Я не знаю его". Так продолжалось, пока он
не закончил свои десять хадисов. Ученые переглянулись и сказали: "Он догадался". А те, кто не знал
Об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй ученый и сделал то же, что и
первый. Аль-Бухари опять отвечал: "Я не знаю его". Затем поднялся третий, четвертый, и так все
десять. Однако он ничего не прибавлял к словам "Я не знаю его". Когда он увидел, что они закончили,
он повернулся к первому из них и сказал: "Твой первый хадис такой, второй - такой, третий - такой, и