Три Поворота Колеса Дхармы

Цикл поучений Традиция Содержание поучений Практика медитации Постижение
Первый цикл поучений Тхеравада Четыре благородные истины, Карма Сутра Отсутствие реальной сущности личности
Второй цикл Поучений Махаяна Взаимозависимое возникновение и пустота Сутра Отсутствие реальной сущности явлений
Третий цикл Поучений Махаяна и Ваджраяна Будда–природа, изначальная мудрость Сутра и Тантра Отсутствие реальной сущности явлений


Обзор исторического
развития

Индийский буддизм

Известные нам сегодня буддийские традиции возникли в процессе практики этих циклов поучений. Сам Будда давал только устные советы, но его первые ученики их записали и передали в первоначальной форме. Уже через год после смерти Будды в Раджгире состоялось первое из четырех больших буддийских собраний.

Упали прочитал на нём собрание «поучений Винайя», Ананда «поучения Сутры» и Кашьяпа — «поучения Абхидхармы». 500 лучших учеников Будды проверяли при этом точность прочитанного и помогали в компоновке. Позже совершенные буддийские мастера составляли дальнейшие комментарии, объясняя поучения Будды. Большое внимание уделялось подлинности и точности передачи Учения. Так, уже в Индии за несколько веков появились различные линии передачи, которые соответствовали трем циклам поучений.

Первоначальные поучения Будды (тиб. канджур; см. также глоссарий — «Канджур»), в зависимости от издания, состоят из 100 или 108 томов, а комментарии индийских мастеров (тиб. тенджур, см. также глоссарий — «Тенджур») — из 225 или 254 томов. Эти тексты позже были переведены на тибетский язык. Чтобы представить себе этот объем, будет, например, интересно узнать, что общий вес первоначальных индийских текстов составляет около 950 кг, то есть почти равен тонне. Тексты дополнены комментариями, которые на протяжении тысячи лет составляли тибетские мастера. Почти каждый великий мастер оставил после себя главный текст своей жизни. Сегодня эта огромная сокровищница мудрости становится доступна всему миру.

Первый период индийского буддизма. В первые годы после смерти Будды не все уровни Учения можно было практиковать открыто. Высшие поучения применялись и сохранялись в большой тайне самыми продвинувшимися на Пути учениками. В соответствии с большинством источников будда жил с 560 по 478 г. до н. э., и в первые 500 лет после его смерти открыто практиковалась только Тхеравада. Из 18 подшкол Тхеравады в долгосрочной перспективе имели успех только те, чьи мастера постоянно заботились о подлинности передачи — это были, преимущественно, старейшие в общине (на языке пали — «Тхера»). Поэтому понятие «Тхеравада» (дословно: «Учение Старших в общине»), которое в начале относилось только к одной из подшкол, сегодня используется как общее название для двух существующих школ — «Стхавиравадин» и «Сарвастивадин».

Второй период индийского буддизма, во время которого стали широко известны поучения сутры — Великой колесницы (Махаяны), начался во II в. до н. э., с появлением первых текстов поучений о Праджняпарамите. Однако это течение стало в Индии основным только начиная с христианского летоисчисления. Это произошло, в основном, благодаря деятельности двух великих мастеров, предсказанных Буддой, — Нагарджуны и Асанги, которые жили во II и V в. н.э., соответственно, а также благодаря основанию большого университета Наланды и других крупных университетов (примерно во II в. н.э.). Более тысячи лет эти учебные заведения были центрами сохранения и распространения Махаяны. Второй период индийского буддизма длительностью в 500 лет относится ко второму циклу поучений Будды.

Эти поучения легли в основу большинства традиций северного буддизма, так как в данный период в Индию пришли первые переводчики из других культур и принесли буддизм в свои страны. В I в. н.э. началось распространение Учения в Центральной Азии и Китае. В III в. буддизм достиг Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Индонезии. Вначале в этих странах практиковалась Махаяна, и только значительно позже они частично попали под влияние Тхеравады. Многие важные буддийские тексты в IV и V в. были переведены на китайский язык Кумарадживой (344-413), Хуюаном (344-416) и другими переводчиками. Великий индийский мастер Бодхидхарма около 520 г. отправился из Индии в Китай и основал в Китае Чань-буддизм. Через несколько лет в Японии появился Дзен-буддизм, который в 594 г. стал государственной религией.

Затем последовал третий большой период индийского буддизма — время великих Просветленных мастеров, так называемых «Махасиддхов», — когда многие последователи Будды успешно развивались и могли практиковать его высшие поучения, Ваджраяну (Алмазный путь). Хотя эти мастера с необыкновенными способностями (санскр. «сиддхи») были обоих полов и принадлежали ко всем социальным классам, среди них особенно известны «достигшие совершенства» (санскр. «йогины»), странствующие практики, которые часто отличались крайне необычным внешним видом и поведением. Традиция Алмазного пути объединяет самых важных мастеров этого периода в группу из в 84 Махасиддхов, во главе с мастером Сарахой. В знак своего Просветления, они сочиняли песни, которые известны под названием «доха».

Все три большие традиции: Тхеравада, Дзен-буддизм и буддизм Алмазного пути по содержанию восходят непосредственно к историческому Будде Шакьямуни:

· в Тхераваде есть «семь регентов», руководивших деятельностью общины практикующих после смерти Будды;

· передана Дзен-буддизма восходит к ученику Будды по имени Кашьяпа, который считается родоначальником этой школы;

· в буддизме Алмазного пути Будда дал поучения некоторым наиболее способным ученикам, таким как Бодхисаттва Ваджрапани, король Индрабодхи, Сухандра, Ратнамати, Ваджрагарбха и другим. Эти методы не практиковались открыто до времен Махасиддхов.

Таким образом, вплоть до полного разрушения мусульманами, индийский буддизм существовал около 1500 лет, которые делятся на три периода по 500 лет каждый. Эти периоды соответствуют трем циклам поучений. В последний период, в наивысшей стадии своего развития, в Индии передавались и практиковались все уровни Учения Будды. Индийский буддизм является источником, из которого берут начало все остальные буддийские традиции, имеющие свои собственные тексты и линии передач.

В Индии существовали все общественные роли, которые соответствуют различным уровням поучений:

· первому циклу поучений, в котором говорится, главным образом, о внешнем поведении, соответствует роль монаха или монахини;

· второму циклу поучений, в котором больше говорится о внутреннем настрое, соответствует роль мирянина, который берет на себя ответственность за других: например, за семью или за какие–либо социальные группы;

· третьему циклу поучений соответствует роль «достигшего совершенства», йогина, который соединяет чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. При этом йогины могут иметь профессии или выполнять общественные функции, как это делали Махасиддхи.

Тибетский буддизм

В VIII в. великие мастера Шантаракшита (тиб. Шивацо) и Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче) пришли в Тибет по приглашению короля Трисонга Децена. Благодаря им и другим индийским мастерам буддизм начал распространяться в Тибете. Гуру Ринпоче особо выделял тантрический аспект учения — Алмазный путь, и с тех пор тибетский буддизм часто отождествляют с Алмазным путем. Одновременно король Трисонг Децен заботился о переводе многих важных текстов на тибетский язык. Эти ранние поучения и переводы легли в основу первой из четырех больших тибетских школ — Ньингма (дословно: «старая традиция»).

Позже, в XI в., начался второй период переводов, во время которого в Тибете появились другие буддийские передачи. Это привело к образованию «новых традиций» (тиб. сарма), из которых наиболее известны Кагью, Сакья и Гелуг.

Марпа–переводчик (1012-1097) принес из Индии в Тибет четыре особые передачи, которые исходят от мастеров Тилопы и Наропы и вместе с поучениями Великой печати Майтрипы (1007— 1088) образуют стержень передачи линии Кагью.

Дрогми Лоцава (992-1082) дал передачу линии индийских мастеров Вирупы и Гайядхары Кхёну Кёнчогу Гьялпо (1034-1102), который, на основе этих поучений, основал традицию Сакья.

Великий индийский мастер Атиша (979-1053) поехал в Тибет и вместе с переводчиком Ринченом Сангпо (958-1055) и его главным учеником Дромтёнпой (1004-1065) основал традицию Кадампа, поучения которой Дже Цонгкхапа (1357-1419) сделал позднее стержнем передачи линии Гелуг (или Ганден).

Суть этих передач во всех традициях одна и та же. Они основываются на Учении исторического Будды Шакьямуни и комментариях индийских мастеров. Отличия в объяснениях тибетских учителей всегда связаны с особенностями учеников, и поэтому в них по–разному расставлены акценты. Три старые школы больше ориентированы на практику, а возникшая позже школа Гелуг делает акцент на изучение Дхармы. Последователи Гелугпы сами называют себя «традицией Махаяны». Примерно на протяжении 1000 лет буддийские поучения в Тибете непрерывно передавались в чистой форме и привели бесчисленных практикующих к полному узнаванию природы своего ума.

И сегодня, благодаря быстрым и эффективным методам Алмазною пути, тибетский буддизм делает возможным достижение Просветления для блага всех существ за сравнительно короткое время. В практике Алмазного пути заключена суть всех других поучений Будды. Практикуют здесь всегда под руководством квалифицированного учителя, и именно поэтому так много людей во всём мире открываются данному направлению буддизма.

Можно позволить себе легко принять этот большой подарок Будды, если подлинная передача гарантирует, что цель практики достижима и что можно создать непосредственную связь между Учением и повседневной жизнью. Различные традиции буддизма — это только внешние упаковки, в рамках которых осуществляется передача. Содержанием же является безупречный путь к узнаванию природы собственного ума — путь к непреходящему счастью.

Колесница Будды

При более точном изучении буддизма мы находим внушительное количество методов, которые используются в различных традициях. Большинство традиций вычленяют из всего богатства поучений только самые важные для себя аспекты и практикуют исключительно их. Однако в тибетском буддизме передается вся палитра методов и используются мощнейшие формы практики, относящиеся к Алмазному пути. В рамках обзора методов Алмазного пути здесь будет дано конспективное описание того, что включает в себя буддийская «колесница», и рассмотрена взаимосвязь различных колесниц между собой.

Хотя Будда Шакьямуни большую часть своей жизни ходил пешком и только иногда преодолевал большие расстояния на повозке, запряженной волами, посредством своего Учения он предоставил в распоряжение людям колесницу, на которой медленно, быстро или с невероятной скоростью можно преодолевать тройные пространства духовного развития. Колесница — это транспортное средство, инструмент для быстрого передвижения. метод, приводящий к определенной цели. В путешествии всегда есть исходный пункт, путь и цель. Ив буддизме колесница является средством, которое приводит к цели — состоянию вне страданий, бесстрашия, всеохватывающей радости и высшей мудрости.

Сам Будда никогда не делил путь к Освобождению и Просветлению на колесницы, потому что в окончательном смысле есть только одна колесница — Учение Будды. Это многократно подчеркивается в «Сутре лотоса» и в других текстах.

Из разнообразных методов, данных Буддой ученикам в соответствии с их способностями, образовались различные колесницы духовного развития, из которых каждая предыдущая является основой для следующей. Если названия колесниц не упорядочены, то в начале это может очень запутывать. Так, иногда новички развивают ошибочную гордость, думая, что практикуют определенную колесницу, или критикуют учителей за то, что те выбирают ту или иную систему изложения поучений: например, подчеркивают аспекты одной колесницы больше, чем другой.

Практический опыт на пути — это самое важное, поэтому существует разделение на две или три колесницы, которое преимущественно касается практики медитации. В этом контексте:

· две колесницы — это Колесницы сутры и тантры (также их называют Колесницей Причины и Колесницей Плода);

· три колесницы — это Колесница Старейших в общине (Тхеравада), Великая колесница (Махаяна) и Алмазная колесница (Ваджраяна), которую также называют тайной Колесницей мантр (Мантраяной). Разделение на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну, в основном, связано с большими различиями в медитационной практике. Это легче понять в контексте всех аспектов колесницы.

Для того чтобы уверенно двигаться к цели, возничему нужен свободный обзор, правильное поведение и хорошая концентрация. Также, «передвигаясь» при помощи буддийской колесницы на пути духовного развития, для обретения плода требуются взгляд, поведение и практика медитации, составляющие единое целое. Тот, кто глубоко осознал истину о страдании и его причине, проходит путь к окончанию страдания и достигает, в качестве плода, состояния непреходящего, высшего счастья.

Если взять за основу эти четыре признака колесницы (взгляд, поведение, практику медитации и плод), то поучения можно разделить на две, три или девять колесниц.

Разделение на три колесницы является классической формой, из которой следуют все остальные. Три колесницы это — Колесница шраваков (Слушающих), Колесница пратьекабудд (Постигающих в одиночку) и Колесница Бодхисаттв (Героев Просветленного ума).

При делении на девять колесниц, к этим трем добавляются еще четыре класса тантры: Крийя–тантра, Чарья–тантра или Упа-тантра, Йога–тантра, а также Ануттарайога–тантра, которая, в свою очередь, делится на Отцовскую, Материнскую и Недвойственную тантры. Девяти колесницам, в основном, учат в традиции Ньингма тибетского буддизма. Здесь называют три высших класса тантры: Махайога–, Ануйога– и Атийога–тантра.

Первые две колесницы (шраваков и пратьекабудд) можно объединить под общим названием — Колесница Старейших и общине (Тхеравада). Колесница Бодхисаттв идентична Великой Колеснице (Махаяне). На основе этого возможно другое представление двух колесниц: как Колесницы Старейших в общине и Великой Колесницы (Тхеравады и Махаяны). Эта часто употребляемая классификация является лишь вариантом объединения трех классических колесниц. В основном ее используют, чтобы отличать южный буддизм — Тхераваду от северного буддизма — Махаяны. При помощи географической классификации легче обозначать отдельные буддийские традиции.

Четыре особых признака
трех Колесниц

1. Взгляд — это философская основа для практики медитации, которой учат в рамках одной или нескольких из четырех философских школ. В колесницах Шраваков и Пратьекабудд по первые две школы — Вайбхашика и Саутрантика. В Колеснице Бодхисаттв взгляд относится либо к школе Только Ум (Читтаматра), либо к школе Великого Срединного пути (Мадхьямака). Принципы этих философских школ были разработаны учениками Будды после того, как они, тщательно проанализировав Учение, пришли к глубокому пониманию.

Но все четыре школы были упомянуты и самим Буддой в различных тантрах.

Взгляд, на котором строятся практики медитации Алмазного пути, — это так называемое «Чистое видение», в основе которого лежат поучения о Будда–природе. Этот взгляд благодаря своей глубине и связи с чрезвычайно мощными методами Алмазного пути может трактоваться и как самостоятельное воззрение. Это происходит в том случае, когда в качестве основы для медитации используется тантра.

Однако Чистое видение объясняется и в абсолютных поучениях школы Великого Срединного пути, которые были даны во время третьего Поворота колеса Дхармы. Им отдельно учил мастер Гампопа, который таким образом создал различные подходы к постижению природы ума. Это более подробно будет объяснено в четвертой части книги — в связи с практикой Великой печати.

2. Поведение выражается действиями на внешнем, внутреннем и тайном уровнях. Они основываются на соответствующих обетах.

· обете для личного Освобождения (Пратимокша);

· обете Бодхисаттвы;

· тантрическом обете.

В Колесницах шраваков и пратьекабудд, в первую очередь, речь идет о том, чтобы избегать негативных действий и совершать позитивные.

В Колеснице Бодхисаттв самое важное — помогать другим насколько это возможно.

На тантрическом уровне центральным моментом является соблюдение обязательств, связанных с различными передачами, на основе Чистого видения.

3. Практика медитации различна в каждой из трех колесниц.

• В Колеснице шраваков главная практика состоит в размышлении о Четырех благородных истинах.

• В Колеснице пратьекабудд — о двенадцати звеньях взаимозависимого возникновения (см. мою книгу «Термины буддизма»). В обеих колесницах упражняются в обретении покоя ума и проникающего видения, чтобы достичь Освобождения.

• В Колеснице Бодхисаттв — это либо практика сутры, либо тантры. Колесницу сутры называют еще Колесницей причины, потому что здесь создаются причины для Освобождения и Просветления. В некоторых описаниях сюда относят также колесницы Шраваков и Пратьекабудд. Практика медитации Колесницы сутры базируется на точном исследовании вещей, благодаря которому постигается пустотность всех явлений. Колесницу тантры еще называют Колесницей Плода, потому что здесь происходит отождествление с плодом — совершенным Состоянием Будды.

Сутра и Тантра подробнее объясняются во второй части.

4. Плод, т.е. результат, который достигается посредством практики шраваков и пратьекабудд, — это освобождение от страданий круговорота существования, состояние архата. При этом постижение пратьекабудда–архата — более полное, чем шравака–архата. Результат в Колеснице Бодхисаттв — совершенное Состояние Будды. Архат постиг отсутствие реальной сущности личности, а совершенный Будда, кроме того, постиг отсутствие реальной сущности явлений.

Из совершенства заслуги и мудрости Бодхисаттвы проявляются три Состояния (дословно: тела) Будды:

· совершенство мудрости ведет к достижению Состояния истины (санск. Дхармакайя) для собственной пользы;

· совершенство заслуги ведет к достижению двух состояний формы для пользы других: Состояния радости (санскр. Самбхогакайя) и Состояния излучения (санскр. Нирманакайя).

Эти четыре признака колесниц показывают, что практика медитации, основанная на правильном поведении, всегда должна быть связана с правильным взглядом. Настоящее Просветление достижимо только благодаря соединению этих двух аспектов. В тибетском языке есть термин «тагом» (lta sgom), обозначающий неразделимость взгляда и медитации во всех традициях. Это также означает, что у любой буддийской философии и у любого воззрения в окончательном смысле только одна цель: преодолеть изначальное неведение и сделать возможным непосредственное переживание природы ума за пределами всех понятий.

С точки зрения практического опыта, в отличие от научного взгляда, разделение Колесницы Бодхисаттв на Махаяну и Ваджраяну (Сутру и Тантру) связано, во–первых, с тем, что в них делаются разные акценты на практике медитации. При этом, Колесница тантры (Ваджраяна, Алмазный путь) отмечается как колесница особенно быстрых методов медитации. Во–вторых, полученные в результате такого разделения колесницы (Колесница Старейших в общине, Великая колесница и Алмазный путь) связываются, как это уже было показано, с тремя циклами поучений.

В своей книге «Сокровище знания» Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае (один из величайших ученых и мастеров медитации XIX в.) в главе о тайной Колеснице мантр объясняет: Алмазный путь рассматривался как самостоятельная колесница уже индийским мастером Буддагухья, одним из основателей тибетского буддизма и составителем многих важных комментариев.

С тех пор данная точка зрения, как правило, передавалась в школах, ориентированных на практику. В школе Кагью тибетского буддизма этот взгляд передавал, преимущественно, Шестнадцатый Кармана Рангджунг Ригпе Дордже.

Если посмотреть, как соотносятся три колесницы с тремя Поворотами Колеса Дхармы, можно заметить, что разница между вторым и третьим циклами поучений лишь в акцентах на определенных аспектах ума:

· Колесница Старейших в общине основывается на первом цикле поучений;

· в Великой колесницеакцент делается на втором цикле поучений, но она также включает первый и третий циклы;

· Алмазный путь преимущественно базируется на третьем цикле поучений, но также включает в себя первый и второй циклы.

Так как во втором и третьем циклах поучений речь идет о природе ума, то их нельзя разделить на лучшие и худшие. Природа ума выходит на пределы оценок и понятий. При описании абсолютного уровня просто ставятся разные акценты. Второй цикл поучений подчеркивает пустоту — пространственную природу ума, третий цикл поучений сильнее подчеркивает ясность — то, что проявляется в уме. Правильный взгляд на природу ума описан в высших поучениях Будды как неразделимость проявления и пустоты. Этот взгляд выводит за пределы экзистенциализма и нигилизма. Это великий Срединный путь вне крайностей.

Акцент на ясности ума в третьем цикле, вместе с поучениями о Будда–природе, является основополагающим для эффективных методов медитации Алмазного пути, и поэтому он делается, в основном, в школах тибетского буддизма, ориентированных на практику. Поучения о присущей всем существам Будда–природе, в которой уже заключены все совершенные качества Просветления, с точки зрения непосредственного опыта, рассматриваются как высший, абсолютный уровень Учения Будды.

Три колесницы

Колесница Взгляд Поведение Практика медитации Плод
Шраваков (Тхеравада) вайбхашика, саутрантика обет пратимокша Четыре благородные истины состояние архата
Пратьекабудд (Тхеравада) вайбхашика, саутрантика обет пратимокша Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения состояние архата
Бодхисаттв (Махаяна) читтаматра, мадхьямака обет Бодхисаттвы Сутра состояние Будды
Алмазный путь (Ваджраяна) Чистое видение Тантрический обет Тантра состояние Будды

Самый простой способ рассказать о буддийских колесницах начать с разделения на южный и северный буддизм (Тхеравада и Махаяна), а затем разделить южный буддизм на колесницы шраваков и пратьекабудд, а северный — на Махаяну и Ваджраяну или Сутру и Тантру. Если делать особый акцент на мощных методах медитаций Алмазного пути, то его нужно рассматривать как отдельную колесницу.

Это описание буддийских колесниц — лишь краткий обзор, предназначенный для того, чтобы упростить структуру и обосновать различные точки зрения. Все колесницы взаимосвязаны и каждая следующая основывается на предыдущей. Только Алмазный путь содержит полную передачу Учения Будды, содержащую все остальные колесницы. Алмазный путь дает возможность развиваться с невероятной скоростью и за короткий отрезок времени познать природу своего ума для блага всех существ. Кто не боится высокой скорости, тот может безгранично наслаждаться радостью стремительной езды на колеснице Будды.

Теперь может возникнуть вопрос: достаточно ли знать одну колесницу, чтобы с ее помощью быстро и уверенно достичь цели? Почему важно знать о трех колесницах? Ответ зависит от наших способностей. То, чего мы хотим достичь, — это, прежде всего, освобождение от страданий обусловленного существования, что соответствует настрою Тхеравады. Если мы, в дополнение к этому, понимаем, что сочувствие является естественным качеством нашего ума, и что в конечном счете мы не можем отделить счастье других от нашего собственного счастья, потому что ум безграничен, то автоматически возникает желание достичь состояния совершенного Просветления для блага всех существ. Это настрой Великой колесницы.

На основе сочувствия мы хотим быстро достичь Состояния Будды, чтобы как можно эффективнее помогать другим. Но в Колеснице сутры самые лучшие практикующие могут достичь цели только в течение трех мировых эпох, в то время как в Колеснице тантры это можно сделать намного быстрее. Здесь лучшие практикующие могут стать Просветленными либо за одну жизнь, либо непосредственно после смерти, либо, самое позднее, на протяжении семи жизней. Это возможно потому, что методы Алмазного пути чрезвычайно мощные. И это особая причина для практики Алмазного пути.

Но различные уровни Учения Будды всегда служат основой друг для друга. Если мы хотим практиковать высший уровень, то ОН будет включать в себя и более низкие. Сравним со строительством дома: если попытаться построить верхнюю часть дома не имея прочного фундамента, дом рухнет. Например, мы заметим, что понимание причины и следствия составляет необходимую основу для того, чтобы использовать более высокие уровни поучений Только если устранить причины страдании и трудностей и взамен создать причины для Освобождения и Просветления,можно действительно достичь результата.

В Алмазном пути, как при строительстве дома, мы учимся использовать подъемный кран: мы собираем отдельные сборные элементы сверху, а строя фундамент, держим в уме весь план. Целью понимания основ буддизма является, прежде всего восполнение пробелов и как можно более непосредственная работа С высшими методами. Тот. у кого есть связь с Алмазным путем, готов к быстрому развитию. Для этих людей такой путь должен быть главной практикой.

 
  Три Поворота Колеса Дхармы - student2.ru

Наши рекомендации