Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

...Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получив весть о пострижении. Знай, что горе, как море. Чем более человек в него входит, тем более погружается. Подумай сама, какой безопаснее воин — вооруженный или невооруженный, и какой крепче монах — постриженный или непостриженный. Искуситель имеет обычай все извращать, и в настоящее время стал всех обольщать какой-то мнимой свободой. А безвременная свобода, по слову святого Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу, и по воле Божией служителям Божиим, а добивается через мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть неявно и неясно, а повиновались ему. А какого ожидать добра от врага всякого добра, и ищущего погибели всех.

Вкратце тебе скажу: оставь всякое раздумье, и как можно чаще призывай молитвы и помощь святой Олимпиады, которая была искушаема тем же искушением. Святой апостол Павел пишет, что кто сам был искушен, может и искушаемым помочь.

Святая равнопостольная Нина, когда послана была на проповедь в Иверию, не стала раздумывать, что это за страна, и что там за люди живут, и как там быть и действовать, а просто пошла — с верой и упованием на помощь Божию, и сею помощью совершила дело Божие. В годовую память сей угодницы Божией, 14 января, отслужи ей молебен и отложи всякое житейское попечение. По псаломскому слову: возверзим печаль свою на Господа, и Той препитает нас телесно и душевно. Ежели мнимся мы любити закон Божий, то да слышим святого Давида, глаголющего ко Господу во услышание всех: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Ежели настоящая жизнь наша есть ни что иное как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек, без помощи Божией, бывает немощен и несилен, то и должны мы, вместо того чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющыя мя (Пс. 34: 1). И паки: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися... да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая (Пс. 69: 2-3).

Приписка отца Амвросия: Мир тебе! И милым гусеняткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

О СЛАБОМ СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. УБЕЖДАЕТ К ПОСТРИЖЕНИЮ СМЕШНЫМ СРАВНЕНИЕМ

...Уведомляю тебя о себе, что милосердием и долготерпением Божиим жив есмь, телесно, а душевно Бог весть. Помолись, чтобы Господь сподобил по-христиански концы свесть. Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть, от головной боли и от рвотной доли. А кроме того, и приезжие и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают. Вот так мы день за день и живем, и несправедливыми слывем, в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми.

Вероятно при пострижении твоем будут посторонние монахини. В память знаменательного для тебя дня можешь подарить им по чайной ложечке, какую кому, по твоему усмотрению.

Молитвы молящихся о нас да помогут тебе принять пострижение в мире и утешении духовном. Знай и твердо веруй, что безопаснее воин вооруженный, хотя последнему и кажется иногда, что ему легче так быть. На земле все делается и совершается при посредстве какого-либо орудия. Есть смешная, но верная пословица: "Без струмента и вошь не убьешь". Потребен ноготь. Вот, я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить, потому что, как я уже тебе писал, всех веселящихся по-христиански, жилище в горнем Сионе (см. Пс. 86: 7).

О ЧЕТЫРЕХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ И О ЧЕТЫРЕХ ДУШЕВРЕДНЫХ ВЕЩАХ

Сегодня третьи твои именины, а четвертые именины N в предположении уже отпраздновали... Твоя духовная храмина, как четырьмя углами, утверждается четырьмя твоими молитвенницами... Стой же сия храмина твердо и не шатайся — ни вспять, ни на десно, ни на шуе не озирайся. А зри прямо к востоку, отонудуже пришедый Господь глаголет о Себе: не приидох... да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6: 38).

К сказанной четверице прибавляю еще две четверицы. Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская — четырьмя главными добродетелями: мужеством, мудростью, целомудрием и правдой.

Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом. Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит, и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

О! если бы я сам исполнял то, что говорю и пишу тебе, — благо бы было. Помолись о глаголющем и нетворящем.

После всего, сказанного, тебя поздравляю, и милости Божией тебе желаю; равно и всем, живущим с тобою, толковитым и безтолковым гусенятам. Есть старинная пословица: "В семье не без урода". Так бывает среди всякого народа.

Наши рекомендации