Цель, задачи изучения дисциплины в вузе.

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра истории

Факультет гуманитарный

График организации самостоятельной работы студентов

По дисциплине

«Риторика»

для очной формы обучения

Для специальности: 021100 «Юриспруденция»

Второй семестр

Составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тенекова Александра Михайловна

Новокузнецк – 2012

Пояснительная записка к программе

1.1.Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция»

В соответствии с п. 1.3. (квалификационная характеристика выпускника) государственного образовательного стандарта по дисциплине «Риторика» (ГСЭ. Н-Р.0008 2000 г.) для специальности 030501 «Юриспруденция» юрист должен:

· обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

· понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Исходя из данных требований к характеристикам выпускника юридического факультета по специальности 030501 «Юриспруденция», было разработано содержание и специфика обучения дисциплине «Риторика», которая позволяет повысить компетентность личности студента, исходя из целей судебного красноречия.

Цель, задачи изучения дисциплины в вузе.

Предлагаемая программа предполагает формирование таких компетенций будущего специалиста, которые являются базовыми в коммуникативной и речетворческой деятельности судебного оратора. Она включает теоретические основы общей и частной риторики, а также содержит задания и упражнения, позволяющие приобрести определенные речевые навыки.

В современном российском вузе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта целью изучения риторики студентами юридической специальности становится формирование личности и профессиональной компетентности на основе обращения к активной речетворческой деятельности.

Поэтому студенты, изучающие риторику, готовятся к владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. В преподавании риторики требуется изучение теории ("науки") с правилами построения речи, чтение и анализ образцовых текстов литературной и ораторской классики (для "подражания"), собственных систематических упражнений в написании и произнесении речей. Задачами обучения риторике студентов юридического факультета в вузе являются следующие: а) воспитание представлений о создании коммуникативно совершенных текстов (на примере судебной и деловой речей); б) формирование собственной речи как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения; в) формирование представления о закономерностях создания (изобретения), исполнения и рефлексии собственных (авторских) и иных риторических текстов на основе законов речемыслительной деятельности.

С помощью реализации настоящей программы обучаемые овладевают:

Ø Коммуникативной компетенцией.

Ø Осознанностью и пониманием возможностей русского слова, его стилистических и выразительных средств.

Ø Пониманием стиля и нормы речевого поведения.

Ø Развитыми и устойчивыми навыками, необходимыми для успешного публичного выступления.

Ø Навыками создания различных речевых жанров, наиболее востребованных в будущей профессиональной деятельности юриста.

Курс рассчитан на 32 аудиторных (8 практических и 8 лекционных занятий).

Структура курса

Обучение риторике основано на создании для обучаемых комфортных коммуникативных условий, устойчивой мотивации к проявлению инициативы у студентов выступать публично и вступать в публичное общение с отдельными людьми и аудиторией в официальной, полуофициальной и неофициальной обстановке.

На наш взгляд, целесообразно преподавание дисциплины на основе разделения ее содержания на два крупных раздела. Первый разделпозволяет познакомить студентов вуза с базовыми категориями риторики: выявить ее назначение, ключевые понятия, установить различия между видами красноречия и формами речей; определить основы создания высказывания, опираясь на знания о композиции, логических законов риторики, значения рационального и эмоционального в речи; познакомиться с этическими функциями текстовой деятельности юриста; формировать знания о технической стороне речи. Вторая часть курса предполагает перенос полученных сведений в область специфической судебной речи. Поэтому данная методическая модель формирует знания студентов о специфике защитительной и обвинительной речи, умения и навыки ведения спора, полемики в судебных прениях с учетом знаний об адресате судебной речи.

К ключевым понятиям дисциплины относятся красноречие (природная, привлекательная говорливость, привязанность к процессу говорения и умение достаточно осмысленно выступать публично в различных речевых ситуациях); ораторство (целенаправленное и осознанное публичное говорение, на активном использовании основных законов создания, исполнения и самостоятельного осмысления авторских текстов); риторика как процесс (высшая форма проявления свободного владения и умения осмысленного, эффективного и красноречивого ситуативно обусловленного публичного выступления, на основе применения всевозможных средств языка и речи и соблюдения этических законов).

Содержание программы

Раздел I. Общие положения риторики в юридической деятельности

Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Общая и частная риторика. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли.

История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в.

Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.

Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия.

Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние.

Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи.

Наши рекомендации