Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям

Выбор методов обучения и закрепления практических навыков в ходе практических занятий

основан на требованиях ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 030900, задачами которого является развитие общекультурной и профессиональной компетенции, самостоятельности при решении социальных и профессиональных задач.

Организация семинарских (практических ) занятий зависит не только от содержания, цели, формы и организации занятия. Необходимо учитывать также двухсторонний характер процесса обучения: совместная деятельность преподавателя и студентов. Темы практических занятий должны быть в свободном доступе для студентов, то есть, находиться на кафедре в печатной либо электронной форме.

При рассмотрении теоретических вопросов на семинарских занятиях студентам за одну-две недели сообщается тема и цель занятия ,указывается литература для самостоятельного изучения. Студентам рекомендуется ознакомиться со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов, правоведов, конфликтологов.

Не рекомендуется увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов. Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий приветствуется вопросы и высказывая студентами своих суждений.

Практические занятия в форме ролевой, деловой игры требуют более тщательной подготовки. За две недели студенты получают установку на проведение игры. Им сообщается тема и цель занятия, а также тема и цель игровой ситуации, указываются литература, нормативно-правовые акты для подготовки к занятию.

Студенты должны ознакомиться с рекомендуемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры, подготовить вопросы и свои предложения если таковые возникли.

За несколько дней до игры преподаватель собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место проведения, сущность подго­товки к ней, особенности предлагаемых ролей, распределяет роли. По предложению студентов вводятся новые роли, вно­сятся изменения и дополнения в ситуацию. Не исключается, более того поощряется, самовыдвижение студентов на роли, По завершению деловой игры проводиться ее разбор и подведение итогов, которые осуществляют не только преподаватель, но и эксперты из числа студентов группы. Эксперт рас­сматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, кратко анализирует вы­ступления всех участников, отмечая положительные и отри­цательные моменты, дает им оценку. Для того чтобы обеспечить объективность и критичность, экспертам желательно заранее подготовить схему анализа , которая учитывает:

-активность и творчество студентов;

- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведением;

- умение предупреждать появление конфликтов;

- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;

- наличие навыков управления собственными эмоциями;

- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.

Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом, она должна быть обоснованна и аргументирована. Остальные эксперты могут согласиться с ней или же высказать свою точку зрения.

Для закрепления знаний, навыков и осуществления текущего контроля преподаватель в практические занятия включает решение ситуативных задач по конфликтологии. Для успешного их решения студентам рекомендуется накануне просмотреть теоретический лекционный материал, поскольку задачи даются именно по данной тематике.

Планы практических занятий.

Модуль1.

Наши рекомендации