Методы анализа конкурентных преимуществ и оценка конкурентной позиции фирмы.
Наиболее часто применяются следующие методы:
1. Метод построения карты стратегической группировки применяется для изучения относительных конкурентных позиций компаний, действующих в отрасли. Процедура конструирования карты:
1. идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов)
2. положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик)
3. отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область
4. отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам: широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам. Отрасль может содержать одну стратегическую группу с идентичными стратегическими подходами к рынку. Другим пределом является наличие в отрасли многих стратегических групп. На графике – чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов.
2. Метод анализа LOTS. Суть метода: компания должна стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей. Этот метод включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия. Анализ конкурентных позиций по методу LOTS включает 9 этапов и касается: существующего положения, стратегии, долгосрочных и краткосрочных целей, методов и объектов анализа, кадрового потенциала, планов развития, организации менеджмента, отчетности.
3. Метод PIMS – метод анализа влияния рыночной стратегии и конкурентной позиции на прибыль. PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Данная модель позволяет выявить около 67% факторов успеха компании, используя около 30 переменных. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий североамериканских и европейских компаний. Можно сравнивать данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирической составляющей модели. Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с этой моделью делят на 3 группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация.
4. SWOT-анализ. Наиболее известный из всех методов анализа конкурентных позиций. Заключается в учете преимуществ, недостатков, угроз и возможностей. Поэтому он позволяет выявить слабые и сильные стороны компании (товара) и найти способы решения возникающих проблем. С помощью SWOT-анализа компания может разработать стратегию поведения. Выделяют 4 основные типы стратегий. Это СВ-стратегия, которая заключается в использовании сильных сторон компании. СлВ-стратегия, предусматривающая преодоление слабых сторон, которые есть у фирмы. СУ-стратегия, позволяет использовать сильные стороны компании для защиты от угроз, а СлУ-стратегия дает возможность найти способ избавиться от слабых сторон предприятия, чтобы избежать угроз.
5. SPACE-анализосновывается на мнении, что конкурентоспособность продукции и финансовая сила предприятия являются основополагающими факторами стратегии развития фирмы, а преимущества отрасли и стабильность рынка имеют значение в масштабах отрасли. В результате анализа определяется группа признаков (позиция предприятия), которым фирма соответствует в большей степени. Это конкурентная, агрессивная, консервативная и оборонительная позиции.
6. PEST-анализ позволяет выявить экономические, политические, социальные и технологические факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на предприятие. По результатам анализа составляется матрица, в которой видна степень влияния того или иного фактора на фирму.
7. Метод Конкурентной модели по М. Портеру позволяет охарактеризовать состояние конкуренции в отрасли. Для этого оценивается влияние следующих 5 сил: угроза появления продуктов-заменителей, способность поставщиков торговаться, угроза появления новых конкурентов, соперничество между имеющимися внутри отрасли конкурентами, способность покупателей торговаться.