Правило второе: постепенность

По крупицам знание собирая, сегодня так же, как вчера,

Все лучшее я отбираю, ну а крупицы мудреца

Из человека сделать могут, коль не скривит его душа,

Когда посмотрит он на каплю, которая день ото дня

Своих подружек собирает. И вот ручей, вот капля потекла!

Аль-Хатиб сказал: «Пусть искатель знания не возлагает на себя непосильное, а лишь ограничится тем малым, что сможет правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере». Передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».[312]

Знай, искатель знания, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знания можно добиться, «только приобретя соответствующие навыки: умение понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, вывести второстепенное из главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им области».[313]

И для того, чтобы приобрести такие навыки, ты должен изучить это знание трижды.

Первый раз: изучение основных и важнейших вопросов каждого раздела постигаемой тобой области знания.

Второй раз: всецелое знакомство с предметами исследования собственно изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности, тогда как на первом этапе ты уже подготовил себя к осмыслению постигаемого тобой знания и изучению его вопросов, разъясненных и ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.

Третий раз: учащийся глубоко овладевает собственно изучаемым им знанием во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тайные двери. Таким образом, он завершает изучение этой области знания, приобретя вместе с этим соответствующие навыки.[314]

Также при изучении любой области знания можно идти следующим путем:

1. заучивание его основных положений, изложенных в краткой форме, уточнив и хорошенько исправив перед этим (все ошибки).;[315]

2. чтение комментариев хорошо знающему шейху, если это представляется возможным;

3. полностью предайся изучению той книги, по которой занимаешься, чтобы овладеть ею в полной мере. Не переходи от одной книги к другой без надобности, поскольку это является признаком досады и неудачи. Берись за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не слишком усердствуя, что может утомить, и не проявляя небрежности, что может навредить.

4. Не приступай к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоишь и как следует не овладеешь его изложенными в краткой форме положениями, иначе ты потеряешь время и рассредоточишься. Ибн Халдун сказал: «Ему не следует вникать еще во что бы то ни было, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным… и примешивать к вопросам, рассматриваемым в этой книге, другие. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом».[316]

5. Автор «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Когда он ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то пусть переходит к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений, тонких вопросов и непонятных второстепенных проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных и разнящихся решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знания».[317]

Правило третье: последовательность

И преемственность

Разные этапы освоения одной области знания должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность «и разрыв между ними – это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знания друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в голове и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли».[318]

4. Правило четвертое: необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой[319]

Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее, подобно тому, как полководец дислоцирует свои войска по нескольким направлениям или торговец распределяет деньги между несколькими фирмами.

Не приступай к изучению сразу двух областей знания одновременно, если сможешь, поскольку в этом случае ты не овладеешь в совершенстве ни одной из них, «ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого».[320]

Автор «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» сказал: «Пусть он, (т.е. преподаватель), не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знания, если он не овладел ими, а пусть научит его сначала более важному, а затем менее важному».[321]
Глава вторая

Осмысленное заучивание

Введение.

Наши рекомендации