Можно ли при помоши техник нлп изменить такое явление, как расизм?

Переплетение ценностей, убеждений, социальной личности и духовно- религиозных переживаний, что в значительной степени определяет этноцентрическое поведение, ставит под вопрос целесообразность использования техник изменения; расизм кажется таким глубоко укорененным явлением... Но так ли это на самом деле? Разве мы, HJI-программисты, не сталкивались прежде с такими ситуациями, когда наш оптимизм в отношении возможности изменения был сполна вознагражден? Моделирование людей, которым удалось самостоятельно победить в себе проявления зависимости, травмирующего опыта, раздвоения личности и потерянности, помогает нам разрабатывать методы помощи тем людям, которые не способны самостоятельно справиться с подобными проблемами. Точно так же мы можем моделировать тех людей, которым удалось самостоятельно избавиться от своих этноцентрических убеждений. Так, Биллем рассказывает: «Я стоял в амстердамском метро рядом с четырьмя африканцами. Они стояли со всеми своими пожитками и веселили друг друга: смеялись, шутили, пытались объясняться друг с другом на плохом голландском языке. Внезапно я почувствовал, как мое внутреннее сопротивление начало таять. Теплый поток прошел сквозь мою грудную клетку... Я сочувствовал, как во мне возникло ощущение сопричастности со всеми людьми. Во мне больше не было страха. А позже, во время каникул в Осло, в автобус вошли две черные девушки. Они были из Нидерландов и по чистой случайности сели рядом со мной. И мне стало вдруг очень приятно».

Многим людям необходимо сначала побороть в себе страх перед теми, кто «вне группы», чтобы впоследствии научиться ощущать дружеские чувства. Впрочем, как нам быть со снижением страха и ненависти к русским? Вы уже способны проявлять по отношению к ним дружеские чувства, или это уже в прошлом? Не с тех ли пор, как появился Жириновский?

Помощь людям в преодолении страха является повседневной практикой десятков тысяч НЛ-программистов. Ксенофобия тоже является разновидностью страха, следовательно, ее тоже можно преодолеть.

Изменение негативной дискриминации, расизма и этноцентризма, по нашему мнению, не выходит за пределы диапазона существующей технологии НЛП. Разумеется, в этом случае желание измениться также должно исходить от самого человека. Однако шансов на это гораздо меньше. В случае же с человеком, который не желает избавляться от своих расистских взглядов, возникают еще гораздо более серьезные проблемы. При этом встает этический вопрос: Имеем ли мы право «промывать мозги» расистам? Разве мы не должны уважать их модель мира? НЛП есть не идеологическое, а прагматическое явление. Поэтому на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Каждый читатель должен ответить на него сам.

Мы же ориентируемся на тех людей, которые сами хотят изменить свои расистские, секстантские или иные дискриминационные взгляды. Самая большая проблема, с которой мы при этом сталкиваемся, это позитивные намерения сильной поляризации «в группе/вне 1руппы». Во-первых, это помогает человеку в сильном личностном осознании: Я являюсь членом группы X и, определенно, не принадлежу к группе Y. Кажется, что социальная личность заключает в себе все группы, с которыми человек кинестетически ассоциирует себя в своей социальной панораме. Иными словами, демократия группы охватывает понятия «я сам» и «позиция я». Чувственная сопричастность с группой не то же самое, что принадлежность к ней; в последнем случае другие члены группы находятся «вокруг тебя».

Во-вторых, мы сталкиваемся с позитивными намерениями на духовном Уровне: «Бог призвал нас к священной войне против группы Y; они грешники, мы избранные». Позитивные намерения на логическом уровне «личность» и «духовность» нуждаются в весьма сильных альтернативах. Следовательно, если тебе так дорога твоя «ненависть к фрицам», это так важно для твоего личностного ощущения и тесно связано с твоим духовным опытом, тебе будет сложно видеть в немцах себе подобных. (Michael Masuchs «Waar komt toch die Nederlandse moffenhaat vandaan?» («Откуда берет начало ненависть голландцев к фрицам?» Vreemde Ogen, Masuch 1993).

Однако как только возникает сильная мотивация, можно начинать работа с паттернами изменения. При этом каждый раз выявляется определенная закономерность: Люди, которые громко провозглашают X, часто делают это не с тем, чтобы тем самым перекричать свою веру в не-Х. Иными словами, даже фанатичный расист часто имеет часть, которая верит в обратное. Таким образом, существует большое число расистов, которые стремятся вытеснить веру в то, что подвергающаяся дискриминации группа обладает превосходящими качествами.

В практике НЛП мы регулярно сталкиваемся с теми людьми, которые хотят изменить свое отношение к определенным группам. Это могут быть педофилы, которые хотят изменить свою сексуальную ориентацию, избавившись о от влечения к детям. Это может быть психолог, испытывающий ненависть по отношению к психиатрам, с которыми ему приходится работать вместе. Или доцент, который презирает картины художников, но вынужден говорить о них на своих занятиях.

Если мы ищем в рамках НЛП сравнимые процессы, мы можем обнаружить их в процессе работы с частями. Разве не происходит так, что некоторые части ненавидят друг друга, однако после тщательно проведенных процессов (см. главу 16, «Части») переговоров начинают испытывать друг к другу симпатию?

Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что между работой с внутренними частями и внешними группами существует большое различие, в действительности это не так. Ведь социальные классы, группы населения, расы или роды подобны частям в индивидууме.

Наиболее сильные изменения, при которых ненависть сменяется нейтральными чувствами, мы наблюдаем при работе с жертвами сексуального и иного насилия. При этом в их агрессивные части добавляются недостающие ресурсы. Как правило, это приводит к значительному изменению в душевном состоянии: от ненависти к сочувствию. Подобные техники применяются также в отношении тех клиентов, которые прошли концентрационные лагеря. При работе с социальной панорамой мы исходим из того, что группа в субъективном восприятии индивидуума является ни чем иным, как частью. Человек думает о группе подобно тому, как он думает о другом человеке. И то, что иногда эта группа является обобщенным врагом или агрессором, не играет в НЛП никакой роли. Ведь клиент может представлять визуально, слышать и ощущать группу так же хорошо, как индивидуума. Разработанная Аннеке Мейер «Модель внутри-снаружи» имеет практическое применение к идее о том, что то, что тебе больше всего не нравится в окружающих, совпадает с частью самого тебя (см. главу 16, «Части»).

ОНИ ИЛИ МЫ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

В социальной панораме человека мы находим понятия «в группе» и «вне группы». Эти формулировки, как правило, совпадают непосредственно с тем местом, которое данный человек занимает в отношении этих групп. «В группе» находится вокруг этого человека: он находится в пределах этого понятия. «Вне группы» находится снаружи. Когда человек покидает группу, он, как правило, изменяет свое положение, выходя за пределы понятия «в группе».

Кинестетическая причастность к собственной группе может значительно варьироваться. Групповое «сцепление» проявляется в социальной панораме благодаря «замкнутости составных частей» и ощущается посредством сильного «чувства мы».

Проблемы, связанные с отношениями «в группе/вне группы», возникают повсеместно. Их диапазон весьма велик: от транссексуализма до употребления наркотиков.

Социальная панорама представляет собой рабочую поверхность, на которой может осуществляться вмешательство в отношения «в группе/вне группы».

Возьмем, к примеру, американского генерала, которому в девяностые годы приходится вести переговоры с военными из бывшего Советского Союза относительно уничтожения ядерного оружия. На протяжении «холодной войны» в нем сформировалась часть, которая воспроизводит понятие «советские». Эта часть ненавидит его и не доверяет ему.

Он может визуально представить себе эту часть. При этом он видит огромное число советских солдат в зеленой униформе, перед которыми находятся несколько толстых серых людей: советские генералы. Он видит их далеко и слева, чуть выше уровня глаз. Они маршируют по направлению к нему, но не приближаются.

Если этот американский генерал хочет изменить свои ощущения, ему необходимо изменить этот образ. Для этого нам нужно скомбинировать две техники: работу с субмодальностям и и работу с частями. При этом речь прежде всего идет об изменении субмодальностей, посредством которых закодирован Советский Союз. Чтобы это изменение было осуществимым, необходимо провести работу с двумя различными частями:

(а) обобщенное понятие «вне группы» (Советский Союз);

(б) ненавидящая часть, которая «создает», верит или поддерживает этноцентрические взгляды.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕНАВИСТИ

Показание: наличие блокирующих этноцентрических чувств. У клиента имеется небольшая часть, которая хочет изменить эти чувство. При работе с частью, оказывающей сопротивление сильно блокирующему чувству ненависти, мы можем использовать те же самые техники, которые мы используем при работе с единственным обобщенным лицом, на которое направлено чувство ненависти. Можно выделить следующие этапы этой работы:

1. Сопровождение клиента при «бесшумном воздействии»

Попросите клиента создать визуально-кинестетическую диссоциацию его чувства ненависти. «Представь себе то, с чем у тебя ассоциируется этот другой, используй при этом любые сподручные средства, пока не увидишь, что образ получился завершенным».

Можно попросить клиента представить себе фильм, например, с названием «The US Revenge». Это поможет клиенту лучше воспроизвести образ.

Пусть клиент продолжает работу до тех пор, пока ему не надоест, или пока он не сообщит о появлении у него «сострадания» к противоположной стороне.

2. Поиск позитивного намерения собственной части X, испытывающей чувство ненависти

При этом речь идет о позитивном намерении той части, которая способствует подобному восприятию ненавидимой «вне группы». «В чем заключено позитивное намерение той части, которая способствует тому, что ты видишь Советский Союз таким образом?» (Следовательно, в данном случае речь не идет о позитивном намерении Советского Союза). Позитивное намерение части, которая воспроизводит ненавидимую «вне группы» таким образом, часто весьма понятно: «Я должен представлять советских таким образом, чтобы иметь возможность расправиться с ними, если они придут. Чтобы иметь возможность защитить свою страну. Так как это мой долг. Для безопасности моей семьи и близких людей».

В этом случае мы сталкиваемся также с личностными и духовными мотивами.

Например: «Ненавидя немцев, я ощущаю себя голландцем». Или: «Ненавидя католиков, я ощущаю себя ближе к Богу».

3.Поиск позитивного намерения обобщенной части «вне группы» Y, на которую направлено чувство ненависти

Теперь мы можем попросить клиента пофантазировать о возможных хороших намерениях «вне группы», на которую направлено его чувство ненависти: «Чего хорошего они, советские, собственно говоря, стремятся достичь?» Ответ может выглядеть следующим образом: «Да, они пытаются улучшить мир, честно разделить богатства и...».

4. Обращение внимания клиента на экологические отношения с «вне группы»

Данный этап представляет собой определение цели. Обычно этот этап предшествует всем остальным, однако его легче осуществлять именно на этой фазе, так как при этом не придется иметь дело с большим сопротивлением. «Что ты хочешь чувствовать по отношению к данной группе? Что поможет тебе пойти ей навстречу?» Американский генерал, к примеру, отвечает: «Я хочу видеть в них своих коллег, но не друзей; просто деловые отношения, как со своим маклером...» Помочь при этом может выявление возможных препятствий для появления подобного представления. Устраните эти препятствия посредством установления коммуникации с частями (см. главу 16, «Части»).

5. Поиск недостающих ресурсов для части X и части У

Что необходимо ненавидящей части X для того, чтобы получить новые ощущения? Обращаем ваше внимание на то, что позитивное намерение ненавидящей части не должно быть при этом утеряно. Однако существует возможность приспособить это хорошее намерение к нынешней ситуации. Например: у генерала больше нет надобности в сведении счетов с Советским Союзом. Советский Союз больше не угрожает его стране, его семье и близким. Можно поблагодарить ненавидящую часть за хорошую работу и предложить ей попробовать приспособиться к веяниям времени. Она хочет этого? Можно на это рассчитывать? Что необходимо этой части X для того, чтобы суметь это сделать? Таким необходимым свойством может быть «доверие». Данный ресурс может быть найден и перенесен на ненавидящую часть X (см. главу 9, «Перенос ресурсов»).

Кроме того, могут быть найдены ресурсы, необходимые для части «вне группы» Y. «Какие негативные последствия для Советского Союза может иметь его стремление улучшить мир путем угрозы? Что ему необходимо для того, чтобы добиваться этого мирными способами?» Даже если на этот вопрос не удается получить прямого ответа, он помогает при развитии новой перспективы в отношении группы Y.

Какие ресурсы необходимы части «вне группы»? (Чему нужно научиться Советскому Союзу, чтобы сделать возможным деловое сотрудничество?)

6. Приспособление субмодальностей

Часто изменение субмодальностей происходит само по себе, и в этом случае не требуется их специальное «перемещение». Однако в случае необходимости может быть получена новая репрезентация, которая будет более желательной и экологичной.

Наши рекомендации