Обвинение в неверии мусульман

Если человек называет кого-либо неверующим или безбожником, то он берет на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его посланника, e. Поэтому тот, кто обвиняет в неверии мусульманина, совершает тяжкий грех, и в этом вопросе следует обратить внимание на два аспекта:

1. Он измышляет на Аллаха ложь, а Всевышний сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?»(аль-Кахф, 15).

2. Он ввергает себя в то, в чем клеветал на правоверного, ибо Пророк, e, сказал: «Если человек называет неверующим своего брата, то один из них должен быть неверующим».[305]

В другом хадисе говорится, что посланник Аллаха, e, сказал: «Среди сынов Исраила было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как другой грешит, он говорил ему: “Прекрати!” Однажды он вновь застал его, когда тот совершил грех, и сказал: “Прекрати!” Тот ответил: “Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?” Он же сказал: “Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя”. Когда же их души покинули их тела, и были они собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: “Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?” А затем Он сказал грешнику: “Ступай и войди в Рай по милости Моей”. По поводу другого же Он сказал: “Отведите его в Огонь!”». Абу Хурейра сказал об этом человеке: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он произнес одно слово, которое погубило его мирскую и будущую жизни».[306]

Поэтому каждый мусульманин должен помнить об опасности подобных слов, ведь милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь. Сам Господь, перед тем как ввергнуть раба в Геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его. Помни, мой дорогой брат, что лучше ошибиться, сказав, что Аллах простит кого-то, чем утверждать, что его ожидает наказание! Все сказанное особенно актуально в наши дни, когда многие мусульмане совершают великие грехи, а некоторые из них по собственному невежеству даже впадают в многобожие. Но мы не должны забывать о словах Пророка: «Придет время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: «Мы застали своих отцов, а они говорили: “Нет божества, кроме Аллаха”». Хузейфу б. аль-Йамана спросили: «Им ведь не принесут пользы слова “нет божества, кроме Аллаха”?» Он ответил: «Они спасут их от Огня!»[307]

Посланник Аллаха, e, рассказывал о человеке, который перед смертью сказал: «Когда я умру, то сожгите мое тело, превратите его в прах и рассейте по морю, ибо, клянусь Аллахом, если Аллах сможет воскресить меня, то он накажет меня так, как не наказывал никого из миров». Пророк, e, сказал: «Все так и сделали, и Аллах спросил его: “Что заставило тебя поступить так?” Он ответил: “Страх пред Тобой”. И Аллах простил его».[308]

Пречист Всевышний Господь! Он простил раба, который усомнился в Его могуществе, а что может быть еще большим грехом?.. Однако этот раб поступил так по причине своего невежества, и поэтому Аллах смилостивился над ним.

Из этих хадисов становится ясной порочность убеждений хариджитов и прочих еретиков, которые считают, что мусульманин, совершающий грехи становится неверующим. Известно ли тебе, мой брат, кто такие хариджиты? Об их появлении нас предупреждал Пророк, e: «В моей общине появятся люди, которые будут молиться так, что вы сочтете свою молитву жалкой по сравнению с их. Они будут читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела пронзает дичь...»[309]

Хариджиты появились в конце эпохи праведных сподвижников Пророка, e, и существуют по сегодняшний день. Они произносят свидетельство единобожия, совершают много молитв, читают Коран и представляют себя правоверными, подлинными приверженцами дороги Пророка, e, однако наряду с этим многие богословы признают их убеждения неверием, ибо они сеют смуту среди мусульман и объявляют их безбожниками и неверующими. Пророк, e, сказал о них: «Если вы встретите их, то убивайте их, ибо убивший их найдет в День воскресения вознаграждение у Аллаха».[310] Именно так поступили Али б. Абу Талиб и его сторонники, когда они сразились с хариджитами и одержали над ними верх. Каждый мусульманин должен помнить об этом и избегать того, чтобы обвинять в неверии других мусульман, даже если они совершают великие грехи.

В этом состоят убеждения ранних мусульман – последователей Пророка Мухаммада, e, одним из которых был имам Ахмад б. Ханбаль. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя упоминал о том, как имам Ахмад относился к заблудшим мусульманам. Он сказал: «Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахмиты, считали Коран сотворенным, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни, и т.п. Они проповедовали свои взгляды, подвергали людей пыткам, наказывали тех, кто не внимал их призыву, обвиняли в неверии тех, кто не следовал за ними. Схватив мусульманина, они не отпускали его, пока тот не признавал, что Коран сотворен, и прочие их убеждения. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств закята. Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха помиловать и простить их, так как он знал, что им еще не ясно то, что они опровергают Посланника, e. И хотя они не отрицали того, с чем пришел Посланник, e, они ошибочно толковали его учение и слепо следовали за свыоими наставниками».[311]

Мой дорогой брат! Это – очень важное положение исламского шариата, знать и выполнять которое должен каждый, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, e. Будь милостив к окружающим тебя в этом мире людям, и Аллах будет милостив к тебе в мире ином. Помни о человеке, который усомнился во всемогуществе Аллаха и которого Аллах простил. Знай, что неграмотный мусульманин, который стремится к милости Господа и повиновению Посланнику, e, но заблуждается, еще более заслуживает этого прощения. Не спеши называть человека неверующим, но спеши разъяснить ему истину с мудростью и добрым наставлением, и да поможет всем нам Аллах!

Пречист Господь, Господь величия, и далек от того, что приписывают Ему нечестивцы! Мир Его посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!

Кулиев Эльмир

Баку, Азербайджан

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ВЕРА В АЛЛАХА
Глава I. Единобожие в господстве
Тема I. Его значение и подтверждение его Кораном, Сунной, здравым смыслом и подсознанием
Тема II. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве не спасает от мучений
Тема III. Примеры уклонения от единобожия в господстве
Глава II. Единобожие в божественности
Тема I. Его доказательства и разъяснение его важности
Тема II. Необходимость поклонения одному Аллаху
Тема III. Защита Пророком неприкосновенности единобожия
Тема IV. Многобожие, неверие и их виды
Тема V. Притязания на знание сокровенного и то, что связано с этим
Глава III. Единобожие в обладании божественными именами и качествами
Вступление. Вера в имена и качества Аллаха и ее влияние на поведение мусульманина
Тема I. Единобожие в обладании божественными именами и качествами и доказательства этого
Тема II. Практические примеры того, как следует принимать имена и качества Аллаха в свете Корана и Сунны
Тема III. Правила, относящиеся к именам и качествам Аллаха
ЧАСТЬ II. ОСТАЛЬНЫЕ СТОЛПЫ ВЕРЫ
Глава I. Вера в ангелов
Тема I. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов
Тема II. Важность веры в ангелов, ее суть и доказательства
Тема III. Обязанности ангелов
Глава II. Вера в ниспосланные писания
Вступление. Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы
Тема I. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование
Тема II. Суть веры в писания
Тема III. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен
Тема IV. Вера в Коран и его особенности
Глава III. Вера в посланников
Тема I. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства
Тема II. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними
Тема III. Суть веры в посланников
Тема IV. Обязанности мусульман перед посланниками
Тема V. Твердые духом посланники
Тема VI. Особенности нашего пророка Мухаммада, обязанности мусульман перед ним и разъяснение того, что видение Пророка во сне является истинным
Первое – особенности пророка Мухаммада
Второе – обязанности мусульман перед Пророком
Третье – разъяснение того, что видение Пророка во сне является истинным.
Тема VII. Заключительное пророчество и разъяснение того, что после него уже не будет пророков
Тема VIII. Ночной перенос Посланника и его доказательства
Тема IX. Суждение о жизни пророков
Тема X. Чудеса пророков и разница между ними и караматом угодников
Тема XI. Угодники и угодничество в исламе
Глава IV. Вера в Последний День
Тема I. Признаки Судного Часа и их виды
Тема II. Блаженство и мучения в могиле
Тема III. Вера в воскрешение
Глава V. Вера в предопределение и судьбу
Тема I. Понятия «предопределение» и «судьба», их доказательства и разница между ними
Тема II. Ступени предопределения
ЧАСТЬ III. ПРОЧИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Глава I. Ислам, вера, ихсан
Тема I. Ислам
Тема II. Вера и ее столпы
Тема III. Ихсан
Тема IV. Связь между исламом, верой и ихсаном
Глава II. Дружба и вражда: смысл и условия
Глава III. Права сподвижников и наши обязанности перед ними
Тема I. Сподвижники и необходимость любви к ним
Тема II. Необходимость веры в превосходство и справедливость сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов
Тема III. Обитатели дома Пророка
Тема IV. Праведные халифы
Тема V. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае
Глава IV. Обязанности перед мусульманскими правителями и обычными мусульманами и необходимость нахождения среди них
Глава V. Необходимость следования Корану и Сунне и доказательства этого
Тема I. Доказательства необходимости следования Корану и Сунне
Тема II. Предостережение от ереси
Тема III. Порицание разделения на секты и разногласий
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБВИНЕНИИ В НЕВЕРИИ
Виды неверия
Вероотступничество
Условия неверия
Обвинение в неверии мусульман
ОГЛАВЛЕНИЕ

أصُولُ الإيمَان

في ضَوء الكِتَاب والسُّنَّة

جمعه

نخبة من العلماء

ترجمه إلى اللغة الروسية

إلمير رفائيل كولييف

الطبعة الأولى

سنة 1424 هـ/ 2003 م

مدينة باكو/ جمهورية آذربيجان

[1] Имеется в виду Медина, куда Пророк Мухаммад, , совершил переселение вместе со своими сподвижниками. – Прим. пер.

[2] «Сахих аль-Бухари» (3443) и «Сахих Муслим» (2365).

[3] «Сахих Муслим» (1).

[4] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным.

[5] «Сахих аль-Бухари» (7373).

[6] «Сахих аль-Бухари» (7372).

[7] «Сахих аль-Бухари» (4497).

[8] «Сахих Муслим» (93).

[9] «Сахих аль-Бухари» (25) и «Сахих Муслим» (22).

[10] «Сахих Муслим» (23).

[11] «Сахих аль-Бухари» (2697).

[12] «Хилйат аль-Аулийа» (8/95).

[13] «Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.

[14] «Сахих Муслим» (2200).

[15] «Сахих Муслим» (2196).

[16] «Сахих Муслим» (2199).

[17] «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).

[18] «Сунан Абу Давуд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[19] «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.

[20] «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[21] «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.

[22] «Муснад Ахмад» (4/445). Аль-Бусыри назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а аль-Хейсами назвал его рассказчиков заслуживающими доверия.

[23] «Сунан ат-Тирмизи» (2180).

[24] «Сахих Муслим» (977).

[25] «Сахих Муслим» (975).

[26] «Муснад Ахмад» (3/38), «Мустадрак аль-Хаким» (1/531).

[27] «Мустадрак аль-Хаким» (1/532).

[28] «Сахих Муслим» (975).

[29] «Сахих Муслим» (532).

[30] «Сахих аль-Бухари» (1330), «Сахих Муслим» (531).

[31] Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей. – Прим. пер.

[32] «Сунан Абу Давуд» (3222).

[33] «Сахих Муслим» (970), «Сунан Абу Давуд» (3225), «Мустадрак аль-Хаким» (1/525).

[34] «Сахих Муслим» (972).

[35] «Сунан Абу Давуд» (492), «Сунан ат-Тирмизи» (317). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[36] В арабском языке слово «празднество» («ид») получило такое название, потому что оно время от времени повторяется. К таким празднествам относятся, например, праздник разговения и праздник жертвоприношения. Если человек каждый день посещает могилу посланника, , чтобы поприветствовать его миром, то он словно устраивает на ней празднество. Посланник, , запретил поступать так и велел мусульманам молиться за его благословение и приветствовать его миром из любого места, потому что у Аллаха есть странствующие ангелы, которые передают эти приветствия благородному посланнику, . Это обстоятельство свидетельствует о легкости мусульманской религии, ведь далеко не каждый мусульманин способен посетить Медину.

[37] «Сунан Абу Давуд» (2042), «Муснад Ахмад» (2/367).

[38] «Сахих аль-Бухари» (1189), «Сахих Муслим» (1397).

[39] «Тафсир Ибн Касир» (2/50).

[40] «Сахих Муслим» (3030), «Сахих аль-Бухари» (4714).

[41] Фарак – мера объема, равная 16 ритлам или 12 муддам. – Прим. пер.

[42] В хадисе Салима сообщается, что скала немного отодвинулась, но они не могли выбраться через образовавшийся проход.

[43] «Сахих аль-Бухари» (3465).

[44] «Сахих аль-Бухари» (1013), «Сахих Муслим» (897).

[45] «Сахих аль-Бухари» (5705), «Сахих Муслим» (218).

[46] «Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа ва аль-Маудуа» шейха аль-Албани (1/88/25).

[47] «Сахих аль-Бухари» (1010).

[48] «Сунан ат-Тирмизи» (3578), «Муснад Ахмад» (4/138).

[49] «Далаил ан-Нубувва» (6/167).

[50] «Сахих Муслим» (1631).

[51] «Муснад Ахмад» (1/347), «Мустадрак аль-Хаким» (1/638).

[52] «Сахих Муслим» (2670).

[53] «Сахих аль-Бухари» (3445).

[54] «Сахих аль-Бухари» (7084), «Сахих Муслим» (1847).

[55] В частности, знание о том, для чего были созданы эти статуи.

[56] «Сахих аль-Бухари» (4920).

[57] «Тафсир ат-Табари» (12/254).

[58] «Муснад Ахмад» (4/267), «Сунан ат-Тирмизи» (2969).

[59] «Сунан ат-Тирмизи» (3095), «аль-Муджам аль-Кабир» (17/92).

[60] Это значит, что если Аллах пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если нет, то подвергнет его мучительному наказанию. – Прим. пер.

[61] «Муснад Ахмад» (5/428). Аль-Мунзири в книге «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48) назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (1/102) сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

[62] «Сунан Абу Давуд» (4980). Аз-Захаби в книге «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2) сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная.

[63] «Тафсир Ибн Абу Хатим» (1/62).

[64] «Мадарик ас-Саликин» (1/346).

[65] «Сахих аль-Бухари» (34), «Сахих Муслим» (58).

[66] «Сахих аль-Бухари» (33).

[67] «Сахих Муслим» (67).

[68] «Сахих аль-Бухари» (121), «Сахих Муслим» (65).

[69] «Сунан Абу Давуд» (3905).

[70] Его звали Кабиса бин Махарик. – Прим. пер.

[71] «Сунан Абу Давуд» (3907), «Муснад Ахмад» (3/477).

[72] «Сунан Абу Давуд» (3904), «Муснад Ахмад» (2/429), «Мустадрак аль-Хаким» (1/50). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.

[73] «Аль-Мусаннаф» (11/26).

[74] «Муснад аль-Баззар» (9/3578). Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (5/117) сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

[75] Иудеям было велено попросить прощение у Господа, однако они решили поглумиться над велением Аллаха. Они добавили к откровению от Аллаха букву «нун» и заменили слово «хитта» словом «хинта», которое означает «пшеница». В Коране по этому поводу говорится: «Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, пок­лонившись, и скажите: “Прости!” Мы простим ваши прегре­шения и приумножим награду творящим добро».Беззаконники заменили ска­занное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво» (аль-Бакара, 58-59). – Прим. пер.

[76] Джахмизм – это одно из направлений калама, основателем которого был аль-Джахм бин Сафван. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Они считают, что человек не обладает волей и свободой выбора. Они полагают, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о нем, и если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман, отрицают возможность лицезреть Аллаха в День воскресения, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают Речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они не признают вознесение Аллаха на Трон и Его высокое местонахождение и считают, что Аллах находится среди творений Своей божественной сущностью. – Прим. пер.

[77] «Тафсир Ибн Касир» (8/60).

[78] «Тафсир ат-Табари» (7/621).

[79] Этот хадис передал аль-Хаким (1856). Он сказал, что он является достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.

[80] «Сахих аль-Бухари» (3370), «Сахих Муслим» (406).

[81] «Сахих аль-Бухари» (2731).

[82] «Сахих аль-Бухари» (6345), «Сахих Муслим» (2730).

[83] «Сахих Муслим» (2202).

[84] «Сахих аль-Бухари» (6382).

[85] «Сахих Муслим» (9287).

[86] «Сахих Муслим» (2713).

[87] Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».

[88] «Сахих аль-Бухари» (7406).

[89] «Сахих Муслим» (2759).

[90] «Сахих аль-Бухари» (7404), «Сахих Муслим» (2933).

[91] «Сахих аль-Бухари» (4850), «Сахих Муслим» (2846).

[92] «Сахих аль-Бухари» (4848, 4849), «Сахих Муслим» (2848).

[93] «Сахих Муслим» (2996).

[94] «Сахих Муслим» (177).

[95] «Муснад Ахмад» (1/395), (6/294).

[96] «Сахих Муслим» (2401).

[97] «Сахих аль-Бухари» (555), «Сахих Муслим» (632).

[98] «Сахих Муслим» (8).

[99] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[100] «Сахих Муслим» (2842).

[101] Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой. – Прим. пер.

[102] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).

[103] «Сахих Муслим» (177).

[104] «Муснад Ахмад» (6/156), «Сунан ан-Насаи» (3/173). Похожий хадис также передали Муслим (770) и Ибн Маджа (1357).

[105] «Муснад Ахмад» (2/162, 192).

[106] «Мустадрак аль-Хаким» (2/506), (4/589), причем текст хадиса приведен по версии аль-Хакима.

[107] «Муснад Ахмад» (3/7), «Сунан ат-Тирмизи» (2431), (3243).

[108] «Сахих аль-Бухари» (3231), «Сахих Муслим» (1795).

[109] «Сахих аль-Бухари» (318), «Сахих Муслим» (2646).

[110] «Тафсир Ибн Касир» (7/120).

[111] «Сахих аль-Бухари» (3236).

[112] «Сахих аль-Бухари» (3207), «Сахих Муслим» (164). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[113] «Сахих аль-Бухари» (6408), «Сахих Муслим» (2689). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[114] «Муснад Ахмад» (1/452), «Сунан ан-Насаи» (1282). Текст хадиса приведен по версии Ахмада.

[115] «Сахих аль-Бухари» (1374), «Сахих Муслим» (2870). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[116] «Сунан ат-Тирмизи» (1073), «аль-Ихсан фи Такриб Сахих Ибн Хиббан» (3117). Текст хадиса приведен по версии ат-Тирмизи.

[117] «Маварид аз-Заман» (1084, 1085), «Мустадрак аль-Хаким» (2/4), «Сунан Ибн Маджа» (2144), Ибн Абу ад-Дунья в книге «аль-Канаа», аль-Бейхаки в книге «Шуаб аль-Иман», аль-Багави (4112).

[118] «Сахих аль-Бухари» (3), «Сахих Муслим» (160).

[119] Cм. стр. 120.

[120] Cм. стр. 112-113.

[121] «Сахих аль-Бухари» (2), «Сахих Муслим» (2333).

[122] «Тафсир Ибн Касир» (1/297).

[123] См. стр. 106.

[124] «Сахих аль-Бухари» (7410), «Сахих Муслим» (193).

[125] «Сахих аль-Бухари» (6614), «Сахих Муслим» (2652).

[126] «Тафсир Ибн Касир» (2/36).

[127] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).

[128] «Тафсир Ибн Касир» (3/63).

[129] «Тафсир Ибн Джарир» (14/7).

[130] «аль-Акида ат-Тахавийя» (1/172), «Мабахис фи Улум аль-Куран» шейха Манны аль-Каттана (стр. 21), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).

[131] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).

[132] «Сахих Муслим» (2577).

[133] «Мусталах аль-Хадис» шейха Ибн Усеймина (стр. 7), «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 61-62).

[134] «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65-66).

[135] «Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177).

[136] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).

[137] «Тафсир Ибн Касир» (8/453).

[138] «Тафсир Ибн Джарир» (27/96).

[139] См. стр. 112.

[140] «Сахих аль-Бухари» (7499).

[141] «Сахих Муслим» (532).

[142] «Сахих аль-Бухари» (3416), «Сахих Муслим» (2376). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[143] «Сахих аль-Бухари» (4604).

[144] «Кашф аль-Астар» (3/114), «Маджма аз-Заваид» (8/255), «Мустадрак аль-Хаким» (2/546). Аль-Хейсами сказал, что рассказчики хадиса являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Аль-Хаким же назвал цепочку его рассказчиков достоверной, с чем согласился и аз-Захаби.

[145] «Сахих Муслим» (2278), «Сунан Абу Давуд» (4673).

[146] Имеется в виду страх, который вселяется в сердца врагов. – Прим. пер.

[147] «Сахих Муслим» (523).

[148] «Сахих Муслим» (153).

[149] «Сахих аль-Бухари» (3535), «Сахих Муслим» (2286). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[150] «Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152).

[151] «Муснад Ахмад» (4/447), «Сунан ат-Тирмизи» (3001). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким признал его достоверным, с чем согласился аз-Захаби.

[152] «Сахих аль-Бухари» (6528), «Сахих Муслим» (221).

[153] «Сахих Муслим» (2278). См. стр. 172.

[154] «Сахих аль-Бухари» (3340), «Сахих Муслим» (193).

[155] «Сунан ат-Тирмизи» (3615), «Муснад Ахмад» (3/2). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[156] «Сахих Муслим» (384).

[157] «Сахих аль-Бухари» (25), «Сахих Муслим» (22).

[158] «Мукаддимат Сунан Ибн Маджа» (5).

[159] «Сахих Муслим» (1218).

[160] «Муснад Ахмад» (5/153).

[161] «Сахих аль-Бухари» (15), «Сахих Муслим» (44).

[162] «Сахих аль-Бухари» (6632).

[163] «Сахих Муслим» (384).

[164] «Сунан ат-Тирмизи» (3546), «Муснад Ахмад» (1/201). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[165] «Сахих аль-Бухари» (3445), «Муснад Ахмад» (1/23).

[166] «Муснад Ахмад» (1/214), «Сунан Ибн Маджа» (2117).

[167] «Сахих Муслим» (2408).

[168] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2541). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[169] «Сахих Муслим» (2266).

[170] «Сахих аль-Бухари» (6993), «Сахих Муслим» (2266).

[171] «Сахих аль-Бухари» (45), «Сахих Муслим» (3017).

[172] См. стр. 174.

[173] «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Похожий хадис передал Абу Давуд в «ас-Сунане» (4333-4334) со слов Абу Хурейры.

[174] «Сахих аль-Бухари» (3455), «Сахих Муслим» (1842). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[175] «Сунан Абу Давуд» (4291), «Мустадрак аль-Хаким» (4/522). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[176] «Сахих Муслим» (162).

[177] Исследователи, изучающие взгляды ранних ученых и приведенные ими доводы и доказательства. – Прим. пер.

[178] «Сахих Муслим» (162).

[179] «Сахих Муслим» (2697).

[180] «Сахих аль-Бухари» (3570), «Сахих Муслим» (162).

[181] Это племя населяло территорию современного Омана. Его мужчины были настолько высокими, что название племени стало именем нарицательным, и так стали называть людей, которых не любят за их высокий рост. – Прим. пер.

[182] «Сахих аль-Бухари» (3239), «Сахих Муслим» (165).

[183] Согласно некоторым версиям, на шестом небе он встретил пророка Ибрахима, а на седьмом – повстречался с пророком Мусой. – Прим. пер.

[184] «Муснад Ахмад» (4/8), «Сунан Абу Давуд» (1047), «Сунан ад-Дарими» (1580). Имам ан-Навави назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной.

[185] «Тафсир Ибн Касир» (3/436).

[186] «Сахих аль-Бухари» (6502).

[187] «Сахих аль-Бухари» (6504), «Сахих Муслим» (2951).

[188] «Сахих аль-Бухари» (7118), «Сахих Муслим» (2902).

[189] Это значит, что рабыни будут рожать детей от своих хозяев, а те превратятся в их господ, потому что имущество хозяина переходит к его детям.

[190] «Сахих Муслим» (8).

[191] «Сахих аль-Бухари» (3609).

[192] «Сунан Абу Давуд» (4252), «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[193] «Сахих аль-Бухари» (7119), «Сахих Муслим» (2894), «Муснад Ахмад» (2/261).

[194] «Сахих Муслим» (2901).

[195] «Сахих Муслим» (2901).

[196] «Сунан Абу Давуд» (4282), «Сунан ат-Тирмизи» (2230). Текст хадиса приведен по версии Абу Давуда. Ат-Тирмизи же назвал его хорошим и достоверным.

[197] «Сахих Муслим» (2940).

[198] «Сахих аль-Бухари» (3057), «Сахих Муслим» (169). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[199] «Муснад Ахмад» (1/318).

[200] «Сахих аль-Бухари» (2222), «Сахих Муслим» (155). Текст хадиса приведен по версии Муслим.

[201] «Сахих аль-Бухари» (3346), «Сахих Муслим» (2880).

[202] «Сахих аль-Бухари» (1591), «Сахих Муслим» (2909).

[203] «Муснад Ахмад» (2/220).

[204] «Сахих Муслим» (2909).

[205] «Сунан Ибн Маджа» (4049), «Мустадрак аль-Хаким» (4/473). Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.

[206] «Тафсир Ибн Джарир» (8/97).

[207] «Сахих аль-Бухари» (4636), «Сахих Муслим» (157).

[208] «Сахих Муслим» (158).

[209] «Муснад Ахмад» (5/268).

[210] «Сахих Муслим» (2901).

[211] «аль-Муджам аль-Аусат» (4283).

[212] «Сахих аль-Бухари» (1369).

[213] Промежуточный мир, в котором творения пребывают после смерти вплоть до воскрешения. – Прим. пер.

[214] «Тафсир Ибн Касир» (7/136).

[215] «Сахих аль-Бухари», глава «О мучениях в могиле». См. «Фатх аль-Бари» (3/231).

[216] «Сахих аль-Бухари» (1379), «Сахих Муслим» (2866).

[217] «Сахих Муслим» (2868).

[218] «Сахих аль-Бухари» (1338).

[219] «Муснад Ахмад» (4/287), «Сунан Абу Давуд» (4753), «Мустадрак аль-Хаким» (1/37-38).

[220] Имеются в виду мученики, павшие в битве при Ухуде.

[221] «Муснад Ахмад» (1/266), «Мустадрак аль-Хаким» (2/88, 297). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[222] «Сунан ат-Тирмизи» (1071), «аль-Ихсан фи Такрир Сахих Ибн Хиббан» (3117).

[223] «Сахих аль-Бухари» (3479).

[224] «Сахих аль-Бухари» (4935), «Сахих Муслим» (2955).

[225] «Сахих аль-Бухари» (3414), «Сахих Муслим» (2373) и др.

[226] «Сахих аль-Бухари» (2412), «Сахих Муслим» (2278).

[227] «Сахих аль-Бухари» (6527), «Сахих Муслим» (2859).

[228] «Тафсир ат-Табари» (8/380).

[229] Известный город, расположенный между Сирией и Египтом. – Прим. пер.

[230] «Сахих аль-Бухари» (6580), «Сахих Муслим» (2303).

[231] «Сахих аль-Бухари» (6579), «Сахих Муслим» (2292).

[232] «Сахих аль-Бухари» (7563), «Сахих Муслим» (2694).

[233] «Муснад Ахмад» (1/420-421), «Мустадрак аль-Хаким» (3/317).

[234] Арабский глагол «халласа» буквально означает «спасать», «отделять». – Прим. пер.

[235] Это будут книги, в которых записаны его грехи. – Прим. пер.

[236] «Муснад Ахмад» (2/213), «Сунан ат-Тирмизи» (2639), «Мустадрак аль-Хаким» (1/6, 529). Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

[237] «Сахих Муслим» (199).

[238] «Муснад Ахмад» (3/94), «Мусаннаф Абд ар-Раззак» (20857).

[239] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (184).

[240] «Сахих аль-Бухари» (7439), «Сахих Муслим» (183). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари.

[241] «Сахих аль-Бухари» (2790).

[242] Это арабское слово означает «напоенный», «сочный», «пышный». – Прим. пер.

[243] «Сахих аль-Бухари» (3257).

[244] «Сахих аль-Бухари» (3265), «Сахих Муслим» (871).

[245] «Сахих аль-Бухари» (3241), «Сахих Муслим» (2738). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари, а версия Муслима является сокращенной.

[246] «Тафсир аль-Куртуби» (19/27), «Фатх аль-Кадир» (5/307).

[247] «Сахих аль-Бухари» (6544), «Сахих Муслим» (2850). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[248] «Сахих Муслим» (2653).

[249] «Сахих аль-Бухари» (1384), «Сахих Муслим» (2659).

[250] «Сахих аль-Бухари» (6339), «Сахих Муслим» (2679). Текст хадиса приведен по версии Муслима.

[251] «Сахих аль-Бухари» (3191).

[252] «Сахих аль-Бухари» (8), «Сахих Муслим» (16).

[253] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).

[254] «Сахих аль-Бухари» (50), «Сахих Муслим» (8).

[255] «Сахих аль-Бухари» (7510), «Сахих Муслим» (193).

[256] «Сахих Муслим» (57).

[257] «Сахих аль-Бухари» (44), «Сахих Муслим» (192).

[258] «Сахих Муслим» (184). Раздел о вере, глава о заступничестве и о том, что приверженцы единобожия будут выведены из Огня.

[259] См. стр. 112.

[260] Ат-Табарани, «аль-Муджам аль-Кабир» (11/215), аль-Багави «Шарх ас-Сунна» (3/429), цепочка рассказчиков хадиса хорошая.

[261] «Сахих аль-Бухари» (6032).

[262] «Сахих аль-Бухари» (2263).

[263] Мера сыпучих тел. – Прим. пер.

[264] «Сахих аль-Бухари» (17).

[265] «Сахих Муслим» (6168).

[266] «Сахих аль-Бухари» (3688).

[267] «Сахих Муслим» (2496).

[268] «Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2540, 2541).

[269] «Сахих Муслим» (2408).

[270] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (6/411).

[271] «Сахих аль-Бухари» (4771), «Сахих Муслим» (204).

[272] «Сахих Муслим» (2699).

[273] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[274] «Сахих аль-Бухари» (3654).

[275] «Сахих аль-Бухари» (3689), «Сахих Муслим» (2398).

[276] «Сахих Муслим» (2401).

[277] «Сахих аль-Бухари» (3702), «Сахих Муслим» (2405).

[278] «Муснад Ахмад» (1/188) и «ас-Сунаны». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[279] «Сахих Муслим» (55).

[280] «Сахих аль-Бухари» (7137).

[281] «Сахих аль-Бухари» (7144).

[282] Ибн Абу Асим, «ас-Сунна» (2/507). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[283] «Сунан ат-Тирмизи» (2167), «Сунна Ибн Абу Асим» (80).

[284] «Сахих аль-Бухари» (7143).

[285] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым»

[286] «Сахих Муслим» (1715).

[287] «Муватта Малик» (2/899).

[288] «Мукаддамат Сунан Ибн Маджа» (1/16), «Сахих Ибн Маджа» (1/6).

[289] «Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[290] «Сахих аль-Бухари» (7280).

[291] Имеется в виду прямой путь верующих. – Прим. пер.

[292] «Сахих аль-Бухари» (6583), (6584), «Сахих Муслим» (2290).

[293] «Муснад Ахмад» (1/435), «Сунан ад-Дарими» (1/78), «Мустадрак аль-Хаким» (2/318). Аль-Хаким назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной, и с этим согласился аз-Захаби.

[294] «Сахих аль-Бухари» (2697), «Сахих Муслим» (1718).

[295] «Муснад Ахмад» (4/152), «Сунан Абу Давуд» (5/5). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[296] «Сахих аль-Бухари» (7288), «Сахих Муслим» (1337).

[297] «Сунан ат-Тирмизи» (4/466). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная.

[298] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

[299] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

[300] См. книгу «Радд аля аль-Бакри», стр. 376.

[301] См. книгу «Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа», т. 5, стр. 250.

[302] Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

[303] См. книгу «аз-Зухд» имама Ахмада, стр. 15.

[304] Этот достоверный хадис передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким.

[305] Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад.

[306] Этот хороший хадис передал Абу Давуд.

[307] Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Хаким, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» 87.

[308] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[309] Этот хадис передал Муслим.

[310] Этот хадис передали Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа.

[311] См. книгу «Маджму аль-Фатава», т. 3, стр. 229-231.

Наши рекомендации