II. Упражнение в делении слов на слоги.

1. – Что кричат болельщики, если их команда выигрывает? (Молодцы.)

– Сколько в слове слогов?

– Какой первый? Второй? Третий?

– Как узнали?

– Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы находитесь на стадионе и кричите это слово игрокам (только негромко).

II. Упражнение в делении слов на слоги. - student2.ru

– Используя этот способ определения слогов в словах, проведем физминутку. Я буду называть слова, а вы будете делать столько приседаний, сколько слогов в слове.

Трава, кустик, лесок, поляна, птичка, цветок, дерево.

– Сколько слогов было в этих словах?

– В словах может быть разное количество слогов. Чтобы их определить, есть и другие способы. Надо поднести ладошку к подбородку и четко, ясно произнести слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки, столько слогов в слове.

Еще один способ. Надо поднести ладошку ко рту и четко, ясно произнести слово. Сколько раз струя выдыхаемого воздуха коснется ладошки, столько слогов в слове.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Упражнение 39, с. 25 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Использовать разные способы определения количества слогов в словах.

2) Упражнение 41, с. 26 – устный разбор.

– Какую особенность заметили в словах?

– Сколько слогов в каждом слове? А число букв в словах одинаковое?

– От чего еще зависит количество слогов? (От количества гласных.)

– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.

III. Итог урока.

– Что выяснили на уроке?

– Что такое слог?

– Как можно определить количество слогов в слове?

Домашнее задание:упражнение 38, с. 24.

У р о к 13
сколько слогов может быть в словах?

Цель: развитие умения различать количество слогов в словах по количеству гласных звуков.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е:

ка ли ру се мы кош

– Что вы видите на доске? Прочитайте.

З а п и с ь с л о г о в в тетрадь.

– Какое задание можно предложить? (Дополнить слоги до слов.)

З а п и с ь с л о в учениками на доске и в тетрадях.

– Разделите слова на слоги.

– Какие способы можно использовать для определения количества слогов? (Дети вспоминают те способы, которые использовали на прошлом уроке.)

– Как без помощи рук можно определить количество слогов в словах? (Посчитать гласные.)

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

II. Работа над темой.

1. – Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги и вы узнаете что-то еще интересное.

– Как вы думаете, какой слог из записанных сначала будет лишним? Почему? («кош» – в нем три звука.)

– Пропойте эти слоги. (ка ли ру се мы кош.)

– Что заметили?

– Какой звук последний в слогах ка ли ру се мы? (Гласный.)

– А в слоге кош? (Согласный.)

– В русском языке слоги, заканчивающиеся на гласные, очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. Почему? Такие слоги называются открытыми.

– А можно ли пропеть слоги, которые заканчиваются на согласные? Почему? (Согласный закрыл слог.)

– Как можно назвать такие слоги? (Закрытые.)

– Приведите примеры открытых и закрытых слогов.

2. – Сколько может быть слогов в словах?

– А может ли слог состоять из одной буквы?

– Эта буква будет гласная или согласная? Почему?

– Есть гласные, про которые можно сказать «Буква, слово, слог»?

Учитель читает текст.

И мы не хуже

«И мы не хуже», – так подумали некоторые гласные, когда Я расхвасталась, что она – буква, слог и слово. Они сказали:

– Не ты одна такая. А у нас, думаешь, и заслуг нет? О каждой из нас четырех тоже можно сказать «Буква, слово и слог».

– А что это за гласные такие, как вы думаете, ребята? (а о и у.)

– Сколько же слогов может быть в словах?

– Как называют слова, которые состоят из одного слога? (Односложные.)

– Какие слова называются двусложными? Трехсложными?

II. Упражнение в делении слов на слоги. - student2.ru

Учитель. Я буду сейчас называть слова, а вы – приседать. Но ребята I ряда будут приседать, если я назову односложные слова, II ряд – двусложные слова, III ряд – трехсложные слова.

Деревья, дети, слон, кукла, машина, стол, слог, звон, коробка, крыша и др.

III. Работа с учебником.

Упражнение 43, с. 27 (с комментированием).

– Какое еще задание можно предложить к этим словам?

(Часть заданий, которые предлагают дети, можно выполнить.)

– Сколько может быть согласных в одном слоге?

– Назовите закрытые слоги.

– В одном слоге может быть даже четыре согласных. А вот слогов, в которых было бы пять согласных подряд, – нет!

IV. Итог урока.

– Сколько же может быть в слове слогов? От чего это зависит?

– Что еще узнали о слогах?

– Какие слоги называют закрытыми? Открытыми?

1) Мама или бабушка?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

2) Черемуха или каштан?

Как звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку? Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два слога.

3) В словах клен и клоун по три согласных звука. А сколько слогов в каждом слове? Почему?

4) В слове кот и в слове мяу по три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

Домашнее задание:упражнение 44, с. 27.

У р о к 14
ударные и безударные слоги.
роль ударения в различении смысла слов

Цель: углубление представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

Ход урока

I. Словарная работа.

Внимательно посмотрите на данный шифр:

 
о д х ж ф г ь к
з л ы р ъ ч у ю
н ш т э п и а я

и ключи к нему:

1) 2 – 1 1 – 1 4 – 2 1 – 1 6 – 1 7 – 3

2) 3 – 1 2 – 2 1 – 1 5 – 3 1 – 1 8 – 1

3) 5 – 3 7 – 2 6 – 1 7 – 3 2 – 2 1 – 1

Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке. Они нам помогут в работе над темой.

З а п и с ь с л о в: дорога, хлопок, пугало.

– Какие задания можно предложить к этим словам? (Разобрать слова по системе СУО.)

– Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова? (Двусложные, трехсложные.)

– Назовите открытые слоги и закрытые.

– Что можно сказать об этих словах как частях речи?

II. Работа над темой.

Учитель звонит в колокольчик.

– Что вы слышите? (Звон.)

– Почему колокольчик звенит?

– Что он вам сообщает, что сигналит? (Этот сигнал означает начало или конец урока.)

– Но ударить можно и голосом один слог в слове.

– Ударить слог голосом – значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. «Удар» выделяет слог из слова.

– Каким значком мы показываем, что слог ударный?

– Над какими буквами ставится этот знак? Почему?

– Как же определить ударный слог?

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Об ударных и безударных слогах.)

– Я открою два секрета.

1) С е к р е т «просительный».

– Чтобы определить ударный слог, можно попросить о чем-либо этот предмет или позвать его.

Определить ударение в словах. (Дорога, хлопок, пугало.)

2) С е к р е т «кричальный».

Слово произносится быстро три раза, а на четвертый выкрикиваем в нем ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля».

– Как вы думаете, зависит ли смысл слова от постановки ударения? Запишите еще раз эти слова. (Дорога, хлопок, пугало.) Поставьте ударения в этих словах на другие слоги, используя «кричальный» способ.

– Что заметили? (В первом слове ударение теперь падает на 3-й слог, во втором – на 2-й слог, в третьем – на 2-й слог.)

– Есть ли разница в написании этих слов?

– А на слух? (Изменился смысл слов.)

– Такие слова в русском языке называют омонимами.

Мне слово «чудно»

Изменить не трудно:

Поставим ударение на «о» –

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

– Для чего нужно ударение? (Оно помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

– Где место ударения в словах? (Над ударными слогами, а точнее, над гласной этого слова.)

– Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный.)

– А тот слог, на который не падает ударение? (Безударный.)

– На какие буквы – гласные или согласные – ставится ударение?

– В русском языке об ударных гласных говорят, что они стоят в сильной позиции, а о безударных гласных – в слабой позиции.

Наши рекомендации