Т 8 размещение и крепление груза при перевозках

8.1. Основные требования к размещению и креплению груза

8.2. Оптимизация размещения груза в автотранспортных средствах

8.3. Расчет нагрузки на оси подвижного состава при размещении груза

8.4. Устойчивость и крепление грузов при перевозке автомобильным транспортом

8.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗА

Загрузка и крепление груза в АТС или контейнере должны быть выполнены таким образом, чтобы не превысить весовые ограничения и обеспечить:

сохранность груза при перевозке;

сохранность АТС и контейнеров;

наиболее полную загрузку АТС или контейнера по грузоподъёмности и грузовместимости;

разумную стоимость крепежных и вспомогательных материалов.

Схемы размещения и крепления некоторых конкретных видов грузов в контейнерах показаны на рис. 8.1—8.4.

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Рис. 8.1. Схемы размещения грузов в контейнерах — поддон с размерами 800 × 1200 и 1000 ×1200 мм: а — укладка единичных грузовых мест 800 ×1200 мм в двадцатифутовые контейнеры; б — укладка единичных грузовых мест 800 ×1200 мм в сорокафутовые контейнеры; в — укладка единичных грузовых мест 800 ×1200 мм в двадцати- и сорокафутовые контейнеры

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Рис. 8.2.. Способ размещения и крепления рулонов бумаг в контейнере

с использованием обвязок, перегородок и оградительных щитов:

1- обвязка; 2- перегородка; 3-оградительный щит

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Рис. 8.3. Примеры использования перегородок (а) и упорных брусков (б)

для крепления грузов в контейнере

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Рис. 8.4. Варианты размещения и крепления металлических барабанов, рулонов металлической ленты и подобных грузов в один (а) и два (б) яруса в контейнере длиной 6058 мм: 1 — подкладка; 2 — упорный брусок; 3 — распорный брусок; 4 — дверь; 5 — пристенная прокладка; 6 — щит; 7— прокладка между грузами нижнего и верхнего яруса

Существуют два основных способа крепления грузов.

Первый способ заключается в креплении груза с силовым замыканием с применением обвязок, при натяжении которых грузы прижимаются к полу транспортного средства (способ «крепление с притягиванием вниз»). Второй способ с геометрическим замыканием характеризуется тем, что груз к полу АТС крепится растяжками, располагаемыми под определенным углом (так называемое диагональное крепление)» Этим двум способам с учетом допустимых в них сил предварительного натяжения обвязок и сил в растяжках соответствует большое число самых разнообразных систем крепления грузов.

Примеры размещения, укладки и крепления грузов в контейнерах показаны на рис. 8.5 – 8.11.

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Стандартным решением для крепления грузов легких и средней тяжести является применение крепежных ремней.

Для крепления тяжелых и очень тяжелых штучных грузов (например, строительные машины или гусеничная техника) применяют короткозвенные крепежные цепи или крепежные полосы шириной 75... 100 мм особо прочного исполнения.

8.2. ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗА

В АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Под задачей загрузки АТС понимается определение номенклатуры, объемов и схемы размещения грузов, подлежащих перемещению с помощью АТС.

Качество загрузки АТС обычно оценивается такими показателями, как доход от перевозки, число АТС, используемых для перевозки заданного объема груза, затраты на перевозку; эти показатели являются критериями рациональности и оптимальности загрузки АТС.

8.3. РАСЧЕТ НАГРУЗКИ НА ОСИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗА

При планировании автомобильных перевозок важно правильно, с учетом эксплуатационных ограничений рассчитать массу перевозимого груза в кузове автопоезда, которая не должна превышать установленные нормативные весогабаритные ограничения. При осуществлении международных перевозок действуют эксплуатационные ограничения, основанные на директивах ЕЭК ООН.

Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.96

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

 
  т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Масса порожнего (без груза) автомобиля, т:

Go = т1+ т2, (8.4)

где т1 — масса порожнего автомобиля, приходящаяся на переднюю ось, т;

т2 — масса порожнего автомобиля, приходящаяся на заднюю ось, т.

Полная масса автомобиля, т:

Gn = G0+Q, (8.5)

где Q — масса груза, т.

Нагрузка на. заднюю ось тягача, т:

Р2 = Qh/L + т2 (8.6)

где h — расстояние от передней оси до центра тяжести груза, м; L — база автомобиля, м;

т2 — масса порожнего автомобиля, приходящаяся на заднюю ось, т.

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru

Нагрузка на переднюю ось тягача, т:

P1 = GП-P2, (8.7)

где Р2 - нагрузка на заднюю ось тягача, т.

Допустимая масса автомобиля и груза, т:

Q = (P2 - m2)L/h. (8.8)

Масса порожнего (без груза) полуприцепа, т:

G = тс+ т3 , (8.9)

где тс - масса пустого автомобиля, приходящаяся на седельное устройство, т;

т3- масса полуприцепа, приходящаяся на заднюю» тележку, т.

Полная масса полуприцепа, т:

GП.П = G + Q. (8.10)

Нагрузка на тележку полуприцепа, т:

P3=QZ/S + m3, (8.11)

где Z - расстояние от седла до центра тяжести груза, м;

S - расстояние от седла до оси тележки полуприцепа, м.

Нагрузка на седло, т:

Рс= GП.П - P3. (8.12)

Нагрузка на заднюю ось тягача, т:

Р2 = Pc h/L + т2,(8.13)

где h - расстояние от передней оси до седельного устройства, м;

L - база тягача, м.

Нагрузка на переднюю ось тягача, т:

Р1 = Рс+ т1 + т2 - Р2. (8.14)

Допустимая масса груза при заданных ограничениях на Р2 и Р3 , т:

Q = min (Q2, Q3), (8.15)

где Q3 = (P3 - m3) S/Z; (8.16)

Q2= ((P2 - m2) L/h -mc )S/(S-Z). (8.17)

8.4. УСТОЙЧИВОСТЬ И КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВ

ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

7.4.1. Условия устойчивости груза при перевозке

7.4.1.1. Устойчивость от скольжения

Скольжение может наблюдаться в случаях, когда автомобиль движется на подъем либо на спуск, по дороге с поперечным уклоном, когда резко меняется скорость (с ускорением либо торможением), а также на закруглениях дорог.

Условия устойчивости незакрепленного груза:

1) при равномерном движении на подъем либо под уклон условием устойчивости груза в кузове автомобиля является:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.18)

где a – угол подъема (уклона); m – коэффициент трения между платформой кузова и основанием груза;

2) при движении с ускорением или замедлением груз не будет перемещаться по полу кузова, пока сила инерции не станет больше силы трения, то есть:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru или т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.19)

где m – масса перевозимого груза; a – ускорение (замедление) автомобиля; g – ускорение свободного падения.

3) при изменении скорости движения на подъеме или на спуске на груз действуют сталкивающая сила и сила инерции. Условие устойчивости груза:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru ; (8.20)

4) Условие устойчивости груза в поперечном направлении: сталкивающая сила на уклоне меньше удерживающей силы трения, или

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.21)

где b – угол поперечного уклона

5) движение на закруглении дороги вызывает появление центробежных сил, стремящихся сдвинуть груз в поперечном направлении. Для обеспечения устойчивости груза скорость движения автомобиля не должна превышать:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.22)

где V – скорость движения автомобиля; R – радиус закругления дороги.

6) на закруглении по дороге, имеющей уклон в поперечном направлении (например, обгон на закруглении вправо по левой полосе дороги во избежание скольжения груза по полу кузова скорость движения автомобиля не должна превышать:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru (8.23)

8.4.1.2. Условия устойчивости от опрокидывания груза

Опрокидывание груза может происходить под действием опрокидывающего момента, возникающего при появлении сталкивающей силы, силы инерции либо центробежной силы в случаях, когда сумма опрокидывающих моментов будет больше моментов, препятствующих опрокидыванию:

1) Условие устойчивости: при равномерном движении на подъем либо под уклон

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.24)

где a – угол уклона, l – длина груза, hц– высота центра тяжести.

2) Условием сохранения устойчивости груза от опрокидывания на горизонтальном участке при движении с ускорением либо с замедлением будет неравенство: т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.25)

где а – ускорение (замедление) автомобиля, g – ускорение свободного падения.

3) Условие устойчивости при движении автомобиля на подъем с ускорением либо под уклон с замедлением груз начнет опрокидываться в тот момент, когда моменты опрокидывающих сил превысят величину момента удерживающего.

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru (8.26)

4) при движении на закруглении дороги горизонтальному участку груз сохраняет устойчивость до тех пор, пока опрокидывающий момент не станет больше момента удерживающего. Условие устойчивости:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru , (8.27)

где b – ширина груза; R – радиус закругления дороги.

5) . Условие устойчивости:при движении на закруглении дороги с поперечным уклоном в сторону, противоположную повороту,направления действия центробежной силы и силы, сталкивающей груз под уклон, совпадают

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru (8.28)

Литература

1. Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства. Утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций республики Беларусь 10.10.2005 № 58.

2. Олещенко Е.М. Основы грузоведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М.Олещенко, А.Э. Горев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Армейские автомобили. Теория. Под ред Антонова А.С. Воениздат МО СССР, М –1970.

Крепление грузов

См. Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства – Утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций республики Беларусь 10.10.2005 № 58.).

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru Силы, действующие на груз, должны компенсировать силу, равную не менее 0,8 веса груза в направлении вперед и 0,5 веса груза в обратном направлении и в стороны (влево, вправо).

Рис. 8.17. Силы, действующие на груз при перевозке: G – вес груза

Таблица 8.9

Коэффициенты ускорения при перевозке грузов

автомобильным транспортом

Направление Коэффициент ускорения
Продольное вперед назад 0,8 0,5
Поперечное только скольжение скольжение и опрокидывание 0,5 0,7
Вертикальное 1,0

Кузов как часть системы крепления груза должен сдерживать боковые и продольные смещения груза. Динамическая прочность переднего борта кузова должна обеспечивать восприятие нагрузки, составляющей 40% грузоподъемности автомобильного транспортного средства, но не более 50 кН, заднего борта - 25%, но не более 31 кН и боковых бортов - 30% (борта - 24%, тентованной части - 6%) .

Для выбора способа крепления груза проводят анализ сил и моментов, действующих на груз в движении. Требования по обеспечению крепления груза при перевозке будут соблюдены, если:

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru – сумма моментов в каждой плоскости равна нулю;

т 8 размещение и крепление груза при перевозках - student2.ru – сумма сил, действующих на груз во всех направлениях, равна нулю.

Наши рекомендации