Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Цель практических занятий – практическое освоение психологического консультирования как одного из видов деятельности психолога.

Управление практической деятельностью студентов осуществляется в следующих направлениях:

1. Освоение технологии ведения беседы психолога - консультанта с клиентом, выработка навыков психологической консультативной работы.

2. Развитие чувства уверенности в себе при работе с клиентами.

3. Развитие способности анализировать жизненную ситуацию человека, выдвигать гипотезы относительно причин неблагополучия в его жизни.

Студент должен ясно понимать, что выполняет только упражнение и не пытаться в его рамках решить проблему. Необходимо также ориентироваться не только и не столько на качество действия, сколько на понимание процесса, сложностей в выполнении задания. С этой точки зрения не умело выполненное, но осознанное действие является часто более продуктивным в обучении, чем удачно выполненное.

Предлагаемые упражнения направлены на выработку базовых навыков консультирования, развитие рефлексии, организации и анализа консультативного процесса. Работа проводится как в рамках аудиторных занятий, так и домашней работы в малых группах с последующим анализом в аудитории.

Мы не предлагаем заданий, связанных с использованием эксперимента в консультировании. Предполагается, что технологии проведения конкретных экспериментов будут изучены в рамках психотерапевтических дисциплин (НЛП, арттерапия, телесноориентированная терапия, гештальттерапия и др.) Тем не менее, педагогу целесообразно продемонстрировать студентам примеры использования экспериментальных методов в работе.

Развитие навыков консультирования.

Перед выполнением задания целесообразно дать возможность студентам наблюдать выполнение упражнения самим преподавателем. Это делает задание более понятным и, с другой стороны, снижает уровень фрустрации.

Задание 1.

Направлено на осознание значимости сигнальных проявлений присутствия консультанта, умение различать невербальные сигналы, выдерживать паузы в консультировании.

Работа в парах – клиент, консультант. Задача консультанта никак не проявлять себя во время рассказа клиента - ни словом, ни невербально. Роли меняются. Затем в группе обсуждаются сложности сохранения позиции слушателя консультантом, состояние участников процесса, содержание невербальной информации.

Задание 2.

Направлено на преодоление барьера невербального выражения.

Работа в парах. Клиент с помощью только невербальных средств пытается выразить жалобу консультанту. Консультант всячески пытается поддерживать взаимодействие также невербально. После завершения - обсуждение в группе.

Задание 3.

Направлено на овладение навыками использования невербальных средств.

Работа в тройках – клиент, консультант, наблюдатель. Задача консультанта – поддержка клиента исключительно невербальными средствами. Задача наблюдателя выявить, какими средствами преимущественно пользуется консультант и какие игнорирует. После смены ролей обсуждение работы в группе.

Задание 4.

Направлено на развитие чувствительности к невербальным сигналам.

Работа в парах. Клиент вспоминает какую-либо историю, не рассказывая ее. По окончании консультант выражает свое восприятие состояния клиента в метафоре – образной, строчкой их песни, пословицы и т.д. Клиент корректирует метафору, добавляя краски, образы, фразы и пр. После этого консультант обозначает состояние словом и рассказывает, что, по его мнению, происходило с клиентом во время воспоминания. После обсуждения с клиентом, обсуждение работы в группе.

Задание 5

На основе опыта предыдущих упражнений составить списки полезных и неверных невербальных приемов в консультировании. Работа в группах по пять человек. По окончании представители групп представляют результаты работы для обсуждения.

Задание 6.

Направлено на развитие навыка перефразирования.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

Задание 7.

Направлено на развитие навыка отражения чувств клиента.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода, а также отмечает невербальные сигналы чувств, упущенные консультантом.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

Задание 8.

Направлено на развитие навыка присоединение чувства к содержанию.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

Задание 9.

Направлено на развитие навыка самораскрытия.

Работа в тройках. Наблюдатель помогает консультанту не выходить за рамки упражнения и ограничиваться использованием только данного метода.

После обмена ролями, обсуждение работы в группе.

Задание 10.

Направлено на развитие умения прояснения необходимой информации.

Работа в тройках. Наблюдатель отмечает, какой характер носили задаваемые вопросы – открытость вопросов, попытка утверждения, убеждения, интерпретации, скрытого оценивания и др. Сложности работы и выводы затем обсуждаются в группе.

Задание 11.

На основе опыта использования вербальных навыков первичного интервью составить правила использования вышеназванных приемов. Работа в группах по пять человек. После этого происходит обсуждение и обмен правилами-памятками.

Задание 12.

Предполагает моделирование ситуации первичного интервью. Работа в тройках. Задача консультанта собрать больше информации, по проблеме клиента, не используя методов активного вмешательства. Помимо того, что в упражнении отрабатываются базовые навыки консультирования, основная задача – вовлечение клиента в процесс исследования. Наблюдатель ограничивает попытки консультанта перейти к решению проблемы, отмечает реакции клиента на тот или посыл консультанта, а также игнорируемые консультантом информационные сигналы. Трудности проведения работы обсуждаются группой.

Следующие упражнения связаны с использованием методов более активного вмешательства. Это методы большего риска и поэтому их применение требует большей подготовки.

Задание 13.

Направлено на развитие умения интерпретировать информацию, полученную от клиента. Поскольку упражнение довольно сложное, начинать следует, работая в небольших группах (5,6 человек). Затем можно продолжать упражняться, работая в парах. Если консультанту сложно интерпретировать информацию в ходе беседы, можно сделать это по окончании отведенного времени. Другие участники группы приводят варианты собственных интерпретаций.

Задание 14.

Направлено на формирование умения фокусировать процесс. Работа в тройках. Наблюдатель фиксирует поддержанные и игнорируемые фигуры, средства, используемые консультантом для фокусировки. По окончании – обсуждение в тройке и группе.

Задание 15.

Направлено на обучение применению метода конфронтации в консультировании. Работа в тройках. Наблюдатель отмечает не зафиксированные консультантом противоречия. По окончании работа обсуждается в тройках, затем в группе.

Задание 16.

Направлено на выработку умения использования фрустрации в консультировании. Ввиду сложности выполнения, рекомендуется выполнение работы преподавателем в разыгранной ситуации консультирования. Студенты определяют, какие стратегии, с какой целью и каким образом фрустрировались.

Задание 17

Направлено на оформление запроса в консультировании. Работа в тройках. Задача консультанта перевести жалобу клиента в рабочий запрос. Наблюдатель помогает консультанту проанализировать, насколько полно определена жалоба, насколько рабочий запрос соответствует задачам психологической работы, какими средствами обеспечивается принятие запроса клиентом .

Развитие рефлексии состояний и установок консультанта.

Одной из важнейших задач в подготовке консультанта является преодоление конфлюентных тенденций, проекций, контрпереносов и других неосознаваемых установок психолога, препятствующих пониманию состояния клиента, самого консультанта и отношений между ними. Вышеперечисленные механизмы неизбежно действуют в любых отношениях. Задача заключается в их осознании и продуктивном использовании в процессе работы.

Задание 1.

Направлено на осознание роли и ограниченности субъективного отражения консультантом психологической реальности клиента.

Студентам предлагается выбрать какой-либо известный персонаж, представить историю его жизни и на этой основе составить психологический портрет героя и определить возможные психологические проблемы. Таким образом моделируется ситуация сбора сведений о жизненной ситуации клиента и построения гипотез. В результате выполнения задания развивается способность раскрывать психологическое содержание действий и поступков, а также, на основе соотнесения собственных представлений и аргументов с аргументацией одногрупников, понимание предположительного характера выводов.

Задание 2.

Направлено на умение корректировать гипотезы с учетом новой информации.

Двум студентам предлагается моделировать ситуацию консультирования. При этом педагог периодически прерывает процесс и предлагает группе определить психологический диагноз. Задача упражнения показать ошибочность преждевременных предположений.

Другой вариант. Студенты выполняют работу в тройках – клиент, консультант, наблюдатель. Задача наблюдателя периодически останавливать процесс, записывать гипотезы консультанта и, если организация процесса была подчинена первоначальному представлению, по окончании показать игнорируемую информацию. Роли в тройках меняются. Целесообразно затем провести обсуждение в группе.

Задание 3.

Направлено на осознание различия между наблюдаемыми информационными сигналами и их интерпретацией. Помогает избежать слияния. Работа в тройках. Консультант наблюдает за молчащим клиентом и говорит о замеченных невербальных проявлениях, каждый раз начиная фразу со слов: «Я замечаю…». Наблюдатель следит, чтобы замеченное не смешивалось с мнением. Например: «Я замечаю смущение…».

Целесообразно затем проведение более сложного варианта – соединение наблюдаемого с мнением. Фраза строится следующим образом: «Я замечаю… и я думаю…». Например: «Я замечаю, что ты опустил глаза, и я полагаю, что ты смущен».

Задание 4.

Направлено на осознание проекции. Работа в тройках. По окончании отведенного времени, консультант пробует определить, что за время беседы происходило с клиентом. Наблюдатель записывает, затем передает записанное консультанту и последний, используя список, рассказывает о своих чувствах в консультации. Задача – выявить возможные проекции.

Задание 5.

Направлено на осознание проекций, а также преодоление страха перед непониманием в консультировании. Работа в тройках. Студенту предлагается разыграть роль «глупого» консультанта, не понимающего значения прилагательных, наречий, а также существительных, обозначающих качество (например - глупец, трус) и глаголов, обозначающих состояние (например – струхнул, разозлился). Поэтому консультант все время задает проясняющие вопросы: «Как ты чувствуешь себя, когда ты…(глупец, один)», «О чем твоя…(злость, страх)» и т.д. Наблюдатель следит, чтобы консультант не пропускал слова. Упражнение дает возможность заметить, как часто значение слова для клиента, не соответствует значению того же слова для консультанта.

Задание 6.

Направлено на развитие рефлексии. Работа в тройках. По окончании беседы консультант обозначает свое состояние после консультирования и в обсуждении с наблюдателем пытается определить, как с какими моментами консультационного процесса оно связано.

Вариант: Если консультанту сложно вербализовать состояние, он выражает его в рисунке. Наблюдатель делится впечатлением от изображенного. Затем консультант с помощью наблюдателя пытается связать состояние с процессом.

Задание 7.

Направлено на развитие рефлексии. Работа в тройках. По окончании беседы консультант приводит метафору к отношениям между ним и клиентом в процессе консультирования. Это может быть пантомима, строчка из песни, поговорка и др. Наблюдатель приводит свою метафору. Затем оба обсуждают, как метафора отражает процесс консультации.

Задание 8.

Направлено на развитие рефлексии и снятие психологических барьеров в консультативной деятельности. Работа в тройках. Студент определяет, как он себя чувствует в роли консультанта. (Как правило, называются негативные качества: «юнец», «парализованный», «запуганный» и т.п.) Вместе с наблюдателем обговаривается поведение консультанта, исходя из данной роли. Затем консультант проводит работу, стараясь соответствовать определенной форме поведения. По окончании работы – обмен мнениями в тройках и группе. Упражнение приводит к снятию напряжения и признанию возможности продуктивной работы в любом осознанном состоянии.

Задание 9.

Направлено на развитие рефлексии и снятие психологических барьеров в консультативной деятельности. Студент определяет присущие ему, как консультанту, качества. На основании полученного списка составляется список качеств, прямо противоположных. Затем консультант проводит работу, стараясь соответствовать последнему списку. Наблюдатель помогает не выходить за рамки роли. По окончании – обмен впечатлениями в тройках и группе.

Развитие навыков организации и анализа консультативного процесса.

Выработка умений организации и анализ процесса так или иначе производятся уже при выполнении заданий, направленных на формирование базовых умений консультирования. Целенаправленное научение анализу процесса может происходить как в рамках аудиторных занятий, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Возможные формы проведения практических занятий:

1. Педагог проводит консультацию с последующим методическим разбором.

2. Студент проводит беседу с клиентом, после чего получает методический анализ педагога.

3. Студент проводит беседу с клиентом, после чего проводит самоанализ работы.

4. Педагог или студент проводит консультативную работу, после чего члены группы анализируют процесс.

Самостоятельным заданием может быть разработка студентами плана анализа консультативной работы, включающего следующее содержание:

- проблема клиента,

- задачи работы,

- стратегии решения поставленных задач,

- что происходило с клиентом в процессе консультирования,

- что происходило с консультантом в процессе консультирования,

- отношения клиента с консультантом и их динамика,

- результаты консультирования.

Формы самостоятельной работы студентов

1. Изучение опыта работы психолога - консультанта в каком – либо психолого-педагогическом центре.

2. Запись собственной беседы со школьником, обратившимся к студенту с вопросом личного характера.

3. Получение опыта клиентской работы у практикующего психолога- консультанта.

Формы методической помощи студентам в организации самостоятельной работы

1. Учебные занятия по ознакомлению с работой организаций, предлагающих населению услуги психолога-консультанта.

2. Учебные занятия по обмену опытом личной консультативной практики.

3. Индивидуальное психологическое консультирование студентов (по их желанию).

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар I

Общие вопросы консультирования.

1. История психологического консультирования.

2. Отличие консультирования от других областей практической деятельности психолога.

3. Виды психологического консультирования.

4. Методологические принципы консультирования.

Задание для самостоятельной работы:

· Определите соответствие методологических принципов психологии и методологических принципов психологического консультирования.

· Дайте анализ конкретной консультативной работы с точки зрения реализации принципов консультирования.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.,

2000.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

4. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

Семинар II

Теоретические основы консультирования.

1. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании.

2. Личностно-центрированный подход в консультировании.

3. Экзистенциальный подход в консультировании.

4. Когнитивно-бихевиориальный подход в консультировании.

5. Гештальт-терапевтический подход в консультировании.

6. Транзакный анализ.

Задание для самостоятельной работы:

· Определите различия в теоретических подходах к консультированию по схеме

Временной фокус Сфера преобразо- вания Цель консульти- рования Роль кон-сультанта Ст. актив- ности клиента Методы Ограниче- ния
             

· Приведите примеры действия известных вам защитных механизмов.

· Опишите пример консультативной работы с позиции транзактного анализа.

Литература:

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

2. Джордж, Т. Кристиани. Консультирование: теория и практика. М., 2005.

3. Р. Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

4. Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб., 2003.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001. (25 экз.).

Семинар III.

Этические аспекты консультирования.

1. Профессиональная этика консультанта.

2. Ограниченность и противоречивость этических кодексов.

3. Этические проблемы школьного консультирования.

Задание для самостоятельной работы:

· Определите сферы совпадения и различия моральных, правовых и этических норм в консультировании.

· Составьте примеры этически противоречивых ситуаций в консультировании. Используя известные вам этические кодексы консультанта, приведите аргументы в пользу того или иного решения.

· Используя этические стандарты известных вам ассоциаций, определите значимые для себя принципы консультативной работы.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

4. Немов Р.С. психологическое консультирование. М., 2001.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

Семинар IV.

Трудности в консультировании.

1. Природа и основные принципы работы с сопротивлением в консультировании.

2. Основные причины трудностей, испытываемых клиентом в консультировании.

3. Поддержание «трудного» поведения клиента консультантом.

Задание для самостоятельной работы:

· Составьте типологию «трудных» клиентов.

· На основе полученной типологии приведите примеры поведенческих реакций клиентов и определите стратегию работы консультанта в подобных случаях.

Литература:

1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

2. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами.СПб., 2002.

3. Мастерство психологического консультирования. /Под ред. Бадхена А.А. СПб., 2002.

4. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

Семинар V.

Психолого-педагогические проблемы в консультировании.

1. Основные задачи и методы консультирования в начальной школе.

2. Основные проблемы консультирования в младшем подростковом возрасте.

3. Консультирование в старших классах средней школы.

Задание для самостоятельной работы:

· Составьте классификацию методов консультирования. Определите особенности использования методов консультирования в работе с различными возрастными категориями.

Литература:

1. Берменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

2. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: Хрестоматия. М., 2003.

3. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: Практикум. М., 2003.

4. Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. М., 2004.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Психологическое консультирование как часть практической психологии.

2. Теоретические основы психологического консультирования.

3. Методологические основы психологического консультирования.

4. Качества эффективного консультанта. Поддержание профессионального уровня консультанта.

5. Влияние личностных установок консультанта на процесс и результативность консультирования.

6. Этические принципы консультирования

7. Построение отношений консультирования.

8. Источники и виды информации в консультировании.

9. Эффективная коммуникация в беседе с клиентом и способы ее достижения.

10. Особенности работы на различных этапах консультирования.

11. Методы и приемы консультирования.

12. Технология ведения беседы и ее базовые принципы.

13. Типичные ошибки консультанта.

14. Категории трудных клиентов, принципы работы с ними.

15. Задачи консультирования в различных возрастах.

16. Актуальные проблемы консультирования в детском возрасте.

17. Принципы консультативной работы с детьми.

18. Методы и приемы работы с детьми в консультировании.

19. Взаимодействие с родителями в процессе консультирования.

20. Особенности консультативной работы с подростками.

21. Особенности консультативной работы с пожилыми людьми.

22. Задачи консультирования в различных сферах деятельности.

23. Особенности телефонного консультирования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.

М., 2000.

3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

4. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.,1992

5. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование. М., 1993.

6. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

7. Большой толковый психологический словарь./Ребер А. М., 2001.

8. Вильям А. Уоллес, Дональд Л. Холл. Психологическая консультация. СПб., 2003.

9. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

10. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2005.

11. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами.СПб., 2002.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

13. Мастерство психологического консультирования. /Под ред. Бадхена А.А. СПб., 2002.

14. Меновщиков Ю.В. Введение в психологическое консультирование -

М., 1998.

15. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 2001.

16. Мортон Четик. Техники детской терапии. Психодинамические

стратегии. СПб., 2003.

17. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999.

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

19. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.

20. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

21. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога. 1998. №8.

22. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования психологической коррекции. М., 2001.

Учебный план курса «Психологическое консультирование»

  №   Наименование разделов Всего часов
ДО ОЗО
Лз Пз Ср Лз Пз Ср
Психологическое консультирование как часть практической психологии.            
Теоретические основы психоконсультирования            
Методологические основы психоконсультирования              
Этические проблемы в психоконсультативной работе            
Требования к личности консультанта              
Организация работы психоконсультанта            
Этапы и фазы консультирования              
Техника и методы консультирования              
Типичные сложности в процессе консультирования            
Ролевые задачи психоконсультанта              
Особенности консультативной работы с различными возрастными категориями              
    Итого:          

Программа курса «Психологическое консультирование»

Тема 1. Предмет, методы, задачи курса

Психологическое консультирование как вид психологической помощи. Цели, задачи психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от других областей практической психологии. Ограничения в деятельности практического психолога.

Тема 2. Теоретические основы консультирования

Виды психологического консультирования. Глубинная психология как один из подходов к практике психологического консультирования. Поведенческое направление в психологическом консультировании. Подходы к практике психологического консультирования и коррекции в современной практической психологии.

Тема3. Методологические основы психологического консультирования

Значение теоретической базы в консультировании. Проблема житейского и научного знания в работе психолога-консультанта. Выбор теоретической модели в консультативной деятельности.

Роль диспозиционных и ситуативных факторов в поведении. Роль переживания в развитии. Проблема безопасности и ответственности в консультировании. Когнитивная и эмоциональная составляющая взаимодействия. Проблема эффективности психоконсультирования.

Тема 4. Этические и правовые аспекты консультирования

Этические проблемы в психоконсультационной работе. Этический кодекс психолога-консультанта. Позиция психолога во взаимодействии с заказчиком, клиентом и вовлеченными лицами. Ограничения во взаимодействии консультанта и клиента.

Тема 5. Роль личностных особенностей в процессе консультирования

Требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта. Профессиональные ограничения в консультативной работе. Влияние личностных установок консультанта на организацию процесса и содержание консультирования. Качества эффективного консультанта.

Тема 6. Организация работы психоконсультанта.

Требования к организации рабочего места и режима работы консультанта. Прием заказа и заключение договора с клиентом. Дополнительные требования и «особые» условия работы. Нарушения договорных условий и их последствия. Влияние организационных условий на и качество консультативной работы.

Тема 7. Этапы и фазы консультирования

Ролевые позиции в консультировании. Прояснение проблемы, оформление запроса. Фаза установления доверительных отношений. Задачи и содержание первичного интервью. Выявление личностных затруднений и поиск решения проблемы. Этап ассимиляции опыта. Завершение отношений консультирования.

Тема 8. Техника и методы консультирования

Определение понятий: техника, приемы, методы консультирования. Особенности использования различных методов и приемов на различных этапах консультирования (зеркализация, перефразирование, интерпретация. Отражение чувств, прояснение, эксперимент, фокусировка, фрустрация и т.д.). источники и виды информации в консультировании. Полезные невербальные и словесные поведенческие приемы.

Тема 9. Типичные сложности в процессе консультирования.

Типы «трудных» клиентов. Проблема сопротивления в консультировании. Типы сопротивления. Формы сопротивления (уклонение от коммуникации, манипулятивное поведение, малосодержательное общение, нарушение правил и др.).

Тема 10. Консультант как источник трудностей в консультировании.

Типичные ошибки консультанта. Ролевые позиции в консультировании. Перенос и контрперенос в консультировании. Обычные «белые пятна» консультанта.

Поддержание профессионального уровня консультанта

Симптом «профессионального выгорания». Необходимая психогигиена труда консультанта. Возможности самоподдержки. Роль супервизии в консультативной деятельности. Значение профессионального сообщества в поддержании профессионального уровня консультанта.

Тема 11. Ролевая специфика консультативной деятельности.

Особенности задач и специфика ответственности в различных видах деятельности консультанта (эксперт, супервизор, педагог-наставник и др.).

Телефонное консультирование как особый вид деятельности консультанта.

Групповое консультирование.

Тема 12. Особенности консультативной работы с различными возрастными группами.

Психологические проблемы «нормального» детства. Особенности работы с детьми различного возраста. Проблемы и принципы взаимодействия с родителями. Особенности консультирования лиц пожилого возраста.

Наши рекомендации