Система Г.Ф. Дебеца (1958 г.)
Очень своеобразна схема расовых взаимоотношений, представленная крупным отечественным антропологом Г.Ф. Дебецом. Вероятно, она является наиболее удачной среди всех расовых схем, поскольку наглядно учитывает взаимные связи отдельных антропологических типов. Из всех других она наиболее близка к генеалогическому древу человека.
Расовое многообразие человечества Г.Ф. Дебец представил в виде куста, или сетки, со сложно переплетенными ветвями. Расхождение этих ветвей отражает изоляцию групп, а слияние - метисацию. В схеме учтены как самые основные, так и самые дробные расовые деления, причем число последних превышает их количество в подавляющем большинстве других классификаций. Все человечество автор разделил на негро-австралоидную, европеоидную и монголоидную большие расы, причем больше сближал первые две. Каждая из них делится на две основных ветви, настолько сложно переплетенные друг с другом, что порой трудно сказать, к какой большой расе относится тот или иной конкретный антропологический тип. Такой принцип построения классификации отражает реальное положение дел: часто мы можем дифференцировать группу на основе комплекса ее признаков, но их сочетание не позволяет достоверно отнести ее к какой-либо большой расе.
Классификация Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.)
Связь основных рас представлена с помощью выделения промежуточных групп.
Классификация В.В. Бунака (1980 г.)
В.В. Бунак представлял расовую дифференциацию в виде дерева. Его "стволы" и "ветви" он разделял на основе представлений о древности и глубине расхождения отдельных антропологических вариантов.
Основные подразделения Бунак назвал расовыми стволами: тропическим, южным, западным и восточным.
Общепринятой расовой классификации не существует, и это является очевидным следствием непрерывности биологической изменчивости.
Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм.
В ходе накопления данных о разнообразии человечества появились и развились две тенденции, два подхода к этому многообразию - моногенизм и полигенизм. Исходной точкой зрения можно считать первую концепцию, поскольку она соответствует библейской легенде о происхождении всего человечества от Адама и Евы. Согласно моногенизму, все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории.
С начала XIX в. в странах Западной Европы начинает преобладать полигенизм. Его возникновение связано с двумя разными причинами: борьбой научной мысли с религиозной традицией и политико-экономическими тенденциями в мире. Согласно полигенизму, разные расы людей произошли от разных видов обезьян. В настоящее время споры моно- и полигенистов перешли в плоскость моно- и полицентризма.
В своем крайнем выражении полигенизм приводил к расизму - признанию неравноценности разных рас. Несколько позже, в конце XIX в., расизм переродился в социал-дарвинизм - псевдонауку, переносящую биологические законы эволюции на социальные взаимоотношения людей. Согласно социал-дарвинистам, представители высших правящих классов - победители в борьбе за существование, наследственно особо одаренные особи. Люди, относящиеся к другим классам, являются биологически неполноценными, им на роду написано быть внизу социальной лестницы.
Расовые признаки.
Признак – любая особенность организма, в отношении которой между особями обнаруживается сходство или различие наследственного характера.
Расовые признаки подразделяют на количественные и описательные.
Описательный признак – категория признака определяется без применения измерительных приборов («на глаз»). Описательные признаки часто используются в антропологии (цвет, форма, др.).
Измерительный признак – определяется с помощью приборов, например, антропологическим набором.
Классические расовые признаки включают черты внешности - цвет и форму глаз, губ, носа, волос, цвет кожи, строение лица в целом, форму головы. Люди распознают друг друга в основном по чертам лица, которые являются и важнейшими расовыми признаками. Как вспомогательные, применяются признаки строения тела - рост, вес, тип телосложения, пропорции тела. Однако признаки тела намного более изменчивы внутри любой группы, чем признаки головы и потому не могут применяться в расоведении как независимый источник. Для расоведческих целей часто используются признаки, определимые на черепах. Частично они повторяют измерения и описания живого человека - форма и размеры лица, головы, - но многие краниологические признаки вполне самостоятельны.
При описании рас используются обязательные отличительные признаки:
1. Пигментация кожи, волос, радужки, некоторых слизистых оболочек (например, губ). Зависимость окраски от географической широты фиксирует правило Глогера: чем ближе к тропикам, тем окраска интенсивнее..
2. Волосяной покров головы – оценивается форма и жесткость волос.
По форме выделяют волосы: прямые, широковолнистые, волнистые, узковолнистые, локоновые вьющиеся, слабокурчавые, сильнокурчавые, слабоспиральные и сильноспиральные.
По степени жесткости выделяют обычно два типа волос – жесткие (тугие) и мягкие. Определяют их описательно – «на ощупь».
3. Третичный волосяной покров – развивается в период полового созревания. Его развитие оценивается от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и занимаемая площадь поверхности кожи на лобке, в подмышечной впадине, у мужчин – на теле.
4. Морфология мягких тканей лица. Описываются глазная щель, пропорции носа, область рта. Определяются профилировка лица, выступание челюстей, наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок).
5.Остеологические признаки – исследуются на голове и теле. Определяются ширина, высота, горизонтальная профилировка лица, выступание челюстей.
6.Одонтологические признаки.
7.Дерматоглифические признаки.
Свойства расовых признаков:
o признаки физического строения;
o признаки, передающиеся по наследству;
o признаки, выраженность которых в ходе онтогенеза мало зависит от факторов окружающей среды;
o признаки, связанные с определенным ареалом - зоной распространения;
o признаки, отличающие одну территориальную группу человека от другой.
Раса, религия, язык и тип хозяйства.Такие социальные характеристики групп людей, как язык, вероисповедание, тип хозяйства и прочие не могут использоваться в расоведении. Нет никакой причинной связи между ними и наследственными биологическими признаками.
Процесс образования рас характеризуется:
ü непрерывностью - расы складывались непрерывно и продолжают изменяться сейчас;
ü "чистых" рас никогда не существовало;
ü нет "древних" и "молодых" рас, все они прошли весьма длинный путь развития.