Iii. великие разряды живых существ

Божественная Жизнь облекается в бесчисленное разнообразие форм, и последние не

ограничены нашим земным миром — этой точкой в безграничном Пространстве, — а

также и теми видами материи, которые мы в состоянии видеть нашими глазами. В

нашем собственном мире божественная Жизнь проявляется в минеральном царстве как

Существование; божественные свойства Сознания и Блаженства начинают выражаться

отчасти в возникающей чувствительности бесчисленных форм растительного царства;

гораздо полнее проявляются эти свойства в чувствовании и зарождающейся

разумности животных, и они же раскрываются вполне, проявляя троичную Природу

Бога, в человеке — этом "венце творения". "В бессознательной земле, камне и т.

д. проявляется лишь одно Существование (третий божественный Аспект), и Я (Self)

еще не достигло формы индивидуализированного Духа. Неподвижные жизни, т. е.

травы и деревья, а также и подвижные жизни, обладающие дыханием, являются

ступенями проявления высшего вида".41

Было бы совершенно неразумно предполагать, что божественная Жизнь проявляется

лишь в физической материи одного нашего ничтожного мира и ограничивается лишь

нашей землей, водой и воздухом. Существуют не только бесчисленные населенные

миры, но и огромные царства Пространства, всепроникающий эфир, миры, состоящие

из материи слишком тонкой для нашего зрения, все это кишит существами,

разделяющими неистощимую Жизнь Бога. Разумные существа всех степеней,

сверхчеловеческие и подчеловеческие, принимая нашу собственную расу как мерило

для сравнения, отражают божественный образ в вечно изменяющихся пропорциях;

плодоносящие мириады жизней распределяются по ступеням необозримой лестницы,

основание которой погружено во тьму видимых миров, а вершина теряется в величии

небесного сияния:

... великого мирового алтаря ступени

Возносятся через тьму к самому Богу.42

Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и

называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их дэвами,

Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане — ангелами и архангелами;

последователи Зороастра дают им название семи амешаспентов (архангелов) с

сонмами подчиненных им исполнителей (yazatas), включая сюда и фероаров.

Большинство религий признают также существование низших духов, по большей части

подчеловеческого порядка, и о них же говорится в народных верованиях всех стран

и в произведениях наиболее одаренных воображением поэтов наших дней. Многие

сенситивные люди чувствуют присутствие сознательной жизни в очаровывающих нас

красотах природы, но есть и такие, которые способны видеть этих младших детей

природы, забавляющихся в лесах, ручьях и воздухе; их называют духами природы,

элементалями, феями, русалками, джиннами и т. д.

Дэвы или ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями,

непрерывно работающими над тем, что мы называем "естественными законами

природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной

деятельности, ибо Бог сделал "Ангелов Своими посланниками",43 "Своими

исполнителями, которые доставляют ему радость".44 Эти "Владыки Чистоты" правят в

духовных и материальных мирах, "Владыки над всеми живущими в воде, Владыки над

всеми живущими на земле, Владыки над всеми летающими, Владыки над всеми

прыгающими. Владыки над всеми копытными".45 "Не все ли они суть служебные

духи?"46 — спрашивает апостол Павел в Послании к евреям. Евреи говорят о том,

как они охраняли пророка Елисея,47 и о других подобных проявлениях и заявляют,

что создание земли происходило "при общем ликовании утренних звезд, когда все

сыны Божии восклицали от радости".48 Индусские и буддийские Писания полны ссылок

на ангелов и описаний как их, так и миров, иных, чем наш мир, и сам Будда

говорит о своем знании этих миров и их обитателей.49 По индусским Писаниям

Создатель вызвал к жизни великие сонмы Лучезарных (дэв), одних — для сношения с

человеком, а других — для оживотворения законов природы и для управления ими; по

этим Писаниям дэвы предшествовали человеку в порядке эманации. Они имеют много

имен, но все извлекают свое бытие и свои силы от единого Бога: "Все Лучезарные

воистину Он Сам; все они опираются на Самого (Self)".50 И безразлично,

упоминаются ли их имена или нет; всякая сила исходит от Бога, подобно тому как в

монархическом государстве все предписания носят имя монарха, хотя бы они

издавались и выполнялись его уполномоченными.

Некоторые из дэв управляют законами природы,51 другие заведуют помощью людям и

отвечают на их молитвы, касающиеся материальных вещей: "Те, которые добиваются

успеха в земной деятельности, поклоняются Лучезарным", но духовный человек не

поклоняется им, ибо они помогают лишь в земных успехах, где "скоротечны воистину

плоды".52

В христианской церкви упоминаются три больших разряда ангелов, подразделяемых на

девять групп:

1-я — Серафимы, Херувимы, Престолы.

2-я — Власти, Силы, Господства.

3-я — Начала, Архангелы, Ангелы.

Начала суть Ангелы Хранители народов и государств, тогда как девятая группа

касается исключительно индивидуального человека.

У мусульман имеется четыре великих архангела: Гавриил, Св. Дух или ангел

Откровения; Михаил, ангел Покровитель; Азраил, ангел Смерти; Израфил, ангел

Воскресения.53 Есть у них еще Сандольфон, ангел Молитвы. Около каждого человека

находятся два приставленных к нему ангела, запечатлевающих его жизнь день за

днем. Коран часто упоминает о деятельности ангелов; они "подчиненным образом

управляют делами этого мира"54 и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими

телами, созданными из нур — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей

запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти.55 Архангел

Гавриил был тем, который принес божественную весть Пророку,56 как в христианских

Писаниях Деве Марии.57 Коран говорит также о низших духах — о пяти разрядах

джиннов или духов, относящихся к пяти элементам природы и созданных из огня;

некоторые из них добрые, а некоторые злые; "некоторые из нас (духов) правдивы, а

некоторые совсем иные: мы все различного рода".58 Обращение к ним не одобряется.

В Писании Вендидад дается длинный перечень духов природы, которым не следует

поддаваться.59 Там встречаются также фероары неба, воды, земли, деревьев, скота,

которые поддерживают живых существ.60 Интересно отметить, что в религии

Зороастра имя Фероар, или Фраварши, употребляется одинаково и для духа природы,

и для человеческого Духа; человек признается определенным разрядом в

многочисленных рядах живых существ, причем одни разряды поднимаются над ним до

самого проявленного Бога, а другие — спускаются вниз до простого атома.

Религия заставляет нас видеть во вселенной не мертвую машину или бездушный

автомат, двигающийся механически по химическим и иным законам; она учит, что

вселенная — живой организм, в котором химические действия — результаты живых

деятельностей, подобно тому как химические изменения в клетках мозга являются

результатом мышления; живой организм, в котором разум двигает природу к

сознательно предусмотренным и заранее избранным целям. Религия определяет

человека как существо, развивающееся среди других существ, из которых одни выше,

а другие ниже его, и все развиваются подобно ему, поднимаясь на более и более

высокие ступени, раскрывая скрытые возможности, развивая бесконечные потенции.

Он — член великой семьи, в которой одни старше его, а другие моложе; старшие

помогают ему, а младшие нуждаются в его помощи. Поразительная панорама взаимно

переплетающихся жизней развертывается перед ним, и он видит, что и над ним, и

под ним божественная Природа производит свою работу, следуя неизменной и

совершенной Воле, которая и есть Закон; что ниже его уровня живые существа

понуждаются этим Законом и бессознательно работают согласно с ним, а поднявшиеся

выше его радостно присоединяются к этому Закону и работают сознательно,

сообразуясь с ним, и что только на переходной человеческой ступени существует

анархия борющихся воль. Он начинает понимать, что этот разлад есть необходимый

переход от вынужденных деятельностей низших разрядов к добровольным, но

одинаково закономерным деятельностям высшего Порядка; что человек занимает

ступень, на которой развивается воля, и что анархия должна продолжаться до тех

пор, пока его воля, которая является Аспектом Бога в человеке, не усвоит ту

истину, что в добровольном согласовании с Волей Отца заключается истинная

человеческая свобода. "Господь сказал: о человек! следуй только Моим законам, и

ты станешь подобен Мне, и если скажешь: да будет, смотри! оно уже есть".61 И

тогда перед ним развернется величавое представление о Небесном Человеке, тело

которого состоит из живых клеток — индивидуальностей, двигаемых единою Жизнью.

Представление это должно быть близко христианам, религия которых учит: "Ибо, как

тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много,

составляют одно тело, — так и Христос... И вы — тело Христово, а порознь —

члены".62 Те, которые поднимаются выше анархии враждующей человеческой воли на

ступень сверхчеловеческую, становятся воистину "преславным телом", достойным

пребывающего в нем Духа, двигаемого единой Волей, и эта божественная Воля

направлена на то, чтобы поддерживать неустанно развивающиеся миры.

Примечание. Интересно, что одни и те же числа встречаются во всех религиях: у

Зороастра 30 имен + 3 великих Духа; в индусской религии 33 великих дэвы; у

гностиков 30 Корень Эонов + Христос, Св. Дух и Высочайший, что вместе опять

составляет 33; 33 лежит и в основе неисчислимых сонмов.

Из индусских Священных Писаний

Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман. Мудрые

говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва.

Ригведа, I, XIV, 46

Ею питайте Светозарных, и да питают они вас! Питая друг друга, вы достигнете

высшего блага.

Бхагавадгита, III, 11

Стремясь к успеху в делах, люди приносят жертву Лучезарным.

Бхагавадгита, IV, 12

Поклоняющиеся Лучезарным идут к Лучезарным; поклоняющиеся предкам идут к

предкам; те, которые поклоняются силам природы, идут к силам природы; но Мои

поклонники идут ко Мне.

Там же, IX, 35

Воистину, в Тебя вступают сонмы Лучезарных и со сложенными руками в трепете

славословят Тебя, сонмы пресвятых взывают к Тебе, воспевая Твою хвалу громким

песнопением: "Да будет все ко благу!"

Там же, XI, 21-22

Да будет человек всегда изучать Веды и поклоняться Лучезарным; поклоняясь

Лучезарным, он поддерживает движущиеся и неподвижные царства.

Ману-смрити, III, 75

Единый содержит в себе всех Лучезарных; все пребывает в Едином.

Там же, XII, 119

Из Священных Писаний парсов

Что принадлежит Лучезарным Амешаспентам, с чудодейственными глазами, великим,

помогающим, сильным. Агурианы нетленны и чисты. Все семь подобного разума, все

семь подобного делания; подобен их ум, подобно их слово, подобны их действия, и

один у них Отец и Владыка, Творец Ахура-Мазда... они — созидатели и разрушители

творений Ахура-Мазды, их творцы и руководители, их защитники и правители. Они

поддерживают мир, так что он не стареет и не умирает, не впадает в тление и

зловоние, но вечно живой, вечно растущий, царство желанное, в котором и мертвые

могут воскреснуть, и бессмертие наступит для живых, царство совершения эволюции

мира.

Замъяд Яшт, III, 15-19

С уважением мы вспоминаем Фароаров Мантры, Фароаров неба, Фароаров вод, Фароаров

земли, Фароаров деревьев, Фароаров скота, Фароаров души и Фароаров святых

творений.

Яшт, XIII, XXIV, 86

Фароары поддерживают небо, поддерживают воду, поддерживают землю, поддерживают

детенышей (лоно) матерей, предохраняя их от смерти.

Ясна, XXIII, 1

Эти Фароары помогают прекрасному росту плодовых деревьев, лежавших до этой

помощи без роста в течение долгого периода в одном месте в неподвижном

состоянии.

Яшт, XIII, XV, 55

Из буддийских Священных Писаний

Он (Будда) совершенно Сам все постигает и видит как бы лицом к лицу эту

вселенную, нижний мир со всеми его Духами и высший мир Мары, Брахмы, и всех

творений, Саман и Брахман, Лучезарных и людей, и Он передает Свое знание другим.

Тевиджа-сутта

Беззаветностью поднялся Магаван (Индра) до господства над Лучезарными.

Дхаммапада, II, 30

Благоухание праведных поднимается, как высочайшее, до Лучезарных.

Там же, IV, 56

Побежденное "я" лучше "я" других; никто, даже Лучезарный, Гандарва, Мара или Сам

Брахман не могут превратить в поражение победу человека, победившего самого себя

и всегда владеющего собою.

Там же, VIII, 105

Какие бы духи ни собрались сюда, принадлежащие земле или живущие в воздухе,

будем поклоняться совершенному Будде, почитаемому Лучезарными и людьми.

Ратана-сутта, 17

Многие Лучезарные и люди мечтали о благословении, мечтая о счастье.

Махамангала-сутта, 1

Ты знаешь дела этого мира, и дела Лучезарных, и конец конца.

Дхаммика-сутта, 2

Совершенный, в совершенстве поклоняющийся, достигает слуха Лучезарного и будет

иметь успех, так говорю Я (ответ Будды на вопрос: зачем поклоняются

Лучезарному).

Сундарикабхарадважа-сутта, 5

Даже и в радостях Лучезарных совершенный ученик Будды не находит радости.

Уданаварга, 18

Ученик преодолеет землю, и мир Ямы, и мир Лучезарных.

Там же, 43

Даже Лучезарные завидуют тому, чьи чувства покорены, как обузданные кони

покорены возницею.

Там же, 24

Мы будем подобны сияющим Лучезарным, питающимся счастьем.

Там же, 197

Говори правду; не уступай гневу; давай, если у тебя просят; через эти три

ступени ты приблизишься к Лучезарным.

Там же, 224

Из еврейских Священных Писаний

А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их,

сказал: это ополчение Божие.

Бытие, 32:1-2

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

Псалтирь, 33:8

Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь...

Там же, 67:18

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес Суд.

Там же, 81:1

Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих.

Там же, 90:11

Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

Псалтирь, 103:4

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его,

хвалите Его, все воинства Его.

Там же, 148:1-2

И молился Елисей и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл

Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами

огненными кругом Елисея.

4 Царств, 6:17

Из христианских Священных Писаний

Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

От Матфея, 13:39

Тогда явился Ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника

кадильного... И Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий перед Богом, и

послан говорить с тобою и благовестить тебе сие... В шестой же месяц послан был

Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве... имя же

Деве: Мария.

От Луки, 1:11,19,26,27

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Там же, 15:10

Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к

Сыну Человеческому.

От Иоанна, 1:51

Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый

входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим

болезнью.

Там же, 5:4

Ангел Господень ночью отворил двери темницы.

Деяния, 5:19

Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

Деяния, 7:53

А Филиппу Ангел Господень сказал.

Там же, 8:26

Он в видении ясно видел... Ангела Божия, который вошел к нему.

Там же, 10:3

И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень

одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое

Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую

стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою

отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

Там же, 12:8-10

Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и

сказал: "не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря".

Там же, 27:23-24

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни

настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может

отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Римлянам, 8:38-39

Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия

семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою

посредника.

Галатам, 3:19

Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы

ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано.

Колоссянам, 1:16

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют

наследовать спасение?

Евреям, 1:14

Вы приступили... ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.

Евреям, 12:22

...От семи духов, находящихся перед престолом Его.

Откровение, 1:4

Семь звезд суть Ангелы семи церквей.

Там же, 1:20

... Которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

Там же, 5:6

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола, и животных, и старцев,

и число их было тьмы тем и тысячи тысяч.

Там же, 5:11

И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов

Божиих.

Там же, 4:5

Из Священных Писаний ислама

Верующие признают Бога и Ангелов Его.

Коран, 2:285

Он избирает своих вестников среди Ангелов.

Там же, 22:74

Слава Господу, Творцу неба и земли, вестниками Которого являются Ангелы с двумя,

тремя и четырьмя парами крыльев.

Там же, 35:1

Он создал гениев из чистого огня, огня без дыма.

Там же, 55:13

Теми, Которые были посланы один за другим, Теми, Которые стремительно,

двигаются, Рассеивающими, Устанавливающими различения, Бросающими слово

извинения или предостережения, что обещанное вам близко к осуществлению.

Там же, 77:1-7

Исторгающими насильственно, удаляющими осторожно, плавающими по воздуху,

опережающими в беге своем, ведущими дела вселенной.

Коран, 79:1-5

Конечно, у Него есть стражи, которые старательно наблюдают за вами. Им известны

деяния ваши.

Там же, 82:10-12

Иные из людей искали себе убежища у кое-кого из гениев, но это только увеличило

безумие их. Люди эти, как и вы, гении, верили, что Господь никого не воскресит.

В полете своем мы дотронулись до неба, мы нашли его наполненным стражами

сильными и дротиками пламенеющими. И воссели мы на седалищах, чтобы услышать,

что происходит там; но всякий, кто отныне пожелает услышать, найдет пламенеющий

дротик, который будет подстерегать его, чтобы поразить. Мы не знаем, было ли это

несчастьем, которое назначено людям земли, или же Господь хотел только направить

их по пути правому. И среди нас, гениев, есть и добродетельные, и порочные; мы

разделены на различные виды. Мы думали, что мы не могли бы ослабить могущества

Господа на земле, что мы не сумели бы ослабить Его и своим бегством. Как только

мы услышали Книгу направления (Коран), мы уверовали в нее.

Там же, 72:6-13

Из Священных Писаний сикхов

Что это за врата, что за дом, в котором пребывая, Он поддерживает все?

Бесчисленны музыкальные инструменты, бесчисленны музыканты.

Бесчисленны песни и бесчисленны певцы.

Тебе поют ветер, вода, огонь и дхарма-раджа у двери Твоей;

Тебе поет Читра-Гунта, ведущий летопись кармы и знающий ее; написав, он решает

согласно дхарме;

Тебя воспевают Шива, Брахма и почитаемые Лучезарные, Тобою созданные;

Восседающий на Своем престоле Индра, вместе с воинством Лучезарных, славословит

Тебя у врат Твоих;

Тебе поют молящиеся сиддхи и поклонники Твои, погруженные в медитацию;

Тебе поют джаты, правдивые и довольные;

Тебе поют славные герои;

Тебе поют пандиты, риши из века в век в Ведах;

Тебе поют могущественные духи небес, стран смерти и ада;

Тебе поют Ратны, которые Ты создал вместе со всеми Тиртхами;

Тебе поют герои, и все четыре рода творений славословят Тебя;

Тебе поют области, страны, миры, сотворенные и хранимые Тобою;

Тебе поют угодные Тебе, исполненные счастьем, погруженные в преданность Тебе;

Многие другие еще поют Тебе, не могу вспомнить всех; может ли Нанак мыслить

далеко?

Он есть и Он один есть истинный Господь, вечно верный и верного имени.

Он есть и будет вовек, и Ему не будет конца.

Джапжи Гуру, I

IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА

Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица

материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой

частицей даже на один миг, если бы не было одушевляющей ее жизни. Материя

существует лишь для выражения Духа, и сама по себе была бы бесцельна и

бесполезна, если бы не служила проводником для такого выражения. Эта истина —

непреложная везде и во всем — была выражена различными способами всеми

религиями, в особенности же учением о пребывании Бога в сердце некоторых людей,

осененных Божьей силой; учением, которое стоит отдельно от общего верования, что

всякая Жизнь и всякий Дух исходят от Бога. "Ибо мы Им живем и движемся и

существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"63".

Индусы имеют своих аватар ("аватара" означает: Тот, Кто спускается; Бог с нами),

веруя, что время от времени второй Аспект божества проявляет Себя в человеческом

виде для помощи миру:

Хотя нерожденный, — Мое Вечное Я, Владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною

созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью.

Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь

Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления праведности

(дхармы), Я рождаюсь из века в век.64

Индусы имеют также своих мудрецов (риши), своих аскетов (йоги), которые

благодаря чистой жизни и сознательным усилиям придали материи своих тел такую

прозрачность, что божественный Дух, пребывающий в храме тела, может светить,

несмотря на плотскую оболочку. Эти великие Существа — Посланники Бога,

распространяющие Его истины в мире, раскрывающие Его Природу, Его Волю, Его

Любовь, дающие человечеству все Священные Писания, которые служат авторитетными

документами для каждой религии. Веруя в своих собственных Пророков и в отдельное

Откровение, полученное через них, индусы охотно и в полной мере признают, что

другие религии также имеют своих Пророков и свои Откровения, которые для них

столь же авторитетны и полезны, как их собственные авторитетны и полезны для

Индии.

Кроме этих особых случаев божественного воплощения или осенения Духом Божьим,

индусы также верят, что каждый человек есть божественное воплощение, что Бог

воистину пребывает в сердце каждого человека. Для индуса каждый человек — более

того, каждое животное, дерево и минерал — является воплощением Духа; он убежден,

что формы меняются, могут рождаться и умирать, тогда как Дух пребывает вечно.

Последователи Зороастра видят в своем верховном Пророке, в первом из

четырнадцати Зороастров, тот божественный Свет, при помощи которого они находят

свой путь в этом мире. Ахура-Мазда говорит непосредственно с Ним, и Он приносит

людям Откровение Закона. Он занимает по отношению к своим поклонникам положение,

сходное с тем, которое по отношению к индусам занимает их божественный

Законодатель Ману и их риши. Последнее воплощение Зороастра, Сосиош,

приближается наиболее к понятиям индусов об Аватаре.

Евреи признают Отцом своей расы Авраама, "Друга Господня", законодателем —

Моисея и, кроме того, имеют длинный ряд Пророков, открывавших божественную Волю

своему народу. "Слово Господа сошло" на такого-то и такого-то, это выражение

употребляется часто как указание на осенение человека Духом Божьим. "Дух Господа

Бога на Мне",65 — говорит Исаия. "И сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои

в уста твои",66 — говорит Иеремия. Так же заявляет Исаия и о будущем Учителе из

рода Давидова: "И почиет на Нем Дух Господень", — слова, на которые ссылался

Христос, когда хотел определить свою задачу.67

Буддисты признают в Будде божественное Я (Self), освобожденное от ограничений

неведения, видят в Нем Просветленного, славный венец, заканчивающий длинный ряд

жизней, которые были все посвящены помощи миру. Он достиг степени Бодхисаттвы,

Мирового Учителя и продолжал в течение тысячелетий свой благословенный труд; под

конец Он принимает свое последнее рождение на земле и в этом последнем теле

достигает совершенного Просветления. Буддисты не считают Его единственным; они

признают целый ряд Будд и полагают, что Каждый из Них является примером того,

чем может стать человек, посвятивший себя в течение многих жизней чистой цели

служения человечеству. "Посмотри внутрь, ты — Будда", — говорит китайский

верующий. Будда есть совершенный тип ставшего божественным человека, воплощение

Духа, возобновляющееся до тех пор, пока Дух не приобрел полную власть над

материей.

Христиане сходятся с индусами в веровании, что второй Аспект Бога — второе Лицо

Св. Троицы — проявил себя в форме человека; но лишь с той разницей, что индусы

признают повторяющееся, а христиане лишь одно проявление. "Он же однажды, к

концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею".68 "Бог, многократно и

многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил

нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего, через Которого и веки

сотворил".69 Для христиан это — единственное воплощение, единственное

совершенное проявление Бога в мире, Его истинная Суть в человеческой форме,

"совершенный Бог и совершенный человек".70 Но, считая Его таким образом

единственным, христианин признает, что человек может вознестись до совершенства,

благодаря пребыванию Христа в его душе: "Да даст вам... верою вселиться Христу в

сердца ваши".71 "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не

изобразится в вас Христос!"72 "Доколе все придем в единство веры и познания Сына

Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова".73 Так же, как

индусы уповают на Калки-аватара, как последователи Зороастра ожидают Сосиоша, а

буддисты бодхисаттву Майтрею, так же христиане ожидают Христа, чтобы закончились

настоящие времена и "се, творю все новое".74 Имена различаются, а идея одна и та

же.

Христианская церковь также признает существование боговдохновенных людей:

пророков, апостолов, святых различной степени — и в этом согласуется вполне с

евреями. В действительности нет ни одной религии без этих святых проявлений

воплощающегося Духа.

Христиане, кроме того, верят, что Дух Божий воплощен в каждом человеке: "Разве

не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?"75

Таким образом и для христиан каждый человек есть божественное воплощение, ибо

Христос есть "первородный между многими братиями".76

Эта уверенность и есть та светлая истина, которая обеспечивает осуществление

слов Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный",77 — слова,

которые иначе были бы безнадежно недостижимы для человека. Ибо в то время, когда

внешний человек борется против слабостей и соблазнов, внутренний человек

изливает силу в соответствии с усилиями первого: "совершайте свое спасение,

потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению";78

немало христиан, которые не решаются принять в полноте всю славу и силу,

исходящую из этих текстов, указывающих, что человеческий Дух воистину божествен;

но даже и они верят, что каждый человек представляет собою Бессмертный Дух,

облеченный в плоть, верят, что Дух воплощен в каждом человеческом существе и,

таким образом, разделяют, хотя и не во всей высоте, то верование, которое

заключает в себе обетование человеческого бессмертия.

Сыны ислама не имеют ничего, соответствующего идее Аватары или Христа; они

совершенно определенно отвергают ее, но в то же время вполне разделяют учение о

Боговдохновенных людях, или Пророках, признавая их у всех народов и отдавая им

должное почитание. "Мы не делаем никакого различия между ними", — говорят они.

Что касается того утверждения, что человек — воплощенный Дух, в этом ислам

согласуется со старшими религиями; в суфизме этот Дух признается божественным,

но многие мусульмане, подтверждая, что человеческий Дух происходит от Бога, не

признают тождественности своей природы с Ним.

В наши дни существует разногласие относительно метода, ведущего к достижению

совершенства. По-видимому, большинство как христиан, так и мусульман верят, что

каждый раз, когда рождается человек, Бог создает для него новый Дух; тогда как

более древние мировые религии, живые и мертвые, были единодушны в том

утверждении, что бессмертный Дух медленно развивает свои божественные силы на

протяжении длинного ряда земных жизней, отделенных одна от другой промежуточными

состояниями в сверхфизических мирах. Целью земных жизней признавалось собирание

опыта, а целью развоплощенных жизней — претерпевание результатов дурного опыта и

претворение хорошего опыта в умственные и нравственные качества и способности.

Эти способности, выработанные в посмертном состоянии в небесном мире, образуют

тот характер, с которым человек рождается в своей последующей жизни на земле.

Это верование, в той или иной форме, выработанное в более или менее стройную

философскую систему, существовало, по-видимому, на заре и тех религий, из

которых оно впоследствии исчезло; это видно из ссылок на него первых

христианских писателей, а также и мусульманских мистиков средних веков.

Верование это начинает снова возникать в христианстве и в исламе наших дней,

благодаря присущей ему разумности и обладанию ключом к объяснению видимых

несправедливостей человеческой жизни, благодаря той светлой уверенности в

конечном благе всего и всех, которую оно приносит сознанию. Кроме того, все

философски мыслящие люди признают, что Дух, создаваемый каждый раз при рождении

человека, не может признаваться разумом за бессмертный Дух.

Последователи более древних религий должны несомненно согласиться с учением о

возобновляющихся земных и сверхфизических жизнях, так как оно служит наиболее

поразительной из всех иллюстрацией, выясняющей воплощение Духа в материю. Что

касается последователей более молодых религий, они должны принять это учение или

не принять, смотря по тому, как они читают своих авторитетов и что им говорит

собственный разум и суждение. Но можно с уверенностью сказать, что до шестого

века по Р. X. перевоплощение — в той или иной форме — было всемирным религиозным

учением.

Из индусских Священных Писаний

Хотя нерожденный, — Мое вечное Я, владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною

созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью. Когда правда приходит в

упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь Я. Для защиты добрых,

для поражения злодеев, для восстановления дхармы, Я рождаюсь из века в век.

Бхагавадгита, IV, 6-8

Эту вечную Йогу Я поведал Вивасвану; Вивасван передал ее Ману; Ману сообщил ее

Икшваку. Таким образом, друг от друга, научились цари-мудрецы.

Бхагавадгита, X, 1-2

Семеро великих риши, древних Четыре, а также Ману родились от Моей природы и

Моей мысли.

Там же, X, 6

Все риши таким провозглашали Тебя, и божественный риши Нарада также; также и

Азита, Девала и Вьяса.

Там же, X, 13

Познав высочайшего Брахмана, высочайшее Величие, как Суть, скрытую во всех

творениях, единого Вседержителя, Господа, они становятся бессмертными.

Шветашватара упанишада, III, 7

Дух, Сокровенное Я, всегда пребывающее в сердце человека.

Там же, III, 13

Он, это Я, есть Брахман.

Брихадараньяка упанишада, IV, iv, 5

Он, это великое нерожденное Я, Он есть разум в живых творениях... Он, это

великое, нерожденное, нетленное, бессмертное, бесстрашное Я, есть бесстрашный

Брахман.

Там же, IV, iv, 22, 25

Познай Я, как хозяина колесницы, а тело, как колесницу.

Катха упанишада, I, III, 3

Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так и

пребывающий в его теле бросает изношенные тела и входит в новые.

Бхагавадгита, II, 22

Подобно тому, как золотых дел мастер, взяв кусок золота, из него делает иную,

новую и более красивую форму, так воистину и Я, сбросив с себя это тело и

освободившись от неведения, делает новую и более красивую форму... Закончив эту

работу, он снова возвращается из того мира в этот мир деяний.

Брихадараньяка упанишада, IV, iv, 4, 6

Бросив прежнее тело, воплощенный Дух, следуя Закону Кармы, достигает или неба

или ада, смотря по своим делам. И, получив небесное тело или тело страданий,

рожденное предметами желаний, он испытывает различные плоды на небе или в аду.

При конце плодов, когда время для нового воплощения настает... Тогда Время снова

воссоединяет его с деятельностью, избранной накоплением прошлых деятельностей.

Деви Бхагавата, IV, xxi, 22-25

В обширном колесе Брахмана, источнике и опоре всех воплощенных Духов, Эго

принужден странствовать, причем он мыслит себя отдельно от своего Правителя (Я).

Шветашватара упанишада, I, 6

От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь множество... Став таким образом

мудрым, спокойным, сдержанным, бесстрастным, выносливым, собранным, он видит Я в

Едином, он видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает

всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и

от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана.

Брихадараньяка упанишада, IV, iv, 22

Воистину, тот, кто мудр, вдумчив и всегда чист, достигает цели и более не

рождается.

Катха упанишада, I, iii, 8

Из Священных Писаний парсов

Я молился Тебе, о Ахура-Мазда, воистину как Раскрывающему, когда Твой Вестник

пришел ко мне через Добрый Разум.

Уштавад Гата, xIiii, 7

О Ахура-Мазда! Когда придет превосходный Буддхи Сошиантов, который есть

просветление дней Воскресения совместно с действенным и могущественным небесным

голосом, для эволюции мира чистоты?

Там же, xIvi, 3

Наши рекомендации