Схимонахиня Серафима (Бобкова)
(1885-1990 гг.)
Жизнь схимонахини Серафимы (в миру Ирина Бобкова) неразрывно связана с Оптинскими старцами и с Казанской Свято-Амвросиевской пустынью*. Даже когда обитель закрыли она жила надеждой, что наступит день, когда обитель откроют, и она сможет туда вернуться. (Незадолго до смерти Оптинский старец иеромонах Никон предсказал, что ей единственной из всех сестёр суждено вернуться в Шамордино, чтобы прожить остаток своих дней в родной обители.)
В пятилетнем возрасте Ирина удостоилась получить благословение преподобного Амвросия. Её духовным отцом был Оптинский старец иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931 гг.).
В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий II, отслужив последнюю соборную Литургию в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, передав ключи от него иеромонаху Никону, благословил его служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать верующих, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев.
В августе 1923 года на праздник Преображения Господня Казанский храм был закрыт, и двери его были заколочены досками.
После закрытия храма иеромонах Никон продолжал ещё несколько лет духовно окормлять сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Старец Никон продолжал жить в Оптиной и принимать всех нуждающихся в его духовной помощи. В это время в Оптиной, кроме оставленных при музее монахов, жило немало монахинь, работниц бывшего монастырского скотного двора, а также некоторые шамординские сестры, работавшие в больнице и других учреждениях. Большинство этих монахинь были духовными детьми старца.
Когда храм закрыли, они стали собираться в одну келью, чаще всего в больничную кухню. Старец Никон служил всенощные бдения. Одна из последних всенощных, совершенных им в Оптиной Пустыни, состоялась 15 июня 1924 года, под день памяти преподобного Тихона Калужского. После всенощной старец предупредил сестёр, что через несколько дней он должен будет оставить Оптину Пустынь. Многие заплакали, а он, обратясь к ним, сказал: «Вот, чудесненькие! Ведь я – монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин пострижения на деле, а не унывать...»
Приведем некоторые из этих изречений старца Никона: «Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания себя достойным скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Бесскорбная жизнь - признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человеческой, выражаясь языком современным, они являются как бы каким-то экзаменом. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбен - в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».
«Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равносильно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами».
Изгнанный из обители в июне 1924 года, старец поселился в Козельске. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Три года провел старец Никон в лагере «Кемперпункт». По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область.
3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья старца Никона ухудшалось с каждым днем. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев) перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним.
В эти годы арестовали многих сёстер обители, инокиня Ирина чудом избежала ареста. Из воспоминаний схимонахиня Серафима (Бобкова) т: «Многих насельниц сослали в Караганду. Их везли в неприспособленных вагонах в тяжелейших условиях. Один этап кормили сушеной воблой без воды. На какой-то остановке монахини выскочили, бросились к привокзальной лужице, напились водицы. Многие от грязной воды заболели дизентерией. Не доезжая до места назначения, большая часть скончалась от болезни, умирало до 40 человек в день. Летом на Соловки прибыло около 30 монахинь из Шамордино.»
После закрытия монастыря инокиня Ирина (Бобкова) жила на своей родине в Гомеле. В конце апреля 1931 года, за два месяца до кончины старца Никона ей приснилось, что старец Варсонофий пришел к старцу Никону на квартиру и начал выносить вещи из комнаты. Когда же он взял кровать, чтобы и ее вынести, она сказала: «Батюшка, зачем же вы кровать-то выносите? Ведь отцу Никону негде будет спать». На что старец ей ответил: «Он собирается ко мне, и ему кровать не нужна. Я ему там свою дам кровать». В своем письме к духовному отцу она описала этот сон. В ответном письме старец Никон ответил ей: «Сон твой похож на истину. Вообще я снам не верю, но бывают иногда и истинные сны. Быть может, и судит Господь мне умереть...».
Взволнованная таким известием, инокиня Ирина приехала к старцу и до самой его кончины преданно и самоотверженно служила своему духовному наставнику. Она стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. Она поспешно ушла на другую половину дома, чтобы не слышать слова этой таинственной исповеди.
Однажды навестить смертельно больного старца пришла медсестра Софья, добрая и религиозная женщина. Она предложила старцу свою помощь, пообещала, что будет ухаживать за ним, сколько понадобиться. Поблагодарив, старец отказался, сказал, что за ним хорошо ухаживает его духовная дочь. Прощаясь с инокиней Ириной, медсестра сказала: «За каким Батюшкой ухаживаете! Счастливая вы! от него весь угол светится!»
25 июня /8 июля 1931 года завершилась земная жизнь Оптинского старца - иеромонаха Никона. Кончина его была праведной. До самой смерти он писал записочки своим духовным чадам.
Инокиня Ирина вместе с двенадцатью священниками проводила своего духовного отца в последний путь. Старец Никон был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. (В 2000 году определением Архиерейского Собора иеромонах Никон (Беляев) в числе других 14 отцов Оптиной пустыни был причислен к лику святых. Память его празднуется 25 июня/8 июля.)
Вскоре инокиня Ирина вернулась в Гомель, где в 1977 году приняла схиму с именем Серафима. Многие годы старица помогала страждущим духовными советами, имеются свидетельства и прозорливости схимонахини Серафимы.Приведем лишь одно из них.
У сына Марии Никитичны Депутатовой началась гангрена, врачи велели срочно ампутировать ногу. Но прозорливая шамординская схимонахиня Серафима, к которой она ездила, не благословила на ампутацию, предсказав, что ногу удастся излечить. Так и вышло - молитвами старицы Серафимы сын Марии Никитичны и поныне с ногой.
Весной 1990 года 105-и летняя старица, узнав о том, что началось восстановление обители, радостно промолвила: «Слава Тебе, Господи! Дожила!».
В июле 1990 года схимонахиню Серафиму привезли из Гомеля в Шамордино.
Сестры часто собирались вокруг старицы послушать ее воспоминания, наставления. Часто ее навещали игуменья Никона (Перетягина) и отец наместник Поликарп (Нечипорук), которому старица говорила: «Ты меня отпоешь».
Так и случилось, за три дня до назначенного отъезда отца наместника к месту нового служения 21 октября/3 ноября 1990 года схимонахиня Серафима отошла ко Господу во время чтения Евангелия на Всенощной под престольный праздник обители. 23 октября/ 5 ноября отец наместник Поликарп совершил отпевание и чин погребения почившей схимонахини. Её похоронили в Шамординской обители.
Господи, упокой душу схимонахини Серафимы, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!
* Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению иеросхимонаха Амвросия (преподобного Амвросия Оптинского). Монастырь расположен в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни (в 15 километрах от города Козельска на берегу реки Серены).
До этого небольшой хутор возле деревни Шамордино принадлежал помещику Калыгину. На склоне лет Калыгин поселился в скиту, а его престарелая жена устроилась работницей на Оптинском скотном дворе. За год до этого, выйдя из своего дома, он увидел церковь, стоящую на облаках. Помещик рассказал об этом старцу Амвросию. Вскоре по совету иеросхимонаха Амвросия жившая при Оптиной Пустыни монахиня Амвросия (в миру А.Н.Ключарева) купила это имение для своих внучек Веры и Любы, оставшихся после рождения без матери. Когда сестры, заболев дифтеритом, скончались, в их доме появилась община, первыми насельницами которой стали 30 женщин, работавших до этого в поместье.
С этой общины и началось создание святой обители. Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 году община была преобразована в монастырь. Здесь по молитвам прозорливого старца Амвросия находили приют немощные, обездоленных женщины, сироты и вдовы.
10 октября 1891 года старец Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы –– преподобный Анатолий (Зерцалов), преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов).
В начале прошлого века в Шамординском монастыре было 1500 монахинь и послушниц. В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игуменья Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов**». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников.
Через 38 лет со дня открытия Шамординского монастыря обитель закрыли. В 1919 году в монастыре был устроен совхоз, а 1 октября 1919 года, на Покров Пресвятой Богородицы, представители власти созвали монахинь к величавому 15-ти главому Казанскому собору и с его паперти объявили о закрытии обители.
Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 году была упразднена. В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам.
В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на 2 этажа, в которых располагались учебные классы.
Весной 1990 года началось возрождение монашеской жизни в обители. Настоятельницей возобновленного монастыря стала монахиня Никона (Перетягина). Первоначально в монастыре было 10 сестер. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук).
В июле 1990 года из Гомеля в Шамордино вернулась единственная, оставшаяся в живых сестра монастыря схимонахиня Серафима (Бобкова), духовная дочь старца Никона (Беляева).
В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.
Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино (ставропигиальный).Адрес: 249700 Калужская область, Козельский район, пос. Шамордино, п/о Каменка.
** Икона Божией Матери Спорительница хлебов
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана в 1890 году по благословению Оптинского старца Амвросия. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле –– такой преподобный Амвросий увидел Царицу Небесную во время молитвы.
Списками с этой иконы преподобный Амвросий благословлял своих духовных чад, в основном землевладельцев. Он сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, поздаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Старец учил молиться перед этим образом и монахинь основанной им женской Казанской пустыни. За год до своей кончины преподобный Амвросий назначил совершать празднование иконе ежегодно 15/28 октября. На первое празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» –– в 1891 году –– пришелся день его погребения.
По молитвам перед этой иконой милость Божия не оставляла Калужскую землю. 1891 год был неурожайным, но в пределах Калужской губернии хлеб уродился. К помощи «Спорительницы» стали прибегать верующие из других мест. Летом 1892 года список этой иконы был направлен в Пятницкую женскую общину в Воронежскую губернию. Там была засуха, и жителям Воронежской губернии грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен, вскоре после этого пошел дождь, и на Воронежской земле уродился обильный урожай. 10 ноября 1993 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен общецерковный день празднования иконе «Спорительница хлебов» -15/28 октября.