Понимание кармы на уровне гьяны (трансцендентного знания) (4.16-24)

Объяснив Свое трансцендентное положение, Господь описывает, как совершать деятельность на трансцендентном уровне. Это необходимо объяснить, так как многие придерживаются мнения, что любая деятельность материальна, а духовная жизнь ограничивается стереотипным отречением. Это неверное представление возникает из-за того, что практически любая деятельность в мире порождена эгоистическим желанием, которое является причиной кармических реакций. Представляя бхакти-йогу, Кришна описывает образ действий, свободный от эгоизма. Действуя методом бхакти-йоги, человек не подвергается кармическим реакциям.

Основная тема:

Деятельность в чистом преданном служении является акармой, свободной от последствий, так как кармические реакции есть результат кармического сознания, а не деятельности как таковой.

Подпункты:

А. Для того, чтобы научиться искусству правильно действовать и отличать правильную деятельность от неправильной, человек должен следовать за тем, кто уже овладел этим искусством. Нельзя выдумать свой способ освобождения от кармы (4.16-17).

Б. Понятия (1)бездействия в действии и (2)действия в бездействии (4.18).

1. Сознание Кришны представляет собой синтез действия и бездействия: хотя и присутствует деятельность (карма), но благодаря отсутствию кармического образа мыслей эта деятельность не влечет за собой последствий (акарма).

2. Арджуна полагал, что сможет освободиться от греховных реакций, воздерживаясь от деятельности. Но поскольку его желание отстраниться от деятельности основывалось на эгоистическом желании и материальной привязанности к семье, его бездействие (акарма) принесло бы кармические реакции (карму).

В. Карма – это последствия материального сознания, а не последствия деятельности как таковой. Человек может действовать уверенно и жить спокойно, если он знает, что он – вечный слуга Господа. Это – путь к трансцендентной деятельности.

Г. Трансцендентное знание подобно огню, который пронизывает деятельность человека и дотла сжигает ее последствия. Кришна описывает качества того, кто действует, обладая трансцендентным знанием. Основное его качество состоит в том, что его действия не вызваны желанием удовлетворять чувства. Другие признаки таковы (4.19-22):

· непривязанность к плодам своего труда

· самоудовлетворенность

· самоконтроль

· желание иметь только необходимое для поддержания жизни

· свобода от обладания собственностью

· свобода от двойственности

· свобода от зависти

· уравновешенность и в успехе, и в неудаче

Д. Деятельность в умонастроении преданности, свободная от желания удовлетворять чувства, раскрывает духовную природу. Таким образом, деятельность, совершаемая как жертвоприношение, связывает человека с Трансцендентным (4.23 и 24).

1. Как жертвоприношение раскрывает духовную природу:

а) майя (иллюзия) – это то, что покрывает дух.

б) желание удовлетворять чувства призывает майю.

в) непривязанность к удовлетворению чувств рассеивает майю и, таким образом, раскрывает дух (Брахман).

2. Изначально все и вся предназначено для удовлетворения и наслаждения Верховной Личности Бога, и потому невозможно осуществить желание наслаждаться самому, отдельно от Бога. Но чтобы живые существа, имеющие такое желание, почувствовали удовлетворение, Кришна позволяет им пребывать в иллюзии (майе), где все кажется не связанным с Господом и потому доступным для своего собственного наслаждения. 5

3. Когда человек жертвует чем-то, он уменьшает в себе дух наслаждения, который живет в нем, и таким образом открывает Брахман. Человек может осознать духовное бытие настолько, насколько он приносит в жертву Всевышнему свои собственные эгоистические интересы. 6

Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (4.25-33)

Объяснив, что совершение жертв открывает человеку Брахман, Кришна теперь перечисляет разные виды жертвоприношений.

Основная тема:

В зависимости от уровня духовного осознания, человеку предписаны разные виды жертвоприношений, которые призваны возвысить сознание до трансцендентного уровня.

Подпункты:

А. Есть два вида жертвоприношений: принесение в жертву собственности и жертвоприношение, совершаемое в знании (4.25, 33).

1. Принесение в жертву материальной собственности есть воздержание от некоторых материальных удовольствий в попытке достичь большего или лучшего наслаждения в будущем (как в случае поклонения полубогам).

2. Совершение жертвоприношения в знании есть принесение в жертву удовлетворения чувств, имея целью трансцендентное знание. Конечная стадия этого вида жертвоприношения – чистое преданное служение.

Б. Цель, общая для всех видов жертвоприношения, – это контроль чувств. Такой контроль очищает человека от греховных реакций и, благодаря духовному продвижению, приносит счастье. Только совершая жертвоприношение, человек может стать счастливым, ибо и материальные блага, и духовное возрождение исходит из жертвоприношений (4.30-32).

Заключение – краткое изложение трансцендентного знания (4.34-42)

Кришна описал различные виды жертвоприношений. Человек должен принять прибежище духовного учителя, чтобы понять, какой вид жертвоприношений подходит именно ему в его положении. Задавая должные вопросы и с преданностью служа духовному учителю, человек становится достойным знания о Кришне, которое освобождает от материального рабства.

Основная тема:

Постижение трансцендентного знания и, как результат этого, получение освобождения возможно только благодаря тому, что человек искренне задает вопросы и с верой служит стопам духовного учителя.

Подпункты:

А. Поскольку трансцендентное знание можно обрести лишь по милости тех, кто выше нас, то необходимо обратиться за наставлениями к духовному учителю. Человек должен смиренно вопрошать гуру и служить ему. Так ученик проявляет свою искренность, и духовный учитель благославляет его, раскрывая ему подлинное духовное знание (4.34).

Б. Понимание, которое человек получает от гуру, таково: все люди и вещи – неотъемлемые частицы Всевышнего. Обладая таким видением мира, человек никогда не теряет из виду Кришну и, таким образом, никогда вновь не впадает в иллюзию, заключающуюся в том, что все отделено от Него (4.35).

В. Несмотря на прошлую греховную деятельность, трансцендентное знание, полученное от гуру, сжигает карму человека и переправляет его через океан материальных страданий (4.36-38).

1. Трансцендентное знание разрушает греховные реакции, уничтожая их основную причину - невежество в отношении своего вечного положения слуги Кришны.

2. Преданное служение является и семенем, и плодом всего мистического знания.7

Г. Качества, необходимые для обретения трансцендентного знания, и признаки того, кто обладает ими (4.39-41).

1. Качества: вера и контроль чувств.

2. Признаки: человек должен быть совершенно непривязан к совершаемой им деятельности (деятельность не должна связывать его).

Глава 5

Наши рекомендации