КЛАУЗУЛА – стиховое окончание.Конечное ударение и безударные слоги,следующие после конечного ударения,представляют собой стиховое окончание

Если строка кончается ударным слогом,то это МУЖСКОЕ ОКОНЧАНИЕ.

Если строка кончается безударным слогом,то это ЖЕНСКОЕ ОКОНЧАНИЕ.

Если строка кончается двумя безударными слогами-это ДАКТИЛИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ.

Если строка кончается тремя и более безударными слогами-это ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ.

Если клаузула (стиховое окончание) соединяется со звуковым повтором,возникает рифма.

Объединение строк,имеющих различные клаузулы,создают ритмические вариации,дают поэту новое выразительное средство.

Если клаузулы лишены звуковых повторов,то такой стих называют БЕЛЫМ СТИХОМ.

Звуковые повторы и клаузулы образуют РИФМУ.

Рифмы бывают смежные (парные) – одинакое окончание в двух рядом стоящих строках (аа)

Тройные - одинакое окончание в трех рядом стоящих строках (ааа)

Перекрестные рифмы - одинакое окончание через строку (абаб)

Опоясанные (кольцевые) рифмы – рифмуются между собой крайние строки.(абба)

Тернарные рифмы- рифмуются через две строки на третью (аабааб)

Рифма,образованная повторением одинаковых звуков,называется ТОЧНОЙ.

Рифма,образованная повторением сходных гласных звуков,называется НЕТОЧНОЙ (ассонансом).

Рифма,образованная повторением одинаковых согласных звуков, а гласные различны (кедр-кадр) называется КОНСОНАНС.

Роль рифмы в стихотворении особенно важна.В рифму попадают особо значимые в смысловом отношении слова.Слово,стоящее в рифме,привлекает к себе внимание.

Рифма связывает между собой строки стихотворения,образуют более сложную ритмическую единицу-СТРОФУ.

СТРОФА – сочетание строк,скрепленных общей рифмовкой и интонацией.Строфа образует интонационно-ритмическое целое (фразу,законченное предложение),в котором поэт конкретизирует переживания лирического героя,событие ,картину и т.п.Строфу образует рифма и интонационная законченность.

Строфа состоит из нескольких стихотворных строк.Различают строфы:

КАТРЕН –четверостишие ,т.е. строфа состоит из четырех строк.

ТЕРЦЕТ – трехстишие, т.е. строфа состоит из трех строк.

СЕКСТИНА – шестистишие

ОКТАВА – восьмистишие ( применяется чаще в балладе)

НОНА – девятистишие

ДЕЦИНА – десятистишие.

РОНДЕЛЬ- 13 строк

РОНДО – 15 строк.

СОНЕТ – 14 строк.

СОНЕТ – 14 строк.

Сонет, как правило, состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший).

Пример сонета –стих. Пушкина «Мадонна».

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ. (характерно для лирики Маяковского).

В осноке его лежит равноударность.В каждой строке одинакое количество ударений.

В зависимости от количества ударений в строке выделяют: двухударный размер тонического стиха,трехударный размер,четырехударный размер.

В лирике иногда употребляется чередование силлабо-тонического стиха и тонического.

РЕФРЕН- повторения,придают стиху напевность и выразительность.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Аллегория – иносказательный образ (символ,эмблема).Аллегорические образы челна,вихря шумного,таинственный певец,клинок,покрытый ржавчиной презренья и т.п. в лирике Пушкина и Лермонтова.

Антитеза – противопоставление, антитеза конфликтов,образов,чувств.

Архаизмы- устаревшие слова,выражения,фонетические и морфологические формы слов.Используются,когда надо подчеркнуть значительность происходящего,высокий слог.

Гипербола – преувеличение тех или иных свойств изображаемых предметов и явлений.

Гротеск-фантастическое преувеличение,деформация реальности.

Инверсия – перевертывание,изменение порядка слов,принятого в языке.

Иносказание – использование слов в переносном смысле.Видами иносказаний являются

Метафора,метонимия,синекдоха,ирония (как троп).

Метафора - иносказательное слово,основанное на отождествлении явлений жизни по сходству признаков,качеств,свойств.Олицетворения,образы-символы – модели метафор.(Например,зима злится, весна в окно стучится,языки пламени ).

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой.(Например,»Свободы гордая певица»,

«Читал охотно Апулея,а Цицерона не читал»).

ОКСЮМОРОН- яркое образное и стилистическое средство,словесная антитеза,смысловой сплав,прикотором возникает новый,неожиданный образ. (Например,»Люблю я пышное природы увяданье».

Олицетворение – иносказательный образ,основанный на отождествлении предметов и явлений природы. Т.е.неживым существам придаются свойства живых существ.(Например,»Леса пусты,пустыни молчаливы»,»Скучный,неподвижный брег».

Повтор - повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях,усиливающее эмоциональную выразительность текста.повтор может подчеркивать ключевое значение того или иного слова для характеристики состояния человека или его отношения к чему-либо.Иногда повтор акцентирует в слове различные оттенки смысла.

АНАФОРА – повтор слова в начале двух или нескольких строк. (Например,стонет он по полям…

Стонет он по тюрьмам…)

ЭПИФОРА – повтор слова в конце соседних строк.

РЕФРЕН (припев) – разновидность повтора.это самостоятельное восклицательное или вопросительное предложение.,логически не связанное с текстом строф стихотворения.Это важный ритмический и стилистический прием используется в песенной лирике.

Сравнение –образное иносказание,в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни,образами и т.п.

ТРОП – слово,используемое в переносном значении.Тропами являются:метафора,метонимия,синекдоха.

ЭПИТЕТ – образная,эмоционально-выразительная характеристика предмета.,явления,лица или события.

Основная цель эпитета-выразить отношение поэта к описываемому.Эпитетами могут быть различные части речи, выполняющие функции определения.ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ указывают на типичный,постоянный признак предмета (Например,девица красная,конь добрый,поле чистое).

Наши рекомендации