Примеры высказываний ученых
Абу Бакр аль-Аджурри, говоря об ученых, сказал: «(Аллах) отдавал им предпочтение перед другими верующими всегда и во все времена. Аллах возвышал их посредством знания и украшал их кротостью. С их помощью мы отличаем дозволенное (халал) от запретного (харам), истину ото лжи, вредное от полезного, прекрасное от безобразного. Их заслуга велика, их значимость огромна. Они являются наследниками пророков и доставляют радость близким к Аллаху. Рыбы в море молят (Аллаха) об их прощении, ангелы возлагают на них свои крылья. Они станут заступниками (за верующих) в Судный день после пророков. Общение с ними помогает обрести мудрость, а благодаря их делам, воздерживаются от дурного беспечные. Они лучше (простых) поклоняющихся и выше по положению, отрекшиеся от мира. Их жизнь – приобретение (для людей), их смерть – несчастье. Они напоминают невнимательным и обучают невежественных. Никто не ожидает от них зла и не опасается от них вреда. Благодаря их воспитанию покорные (Аллаху люди) соревнуются друг с другом (в послушании), благодаря их добрым проповедям исправляются нерадивые. Все нуждаются в их знаниях, люди доказывают свою правоту тем, кто выступает против (истины), опираясь на их слова, и все обязаны их слушаться, а ослушание знающих запретно. Кто подчинится им, пойдет по правильному пути, а кто ослушается, тот проявит свое упрямство. Когда имамы (духовные руководители) мусульман сталкиваются с каким-нибудь вопросом, в котором сомневаются, и начинают колебаться, они поступают так, как говорят знающие, основываясь на их мнении. Когда правителям мусульман приходится принимать решения по таким вопросам, в которых они не разбираются, правители поступают так, как говорят знающие, и основываются на их мнении. Когда кадии мусульман затрудняются в вынесении какого-либо решения, они судят так, как говорят знающие, опираясь на их слова. Они подобны светочу для поклоняющихся и маяку (излучающему свет) в своей стране, они – опора общины, источник мудрости и причина гнева шайтанов. Благодаря им, оживают сердца обладателей истины и умирают сердца сбившихся с пути. Они на земле подобны звездам на небе, по которым люди ориентируются в море и на суше: когда звезды скрываются, люди впадают в растерянность, а когда вновь появляются в темноте, они снова начинают видеть».[24]
Ибн Хазм сказал: «Если бы достоинством знания было только то, что невежды благоговеют перед тобой и выказывают тебе свое глубочайшее почтение, а ученые любят и уважают тебя, то уже это было бы (достаточной) причиной необходимости приобретения знания. Так что же говорить о других его достоинствах в этом мире и мире вечном?!
Если бы недостатком невежества было только то, что невежда завидует ученым и таким же невеждам, как и он сам, то уже это было бы (достаточной) причиной необходимости стремиться избежать его. Так что же говорить об остальных его пороках в этом мире и в мире вечном?!
Если бы польза знания и занятости его приобретением заключалась только в том, что это отвлекает от изнуряющих соблазнов и надежд, не приносящих ничего, кроме беспокойства, и избавляет от мыслей, тревожащих душу, то уже это явилось бы веской причиной, побуждающей к знанию. А как же иначе? Ведь можно долго перечислять достоинства знания, наименьшими из которых являются те, что мы упомянули, говоря о приобретениях искателя знания. Так, например, слабые цари утруждали себя и отвлекались от того, что было сказано нами, игрой в шахматы и нарды, вином, песнями, охотой и другими излишествами, приносящими вред в этом мире и мире вечном, но не приносящими никакой пользы.
Если бы ученый поразмыслил над тем, как прошли его годы, от чего избавило его знание, от какого унижения, связанного с господством невежд, беспокойства из-за того, что истины остались скрытыми от него, и ликования от того, что ему открылось скрытое от других, то он еще больше стал бы восхвалять Всевышнего Аллаха, еще больше бы возрадовался тому знанию, которое у него есть, и возжелал приумножить его.
Достоинством знания и отречения от мира является то, что Великий и Всемогущий Аллах дарует это лишь тем, кто заслужил их по праву. Недостатком же высокого положения, которое занимают люди в этом мире, обладая богатством и славой, является то, что чаще всего богатство и слава принадлежат тем, кто этого не заслуживает.
Знание приносит огромную пользу в деле применения своих достоинств. Так, знание приводит человека к пониманию красоты достойных дел, которые он должен совершать хотя бы изредка; к пониманию мерзости дурных поступков, от которых он хотя бы изредка должен отстраняться. Он слышит похвалу в чей-то адрес и желает услышать подобное о себе, он слышит, как кому-либо выражают порицание, и не желает услышать подобное о себе. Следовательно, каждое достоинство должно в какой-то мере иметь отношение к знанию, а каждый порок – к невежеству. Из числа тех, кто не обучался наукам, достойные дела совершают только люди, отличающиеся крайней внутренней чистотой и идеальными качествами, что было свойственно только пророкам, мир им, ибо Сам Аллах Всевышний обучил их всему благому, и им не пришлось учиться этому у людей».[25]
Абу аль-Хилал аль-‘Аскари сказал: «Если ты, брат, желаешь высочайших степеней[26], высокого положения и известности среди людей, если ты ищешь славу, которую не смогут поколебать ни ночи, ни дни, которую не смогут умалить ни годы, ни века, ищешь уважения, не обладая властью, богатства, не имея денег, выгоду, не прибегая к силе оружия, знатности, не имея славного рода, помощников, не требующих вознаграждения, войско, не имея военного ведомства и не обязывая никого (к военной службе), то тебе необходимо знание. Стремись приобрести его там, где возможно, и польза придет к тебе сама, а ты получишь выгоду, на которую рассчитывал, в чистом виде. Прояви усердие в приобретении знания в течение немногих ночей, и будешь испытывать наслаждение от уважения (со стороны других людей) всю свою жизнь. Наслаждайся почтением, (проявляемым к тебе), в оставшиеся тебе дни, и, благодаря знанию, сохрани после смерти память о себе и о том деле, которому отдали свои силы умные люди, в котором соревновались мудрецы и завидовали друг другу достойнейшие…».[27]
Перечисляя различные стороны достоинства знания и ученых, Ибн аль-Каййим, сказал:
«Шестьдесят четвертая сторона: наивысшей ступенью, достигаемой творениями Аллаха, является ступень посланнической миссии и пророчества, посланников же Аллах избирает из числа ангелов и людей. И как же не быть наилучшими творениями Аллаха тем, кого он сделал посредниками между Ним и Его рабами, чтобы передать свои послания, рассказать о своих именах, атрибутах и делах, о своих заповедях, чем Он доволен и на что гневается, за что дает вознаграждение и наказание. Он особо выделил их, ниспослав им откровение (вахи), избрал их, дав им превосходство над другими, и пожелал, чтобы они занялись выполнением посланнической миссии к Его рабам. Он сделал их самыми чистыми, самыми высоконравственными, самыми совершенными в своих знаниях и делах, самыми приятными и самыми любимыми и принимаемыми в сердцах людей творениями. Он избавил их от всякого позора, недостатков и подлости. Самыми благородными людьми после них Он сделал их преемников и наместников, которые продолжают следовать их путем, давая добрые наставления своим общинам, указывая правильную дорогу заблудшим, обучая незнающих, помогая незаслуженно обиженным и наказывая обидчиков, побуждая к одобряемым шариатом поступкам, совершая их, удерживая от порицаемых поступков, отстраняясь от них, призывая к Аллаху внемлющих наставлениям с мудростью, отстраняющихся и нерадивых – хорошими наставлениями, а упрямящихся и отвергающих – добрыми убеждениями. Таковы последователи посланников и наследники пророков…
Шестьдесят пятая сторона: человек отличается от прочих живых существ знанием и способностью изъясняться. Ведь животные и звери едят больше него, они сильнее, их потомство более многочисленно, и они живут дольше человека, который отличается от них только знанием и способностью изъясняться. Если не будет знания, то у человека останется лишь то, что объединяет его с животными – простое животное начало, и он потеряет превосходство над ними, более того, может стать даже хуже их. О людях такого сорта Всевышний Аллах говорит:
Поистине наихудшими существами перед Аллахом являются глухие и немые, которые не разумеют . («Добыча», 22). Это есть невежды…
Шестьдесят шестая сторона: знание управляет всем, и ничто не управляет им. Каждый раз, когда возникают разногласия на предмет наличия или отсутствия чего-либо, его пригодности или непригодности, пользы или вреда, перевеса или нехватки, совершенства или недостатка, восхваления или порицания, степени добродетели, его достоинства или порочности, близости или отдаленности, приводит ли это к искомому или нет, приносит ли желаемый результат или нет и т.д., знание дает право судить обо всем этом. И тогда прекращаются споры, и согласие (с принятым решением) становится обязательным. Знание управляет государствами, политикой, деньгами и (движениями) пера. Ведь власть, не подкрепленная знанием, не будет существовать, меч, применяемый без знания, – дырокол в руках играющего, а перо, используемое без знания, – движение руки забавляющегося. Знание управляет всем вышеперечисленным, но ничто из этого не управляет им…».[28]
Восхваляя факихов (знатоков мусульманского права) и ученых, Ибн аль-Каййим также сказал:
Факихи и те ученые, благодаря словам которых фетвы (решения по религиозно-юридическим вопросам) распространились среди людей, заняты поиском новых решений и определением правил, руководствуясь которыми можно отличить дозволенное (халал) от запретного (харам). Они на земле подобны звездам на небе, по которым ориентируются в темноте. Люди нуждаются в них больше, чем в еде и питье, подчинение им является большей обязанностью, чем подчинение своим матерям и отцам, о чем говорится в Коране:
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто наделен властью («Женщины», 59). Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, по одной из двух версий передачи с его слов, сказал: «Обладателями власти являются знающие».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это правители». Это другая версия передачи со слов Ибн Аббаса. В действительности же правителям подчиняются тогда, когда они повелевают, опираясь на знание, следовательно, подчинение им является следствием подчинения ученым».[29]
Часть первая
Для чего ты ищешь знание?