Стратегия технологического прорыва в РФ
Экономические санкции, которые в 2014 г. США и их союзники ввели в отношении России, продлены до конца 2015 года, что привело к снижению темпов экономического роста России и других стран, возникновению проблем в сложившейся кооперации и реализации ряда социально значимых программ и проектов. У границ России открыто ведутся военные приготовления. Создаются новые командные центры НАТО, перебрасывается американская бронетехника и боевая авиация, проводятся военные. Все эти действия направлены против России. Они представляют собой новые угрозы для ее национальной безопасности и требуют мер адекватного противодействия. Одной из таких мер может стать новый этап научно-технологического развития России. По своим целям, масштабам и последствиям, а также по срокам необходимой реализации он должен носить характер научно-технологического прорыва..
Логика научно-технологического прорыва
Логику научно-технологического прорыва можно выразить с помощью простейшей формулы:
но-из-ин = ко-эр,
где: но – научные открытия; из – изобретения; ин – базисные и улучшающие инновации; ко – повышение конкурентоспособности на базе этих инноваций; эр – ускорение экономического роста вследствие распространения инноваций.
Узловые направления научно-технологического прорыва
Рассмотрим теперь этапы и последовательность формирования и реализации стратегии научно-технологического прорыва.
Значимые изобретения
Изобретения являются самой массовой и международной, признанной формой результатов научного творчества.
Базисные инновации
Накопленный фонд научных открытий и изобретений является важнейшей составной частью национального богатства, источником развития страны. Но он остается потенциальным, виртуальным ресурсом до тех пор, пока новые знания не становятся источником инноваций, осуществляемых с помощью инвестиций.
Герхард Менш12 выделил три вида инноваций:
– базисные (основанные на крупных промышленных изобретениях, служащих становлению новых поколений техники);
– улучшающие, направленные на модификацию и распространение базисных инноваций в разных сферах;
– псевдоинновации, направленные на улучшение устаревших технологий.
Повышение конкурентоспособности
Конкурентоспособность экономики определяется, прежде всего, уровнем новизны и эффективности применяемых технологий и
производимых товаров и услуг. Это первый фактор – технологический.
Она зависит также от структуры экономики и внешних связей, ее устойчивости к внешним влияниям, колебанием конъюнктуры мирового рынка. Это второй фактор – структурный. Третий фактор конкурентоспособности – наличие компетентной, гибкой и адекватной современным условиям системы стратегического и тактического управления экономикой, способной заранее предвидеть возможные угрозы и колебания и адекватно на них реагировать.
Ускорение экономического роста
Следует исходить из принципиального изменения факторов экономического роста в России в XXI веке по сравнению с предыдущими историческими периодами. Решающим фактором экономического роста в течение столетий было увеличение трудовых ресурсов, т.е. числа занятых в экономике.
Природный фактор пока сохраняет функции поддержки экономического роста, основного источника доходов бюджета и сверхприбылей олигархов.
Экономический строй также становится тормозящим фактором.
В этих условиях не только важнейшим, но и единственным двигателем экономического роста остается научно-технологический фактор.
Информационное развитие России
В контексте рассматриваемой нами стратегии научно-технологического прорыва России важно подчеркнуть необходимость и стратегическую важность ее информационного развития.
– создание современной инфраструктуры информационных коммуникаций на всей территории страны;
– импортозамещение технических и программных средств ИКТ в наиболее значимых сферах управления, экономики и финансов, промышленности, а также в оборонном комплексе;
– обеспечение информационной безопасности страны в условиях активизации информационной войны со стороны США и их союзников;
– создание необходимого электронного цифрового контента в области науки, образования и новых технологий;
– формирование новой информационной культуры общества, включая культуру информационной безопасности.
Оборонный комплекс и технологии двойного назначения
Именно оборонный комплекс был «локомотивом» научно- технологического прогресса нашей страны в период освоения космоса, создания ядерного оружия и комплексной системы управления Вооруженными Силами страны. Многие разработанные при этом новые материалы, приборы и комплексы, а также новые технологии и методы организации их разработок затем передавались в народное хозяйство и получали, таким образом, двойное назначение.
Резервы технологической интеграции России со странами ЕАЭС и БРИКС
Потенциал БРИКС.
На Международной конференции
«Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС» 17 декабря 2014 г. переход к инновационным источникам роста на базе стратегии научно-технологического прорыва был выделен в качестве главного приоритета партнерства стран БРИКС. При этом предложены первые шаги в этом направлении, в том числе:
– создание научно-консультативного совета БРИКС;
– формирование Международной академии наук и образования;
– создание специального Фонда поддержки науки, образования и инноваций.
Возможности ЕАЭС. Перспективы трансформации ЕАЭС в высокотехничное интеграционное объединение определил президент Казахстана Н. Назарбаев в апреле 2014 г. При этом он сформулировал следующие задачи:
– формирование стратегии ускоренного инновационно- технологического прорыва;
– разработка совместной инновационной программы на период до 2025
года;
– создание Инновационного совета, сети научных институтов и
инновационных кластеров ЕАЭС.
При этом весьма актуально развитие научно-технологического партнерства ЕАЭС и БРИКС.
Обеспечение научно-технологического прорыва России
Для успешной реализации стратегии научно-технологического прорыва России необходимо создать комплексную систему ее обеспечения. Наиболее важными компонентами этой системы являются:
– Система государственного планирования и управления процессами научно-технологической модернизации страны
– Научно-аналитическое обеспечение, которое должно представлять собою сеть научно-аналитических и исследовательских центров;
– Правовое и нормативное обеспечение;
– Кадровое обеспечение;
– Информационное обеспечение, в состав которого должна система научно-технической информации, которую придется возрождать и обновленная сеть библиотек различного уровня
Структура управления научно-технологическим прорывом
1. Создание высшего надведомственного органа по стратегическому руководству научно- технологическим прорывом – Высшего научно-технологического комитета..
2. Создание Высшего научного совета
3. Создание Министерства науки и технологий
4. Создание Межпарламентской научно-технологической группы,
5. Создание Научно-экспертных советов федеральных округов России,
6. Создание Министерства науки, технологий и образования
Евразийской экономической комиссии (ЕЭК),
Можно сформулировать пять базисных положений долгосрочной стратегии научно-технологического прорыва России:
· Ключевая роль НТР-21 в преодолении цивилизационного кризиса и выходе на траекторию устойчивого развития
· Становление шестого технологического уклада
· Смена лидеров научно-технологического развития
· Долгосрочная научно-технологическая стратегия и национальная программа, ориентированные на становление ТУ-6
· Интеграционные резервы научно-технического прорыва
Большинство вышеупомянутых рекомендаций и положений были заложены в такие нормативно-правовые акты, как «Стратегия научно-технологического развития РФ» 2016, которая утверждена Указом Президента РФ №642, а также Проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».