Техника восстановления лица по черепу

Весь вышеизложенный материал с достаточной наглядностью показывает возможность портретной реконструкции и вместе с тем свидетельствует о том, что собственно методика про- цесса восстановления находится еще в зачаточном состоянии. Задача настоящей главы дать неко- торое представление о процессе самой работы над восстановлением лица по черепу.

Прежде всего необходимо произвести краниологическое измерение черепа. Если череп имеет какие-либо посмертные разрушения, его следует предварительно закрепить и реставрировать. При всякого рода реставрации следует помнить, что все дополнения должны быть как можно более точны, иначе неминуемы случайности и ошибки. Восстановление отдельных участков разрушен- ного черепа лучше делать из легко удаляемых восковых мастик, с тем, чтобы легче была возмож- ность поправки, если в ней явится необходимость.

Особого внимания требуют всякого рода аномалии и искажения формы черепа. Следует тщательно выяснить вопрос о деформации, будь то искусственная или естественная, прижизнен- ная или посмертная деформация. При наличии сильной посмертной деформации, искажающей свод черепа или лицевой скелет, следует отказаться от попытки реконструировать лицо. Прижиз- ненная деформация в искусственной ее форме ведет за собой искажение мягких тканей, поэтому необходимо понять природу и степень этих искажений черепа и лица. Естественная деформация должна рассматриваться как нормальное состояние как черепа, так, следовательно, и мягких по-

кровов. Одна из первоочередных задач — определение пола. В настоящей статье нет возможности подробно останавливаться на данном вопросе. Дело в том, что нет никаких определенных указате- лей, оперируя которыми можно было бы с точностью выяснить в каждом конкретном случае пол черепа. Сумма антропологических признаков, однако, позволяет дать достаточно точный ответ почти во всех случаях, — все дело в практике, в умении видеть и синтезировать те или иные при- знаки пола. Значительно проще определение возраста. Антропологическая литература дает исчер- пывающий материал по данному вопросу. Во всяком случае при определении возраста следует об- ращать внимание прежде всего на зубы: прорезывание молочных зубов, смена зубов молочных постоянными, снашиваемость зубов, кариоз, выпадание зубов, зарубцовывание и атрофия альвео- лярного края челюстей, старческая деформация нижней челюсти и т.д. В решении вопроса о воз- расте чрезвычайно много дает наблюдение над степенью облитерации швов черепного свода, а также степень окостенения основания черепа. Краниологическое измерение черепа, а равно и про- сто осмотр должны дать хотя бы грубое, этническое определение. Одновременно следует по дан- ным черепа определить конституционные особенности восстанавливаемого субъекта, хотя бы в очень предварительной схеме маленький, крупный, очень крупный и т.д.

Следующий этап — это графическая фиксация и графическая реконструкция, задача которой дать объективный материал для восстановления. Нижняя челюсть тщательно пригоняется по фор- ме прикуса, т.е. ей придается нормальное положение, в котором она и закрепляется воском в со- членении с черепом. После этого череп вставляется в кубус и закрепляется в франкфуртской гори- зонтали. Затем посредством диоптрографа делаются обводы черепа (фас, профиль, сверху) по сис- теме Мартина. В соответствии с данными о поле, возрасте и конституции восстанавливаемого субъекта на этих обводах при помощи стандартов воспроизводится толщина мягких покровов. На схеме черепа в профиль восстанавливается толщина мягких покровов по медиальной линии, нано- сятся основные жевательные мускулы. На фасе черепа строится форма овала лица и решаются ос- новные размеры ширины носа, рта, толщины губ и определяется разрез глаз. Обводы сверху пред- ставляют интерес в плане наблюдений асимметрии головы и лица, а равно и выяснения наличия искусственной деформации.

При исследовании трупного материала выработалась практика измерений по горизонталь- ным сечениям лицевого раздела головы; нечто подобное делается и с черепом. Посредством кра- ниографа обводится горизонтальное сечение лицевой части черепа через следующие точки: 1) л о б н ы е б у г р ы , 2) г л а б е л л у , 3) н о с о - л о б н ы й ш о в , 4) к о н е ц н о с о в ы х к о с т е й , 5) м а к с и м а л ь н у ю ш и р и н у с к у л о в ы х , 6) п о д н о с о в о й ш и п ,

7) п о д б о р о д о ч н у ю б о р о з д у , 8) п о л и н и и м а к с и м а л ь н о г о в ы с т у - п а н и я п о д б о р о д к а . Полученные обводы фиксируются в единой плоскости условными обозначениями, они образуют сложный рисунок перекрещивающихся линий. В целях упрощения пользования этими обводами каждый из них отдельно калькируется, причем сохраняется единая ось их взаимоотношений — ось центрального сечения черепа. По этой оси профили раздвигаются, каждое из сечений покрывается на основе принятого ранее стандарта толщей мягких тканей. Та- ким образом полученное сечение мягких тканей абсолютно объективно и может быть механически перенесено на подлинный череп. Выше уже упоминалось, что при графической реконструкции при нанесении мягких покровов следует пользоваться стандартом толщины мягких тканей. Эти стандарты явились результатом кропотливого анализа рентгенологического и трупного материала и были проверены контрольными работами. Конечно, предлагаемые в настоящей работе стандар- ты отнюдь не следует рассматривать как нечто совершенно абсолютное, напротив, это только вспомогательные размеры, которые должны каждый раз корректироваться данными восстанавли- ваемого черепа. При выборе того или иного стандарта следует учитывать не столько этнические признаки, сколько собственно структурные особенности конституционного порядка и, конечно, пол и возраст.

Только при учете максимально большого количества индивидуальных признаков в каждом отдельном случае возможно ждать портретного приближения в реконструкции. Возвращаясь вновь к процессу графического восстановления, я должен напомнить, что, облекая обводы черепа в толщину мягких покровов, мы получаем сечение лица. Эти схемы сечения лица дают возмож- ность проверить в каждой точке толщину мягких покровов и, таким образом, являются контролем правильности построения лица по черепу.

При восстановлении контрольных голов обычно не принимается во внимание постановка го-

ловы на шее и торсе, так как обычно воспроизводится только маска лица. При реконструкции ис- копаемого человека, а также портретов исторических деятелей, когда производимая работа имеет, кроме чисто научного интереса, и музейно-экспозиционное значение, необходимо давать погруд- ное изображение, т.е. бюст.

При изготовлении бюста вопрос постановки головы на шее крайне важен и ответственен для каждого субъекта. Ведь совершенно очевидно, что посадка головы и наклон горла определяются его характером, возрастом, профессией, состоянием здоровья. При разрешении портретной рекон- струкции совершенно необходимо считаться с этим, на первый взгляд второстепенным, фактом. Тщательный анализ основания черепа и суставных поверхностей шейных позвонков дает возмож- ность в точности реконструировать привычную посадку головы каждого человека. В соответствии с данными посадки головы изготовляется деревянный каркас, по своей форме дублирующий очер- тание шеи и верхней части груди. Этот каркас укрепляется на плоскости массивной деревянной доски посредством врезания в паз или просто гвоздями. Подлинный череп или точный его слепок с восстановленными жевательными мускулами укрепляется на только что указанном штативе, с учетом привычного наклона головы для каждого конкретного случая.

Кольман и Бюхли, восстанавливая голову женщины эпохи свайных построек, при наклады- вании мягких покровов на череп пользовались системой маяков. На весь череп были нанесены пи- рамидки из воска, в соответствии с местами измерений на трупе, причем высота этих пирамидок соответствовала толщине мягких покровов. В начале своей работы я также пользовался этим тех- ническим приемом. Впоследствии, после разработки графической схемы восстановления, маяки были мною заменены гребнями, отвечающими горизонтальным сечениям лица. Это облегчало процесс работы и уменьшало возможность ошибок.

Для изготовления реконструкций мною обычно употребляется скульптурный воск, изготов- ляющийся по следующему рецепту: 1 кг пчелиного воска, 300 г канифоли, 10 г живописного мас- ла, 15—20 г масляной краски желаемого цвета. При варке необходимо прежде всего растопить ка- нифоль, затем влить уже растопленный воск, дать прокипеть и после этого влить масло. Масляная краска вводится после того, как масса начнет остывать. Остывшую массу необходимо промять ру- ками для придания ей однородности. Предлагаемый скульптурный воск очень пластичен, пре- красно слушается пальца и стэки. При остывании приобретает большую плотность и сопротив- ляемость механическому воздействию, при согревании в руках вновь приобретает свои пластиче- ские свойства. Из этого воска на череп наносятся гребни сечений лица в горизонтальном и верти- кальном направлениях. После их проверки промежутки между гребнями заполняются этим же воском. Построение основных деталей лица, т.е. носа, рта, глаз и ушей, было освещено ранее. Так возникает объективная схема лица.

Все только что описанные этапы работы целиком строятся на данных, полученных в резуль- тате изучения трупного материала и краниологического изучения черепов. На этой стадии собст- венно оканчивается подлинно документальная реконструкция. Дальнейшая работа над реконст- рукцией строится на дополнительных данных, главным образом исторических.

Наши рекомендации