Правила поведения на уроке
1. Полное внимание, сосредоточенность и преданность душой.
Всевышний Аллах сказал:
Поистине, в этом напоминание тому, кто обладает сердцем (способным понимать), кто слушает (и внемлет руководству), присутствуя (умом и сердцем) . («Каф», 37).
Аль-Хасан сказал: «Т.е. он слушает, отдавшись этому (всей своей) душой. Ведь если (человек) внемлет всей душой, то понимает то, что ему говорят, а если он не вкладывает душу, то не разумеет этих слов».
Знай, искатель знания, что «если душа (человека) присутствует (вместе с ним), если она внемлет тому, что ему говорят, готова и расположена (к восприятию), то он быстрее воспользуется и получит то, что дает ему шейх, в противоположность тому, чья душа витает, ум рассеян, и он не готов (к восприятию знания), поскольку сам он здесь, а его душа где-то в другом месте».[250]
Шейх должен видеть у тебя, искатель знания, искреннее желание, горячий пыл, высокую активность и хорошее воспитание, ведь деятельность шейха на уроке зависит от активности или пассивности ученика.
Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любую пользу следует передавать только тому, кто ее желает, и преподносить лишь тому, кто к ней стремится. Если говорящий заметит некоторую вялость со стороны слушателя, то пусть замолчит. Один писатель сказал: «Говорящий рассказывает по мере того, как понимает слушатель». Абдуллах сказал: «Рассказывай людям до тех пор, пока они взирают на тебя, а если заметишь с их стороны вялость, то остановись».[251]
2. Когда сидишь вместе с учеными, то старайся больше слушать, чем говорить. Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если будешь присутствовать на уроке, то сиди только как (ученик), желающий приумножить свое знание и получить награду (от Аллаха), а не как (человек), удовлетворенный своим знанием, желая найти ошибку, чтобы возбранить ее, или надеясь услышать что-нибудь странное, чтобы распустить об этом слухи. Так поступают подлые люди, которые никогда не преуспеют в постижении знания. (Но даже) если ты придешь на урок с подобными намерениями, то все равно получишь (какую-то) пользу… Так придерживайся же всего лишь трех нижеследующих правил, не более:
а) ты можешь молчать, как молчат невежды, и тогда получишь (от Аллаха) вознаграждение за свое намерение присутствовать (на уроке), услышишь похвалу в свой адрес за то, что не говоришь ненужных слов, удостоишься чести сидеть вместе (со знающими людьми) и заслужишь их симпатию.
б) если нет, то задай вопрос, как это следует ученику, и кроме вышеперечисленных четырех благ, получишь пятое – приумножишь свои знания…
в) проверяй (ответы других) так, как это делают ученые, т.е. опровергая (чей-либо) ответ, приводи неоспоримые аргументы (в свою пользу). Если же у тебя их нет и ты вновь повторяешь лишь сказанные тобой ранее слова или возражения, не убеждающие твоего оппонента, то воздержишь. Поскольку, повторяя уже сказанное тобой ранее, ты не только не получишь дополнительной награды (от Аллаха) и не дашь никому нового знания, но и вызовешь у себя и у своего оппонента гнев и вражду, которая может причинить (много) вреда».[252]