Стили руководства, их характеристика и

С.Р. – относительно устойчивая сис-ма способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Стиль управления – способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. С.Р определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Выбор С.Р зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер: управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий; направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу; поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений; делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия. Хаар-ка стилей упр-я1) Авторитарный стиль (централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Менеджер единолично принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок, приказывает. Этот стиль руководства не стимулирует проявление инициативы у подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации). 2) Демократический стиль (вопросы решает коллегиально, систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику, вежлив и доброжелателен, находится с подчиненными в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам. Требователен, но справедлив. Поддерживает инициативу и самостоятельность). 3) Либеральный (невмешательский) стиль (рук-ль практически не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. Вежлив с подчиненными, готов отменить принятое им решение). Решетка ГРИД(авторы – Блейк и Мутон). В управленческой решетке представлены различные способы реализации руководителем своих полномочий. Действия руководителя осуществляются в двух основных измерениях: забота о производстве (ось X) – стремление к получению положительных производственных результатов; забота о людях (ось Y) – стремление к достижению конечных результатов на основе уважения работников, взаимного понимания и поддержки, а руководители создают благоприятные условия труда, ходатайствуют о повышении зарплаты. Взаимосвязь двух измерений для определения типов управления схематически представлена в виде таблицы с девятибалльной оценкой, в которой один бал – низкая, а девять баллов – высокая степень измерения. а) управление с учетом интересов личности; б) коллективное управление в) «нищета управления» г) режим подчинения руководителю д) компромиссный менеджмент. Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять основных: 9.1 – максимальная забота об эффективности производства; 1.9 – минимальная забота о производстве (один балл) сочетается с максимальной заботой о людях (девять баллов); 1.1 – минимальная забота о производстве , и о нуждах работников; 5.5 – это теория руководителя с философией «золотой середины», то есть сис-ма допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных; 9.9 – высокий уровень заботы и о людях, и о производстве. Еще выделяется 3 дополнительных типа управления: патернализм – сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, но приоритет отдается исполнительности; оппортунизм – менеджеры приспосабливаются и переходят на любой стиль; фасадизм – лицевая сторона может быть фальшивой, то есть загораживает то, что в действительности. Руководитель может использовать основные и дополнительные типы управления. Связь между основными и вспомогательными моделями управления можно проследить на примере того, как руководитель справляется с «непослушным» работником. Сначала он пытается «вразумить» его по типу 9.9. если это не срабатывает, руководитель занимает более жесткую позицию – 9.1. А если результат не достигается, то руководитель снимает свои претензии в духе 1.1.



Наши рекомендации