Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы

Исследование деятельности конкурирующих предприятий, как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:

• выявление действующих и потенциальных конкурентов;

• анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;

• выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Ниже приводится описание двух методов определения положения организации среди конкурентов. Первый метод основан на расчетных данных, а второй - на методе экспертных оценок. Расчетный метод позволяет правильно оценить текущее положение фирмы на рынке и определить ближайших конкурентов. Кроме того, способст­вует определению уровня конкуренции на выбранном сегменте рынка, текущей позиции ближайших конкурентов, а также возможное поло­жение фирмы при входе на рынок и стратегию для ее уверенного эко­номического роста. Экспертный метод является дополнением к расчетному (табл. 1.2) и помогает определить недостатки фирмы, а также возможные цели на будущее (для уверенного роста фирмы).

Расчетный метод определения позиции фирмы среди конкурен­тов заключается в составлении конкурентной карты рынка. Для ее со­ставления необходимо оценить текущую рыночную долю предпри­ятий и темпы их прироста. Рыночная доля конкурентов, отражая наи­более важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров (услуг).

Необходимо учитывать следующие условия:

• продукция (услуги), по которой определяются доли конкурентов, должна относиться к одной и той же классификационной группе;

• рассматриваемая географическая граница рынка должна быть общей для всех анализируемых предприятий;

• расчет должен производиться для фиксированного интервала

времени.

Факторы, влияющие на изменение доли рынка:

1. Объем реализации продукции.

2. Активность сегмента рынка.

3. Ассортиментно-ценовая политика.

4. Предпочтения потребителей.

Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий-конкурентов. Это позволяет выделить 16 типовых положений пред­приятий, отличающихся степенью использования конкурентных пре­имуществ и потенциальной возможностью противостоять натиску конкурентов (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru Конкурентная карта рынка

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru Доля рынка (D) Классификация групп предприятий на исследуемом рынке
Темпы роста доли рынка (Т)   1. Лидеры 2. Сильная конкурентная позиция 3. Слабая конкурентная позиция 4. Аутсайдеры
Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru
1. Предприятия с быстроулучшающейся конкурентной позицией Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru
2. Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru
3. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru
4. Предприятия с быстроухудшающейся конкурентной позицией Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

Примечание: G - среднеквадратическое отклонение.

Приведенные в таблице показатели рассчитываются дополни­тельно.

Для составления конкурентной карты рынка необходимо оценить текущую рыночную долю предприятия и темпы ее прироста.

1. Рыночная доля конкурентов, отражая наиболее важные результа­ты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные ха­рактеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров. Необходимо учитывать следующие условия:

• продукция, по которой определяются доли конкурентов, должна относиться к одной и той же классификационной группе;

• рассматриваемая географическая граница рынка должна быть общей для всех анализируемых предприятий;

• расчет должен производиться для фиксированного интервала времени. Значение рыночной доли конкурентов можно рассчитать по формуле

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

где Дi - рыночная доля i-го предприятия по количеству общей стоимости реализованной продукции;

Вi - выручка i-го предприятия по рассматриваемой продукции;

Кi - количество проданной продукции i-го предприятия;

Ц i - цена продукции i-го предприятия.

Если Дi < 1 < 1 , то предприятие работает в дорогом или монопольном среднем или дешевом ценовом сегменте

Дополнительно необходимо рассчитать среднеквадратическое отклонение (СКО), которое совместно с минимальным и максималь­ным значениями определяет границы групп предприятий:

для сектора предприятий, у которых рыночная доля меньше среднего значения

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

для сектора предприятий, у которых рыночная доля больше среднего значения

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

где N- количество предприятий на рынке;

пi - количество предприятий, у которых рыночная доля меньше среднего значения.

Существует схема отнесения предприятий к различным группам по их рыночным долям:

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

2. Определяют темпы прироста доли рынка по каждому предпри­ятию:

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

где Дiо - доля рынка i-го предприятия за базовый период;

ДiT - доля рынка i-го предприятия на текущий период.

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

Рыночная позиция определяется как

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

Заполнив матрицу, можно определить положение фирмы среди конкурентов, ее ближайших соперников, а также в зависимости от позиции фирм на конкурентном рынке определить возможные стратегии предприятия: лидера, претендента на лидерство, ведомого, стратегию рыночной ниши.

Экспертный метод.

Таблица 1.2

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов

Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Равная оценка Недостатки
Менеджмент предприятия
Философия предприятия   +
Дели и стратегии   +  
Система мотивации работников   0+  
Производство
Качество средств труда   +
Гибкость технологии   0+  
Качество планирования и управления +  
Научные исследования и развитие
Интенсивность и результаты   0+  
Ноу-хау +  
Использование новых информационных технологий +  
Маркетинг
Организация сбыта +  
Расположение сбытовых филиалов +  
Фаза «жизненного цикла» важнейших продуктов +  
Кадры
Возрастная структура   0+  
Уровень образования   0+  
Квалификация и мотивация менеджмента   0+  
Финансы
Доля собственного капитала +  
Финансовый баланс +  
Возможности получения кредитов +  
             

Примечание: +- собственное предприятие; 0 - важнейший конкурент

Всесторонний анализ приведенных характеристик деятельности конкурентов, в том числе выявление их сильных и слабых сторон, по­зволяет предприятию, осуществляющему маркетинговые исследова­ния, сделать выводы относительно возможных вариантов выхода на рынок или дальнейшего расширения рыночной доли, провести оценку стратегии основных конкурентов. Стратегию основных конкурентов изучают, исследуя следующие наиболее важные факторы:

• конкурентоспособность реализуемого ими комплекса услуг;

• практику конкурентов в рекламе и стимулировании сбыта;

• практику конкурентов относительно торговых марок производителей услуг;

• привлекательность маршрутов и дополнительного набора услуг конкурентов;

• тип сети и практику продвижения и сбыта продуктов (местная или собственная, формы и методы продажи и т. д.).

Результатом проведенных исследований является возможность правильно определить цели дальнейшей деятельности предприятия на основании информации, из которой можно выявить ключевые факто­ры успеха каждой стратегии (конкурента) и их слабые стороны для перехода к новому качеству и росту объемов хозяйственной деятель­ности турфирмы. Это сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финан­совых и инвестиционных, а оценка результативности стратегии ме­неджмента основывается, прежде всего, на определении экономиче­ской эффективности ее реализации. Поэтому в процессе оценки необ­ходимо определить, насколько уровень этих рисков является допусти­мым для деятельности турфирмы с позиций их возможных негатив­ных финансовых последствий.

Технология принятия управленческих решений в условиях риска

Принимать управленческие решения на практике приходится достаточно часто. При этом применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, подразумевающий знание:

а) известных типовых ситуаций;

б) предыдущих распределений вероятностей;

в) субъективных оценок, сделанных аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Технология анализа:

• прогнозируются возможные исходы Rk, где к= 1,2,...,n: в качестве Rk могут выступать различные показатели, например, доход, прибыль, приведенная стоимость ожидаемых поступлений и др.;

• каждому исходу присваивается соответствующая вероятность Рк, причем

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

• выбирается критерий (например, максимизация математиче­ского ожидания прибыли):

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

• выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.

Пример.

Имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капиталовложений. Величина планируемого дохо­да (тыс. руб.) в каждом случае неопределенна и приведена в виде рас­пределения вероятностей:

Проект А     Проект В
Доход Вероятность   Доход Вероятность
3 000 0,10   2 000 0,10
3 500 0,20   3 000 0,15
4 000 0,40   4 000 0,30
4 500 0,20   5 000 0,35
5 000 0,10   8 000 0,Ю

Математические ожидания дохода для рассматриваемых проек­тов будут соответственно равны:

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы - student2.ru

Таким образом, проект В более предпочтителен. Следует отме­тить, что этот проект является и относительно более рисковым, по­скольку имеет большую вариацию дохода по сравнению с проектом А. В данном случае основным критерием отбора варианта была максими­зация математического ожидания дохода.

Наши рекомендации